регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

3 основных KPI
для отдела продаж в рознице,
опте и услугах
для отдела продаж в рознице,
опте и услугах
Согласно исследованиям, использование KPI для мотивации менеджеров увеличивает продажи в среднем на 20–30 %. Какие показатели выбрать для мотивации разных менеджеров? Как правильно рассчитать KPI и стоит ли его использовать для РОПа? Какие преимущества и недостатки у этого метода? В статье есть ответы на все вопросы.
KPI в переводе с английского означает ключевой индикатор/показатель эффективности или индикатор качества работы персонала. Эта характеристика позволяет проводить анализ эффективности деятельности компании/отдела/менеджера и уровень приближения к намеченной цели.
Оценка эффективности менеджера по системе KPI может быть простая – достиг/не достиг результата. Но обычно используется более сложный метод, когда KPI выражают в % от достижения результата.
Введение индикаторов эффективности в ОП сразу улучшает качество работы персонала. Зарплата менеджера находится в прямой зависимости от эффективности его работы. А это служит стимулом для достижения результатов. Но, кроме этого, есть и другие преимущества от внедрения KPI:
В зависимости от стратегических целей компании можно использовать различные KPI в формуле расчета зарплаты. Главное, чтобы эти показатели были реальными и достижимыми. В противном случае мотивация может превратиться в демотивацию.
Не всегда внедрение KPI дает результат. Если итог работы сотрудников сложно оценить количественно или ваш продукт уникальный, бизнес скорее не подходит для системы. Использование показателей эффективности с одной стороны улучшает работу компании, а с другой – это достаточно затратный процесс. Если в компании финансовый кризис, то вы не в состоянии будете быстро поднять зарплаты по итогам первого месяца. На этом этапе лучше отказаться от KPI. Какие еще трудности могут возникнуть:
Перед введением нового механизма выполните анализ работы отдела. Определите, какие показатели для каких менеджеров лучше использовать в схеме. Расчет этих показателей должен быть простым и понятным персоналу.
Анализ и оценка работы компании/персонала с помощью KPI дает отличные результаты в сферах продаж и услуг. Особенно эффективен этот метод для больших и средних компаний. Главное условие для внедрения KPI – возможность работу сотрудников зафиксировать в количественные рамки. Например, в сфере услуг для салонов красоты, парикмахерских, спортзалов рекомендуются такие показатели как количество клиентов и средний чек. А для сферы продаж важен план по объему продаж, поступлению денежных средств, среднему чеку. Для каждой отрасли разрабатываются свои KPI, которые способствуют достижению намеченных целей.
Например, в кофейной компании из Санкт-Петербурга с отделом продаж из 3 менеджеров и руководителя ввели KPI для хантеров – план продаж от 80% и выше, маржа от 50% и выше (стимул продавать более дорогой кофе), средний чек.
Общая схема начисления зарплаты менеджера, которая утверждается руководителем компании:
ЗП = Оклад + Премия + Бонус, где
Оклад – фиксированный доход по штатному расписанию,
Премия – плавающий доход на основе достигнутых KPI,
Бонус – вознаграждение в виде % от личного оборота менеджера.
С окладом все понятно, а как рассчитать премию и бонус? И главное, как рассчитать KPI?
Для этого нужно пройти несколько этапов:
Расчет эффективности выполняется по формуле:
KPI = KPI1*ВесЗн%*КоВыпПл + KPI2* ВесЗн%*КоВыпПл + KPI3* ВесЗн%*КоВыпПл, где
KPI1, 2, 3 – выбранные показатели эффективности;
ВесЗн% — весовая значимость показателя в системе – важно правильно расставить приоритеты;
КоВыпПл – коэффициент выполнения плана, который может быть равен числу от 0 до 1,2 в зависимости от % сделанного плана по конкретному показателю. Для этого составляется специальная таблица, в которой закрепляются и утверждаются «вилки» процентного выполнения показателя и соответствующего КоВыпПл.
Выполним расчет:
Например, в отделе утвердили такую систему KPI
Вид KPI | План | Весовая значимость | |
KPI1 | Уровень покрытия клиентов, % | 85 | 45 % |
KPI2 | Число вернувшихся клиентов | 15 | 30 % |
KPI3 | Активность менеджера (звонки) | 250 | 25 % |
и такую «вилку» для КоВыпПл
Выполнение KPI в % | КоВыпПл |
< 80 % | 0 |
80–99 % | 0,9 |
100–120 % | 1,0 |
> 120 % | 1,2 |
Пусть на базовую премию в бюджете заложили 30000 рублей, а план по KPI1 выполнен на 105%, по KPI2 на 85%, по KPI3 на 70%. Тогда по формуле рассчитываем:
KPI (премия) = 30000*45%*1,0 + 30000*30%*0,9 + 30000*25%*0 = 13500 + 9000 + 0 = 22500
Бонус рассчитывается как % от оборота в зависимости от выполненного плана и дебиторской задолженности:
Бонус = Общий оборот по менеджеру*% от оборота*Кт/о*Ко, где
Кт/о – коэффициент личного плана по товарообороту
(например, ниже 80 % – 0, 80–99 % – 0,6, 100–120 % – 1,0, а свыше 120 % – 1,2)
Ко – показатель дебиторской задолженности, который при значениях более 5 % начинает выполнять штрафную функцию.
Непосредственно величина % от оборота утверждается коммерческим директором.
Чтобы рассчитать для сотрудников планы по KPI, идем от обратного и используем метод декомпозиции:
Разные менеджеры в ОП направлены на решение различных задач. Поэтому и наборы KPI для мотивации отличаются согласно поставленным целям. Показатели могут быть в денежном эквиваленте (план продаж), количественном (число звонков), процентном (% покрытия) или временном выражении. Также у менеджеров разных категорий отличаются зарплаты по % соотношению в них оклада, премии и бонуса. Рекомендуемые системы мотивации для сотрудников ОП:
Как соотносятся между собой три основные части зарплаты:
Оклад – 30 % / Премия – 50 % / Бонус – 20 %
Какие KPI можно использовать для расчета премии:
Составные части зарплаты: Оклад – 20 % / Премия – 20 % / Бонус – 60 %.
Фермеры обычно нацелены на увеличение товарооборота и уменьшение дебиторской задолженности.
Рекомендуемые KPI:
Состав зарплаты: Оклад – 15 % / Премия – 15 % / Бонус – 70 %.
Какие могут быть варианты показателя:
Расчет зарплаты для KAM основывается на таких моментах:
Состав зарплаты: Оклад – 40 % / Премия – 10 % / Бонус – 50 %.
Для успешной деятельности отдела продаж мотивация должна быть не только у рядовых менеджеров, но и у руководителя. Зарплата РОПа – это твердый оклад (40–50 %) + премия (зависимость от KPI) + бонус. Определить KPI для руководителя можно от обратного – выяснить, какой результат компания хочет получить от деятельности отдела. А затем разложить бизнес-процесс на этапы, которые приведут к этому результату.
Какие выбрать KPI для РОПа:
Мотивация РОПа основана на дополнительных выплатах. Размер этих выплат зависит от слаженной работы всех сотрудников. Например, схема начисления бонуса для РОПа может выглядеть так:
80 % выполнения плана отделом – коэффициент 0 (нет бонуса);
80–100 % – коэффициент 1;
100–120 % – коэффициент 2;
более 120 % – коэффициент 3.
Размер бонуса нужно ограничить конкретной цифрой или процентом, чтобы собственник не остался без прибыли. Система мотивации должна пересматриваться хотя бы раз в год.
Для подстраховки руководителю отдела рекомендуется немного завышать планы для менеджеров (на 15–20 %). В то же время, общий план продаж отдела следует занизить на 5–10 % относительно суммарного плана продаж менеджеров. Так закладывается вероятность провала плана кем-то из сотрудников, которая не отразится на доходе РОПа.
Чтобы внедрение в компании KPI дало результат, руководители сами должны видеть его плюсы и разъяснить их своим сотрудникам. Правильно выбранные показатели для мотивации персонала – гарантия успеха компании.