Конверсия воронки продаж
Воронка продаж – это число возможных покупателей, которые вошли в контакт с менеджером компании и находятся на определенных этапах взаимодействия. Воронка показывает полный цикл продаж – от самого первого контакта и до совершения покупки. Существует несколько способов повысить ее конверсию.
Почему воронка не работает
Существует несколько основных причин, по которым воронка может показывать низкую конверсию:
- вы ориентируетесь на работу не со своей ЦА. В этом случае подписчики или посетители прекращают взаимодействие уже на первом этапе. Возможные причины – вы не правильно представили клиентам выгоды товара, либо подали их не той группе;
- вы дали покупателю много времени для принятия решения. Чтобы клиенты не уходили от вас на завершающей стадии сделки, используйте техники ускорения продаж;
- некоторые менеджеры не имеют достаточно знаний, опыта или мотивации. Иногда персональные воронки продавцов значительно отличаются.
В таких случаях необходимо провести комплексный анализ воронки.
Как определить, что воронка показывает не ту конверсию, которой можно достичь? Обратите внимание на следующие моменты:
- число встреч довольно большое, однако результаты не ясны;
- построение бизнеса основано на опыте другой компании;
- отсутствует портрет покупателя.
В случае, когда найден хотя бы один из представленных выше признаков, стоит выяснить, кто является вашей целевой аудиторией.
Строим воронку
Чтобы выяснить, как выстроить воронку, узнайте, как покупатели взаимодействуют с продавцами. Нужно определить этапы, по которым проходит потенциальный покупатель до момента оплаты.
Воронка продаж позволяет судить о:
- количестве людей, заинтересовавшихся товаром и ставших покупателями;
- конверсии;
- длине воронки и ее этапов;
- среднем чеке.
Анализируя эти данные, вы узнаете, на каком этапе теряется больший процент покупателей. Также вам станет ясно, как изменить уже существующие бизнес-процессы, чтобы увеличить продажи.
Разрезы воронки продаж
Для настройки воронки в CRM-системе важно уметь работать в семи разрезах:
- по новым покупателям. Важно следить, как потенциальная аудитория перемещается от одного этапа к другому, до самого момента оплаты;
- по текущим клиентам. Следует контролировать, как совершаются вторая и последующие сделки;
- по каналам продаж. Выясняйте, какие способы привлечения покупателей самые эффективные – холодные звонки, встречи, рекламные объявления, email-рассылка;
- по продуктам. Выясните, какие товары имеют большую конверсию. Какие товары более популярны у ЦА вашей компании. Важно выяснить, что клиенты приобретают с определенным товаром;
- по целевой аудитории. Разделите клиентов на группы для анализа основных показателей – пол, возраст, профессиональные интересы, наличие детей. К примеру, если женской аудитории больше, необходимо работать именно с этой категорией. Так можно эффективно увеличить выручку;
- по региону. Изучайте, в каких регионах более востребован ваш продукт. Проанализируйте причины такой популярности. Увеличьте усилия в этом направлении и попутно анализируйте стратегию команды маркетологов;
- по сотрудникам. Этот этап анализа важно проводить, чтобы узнать, на каких этапах менеджеры испытывают нехватку знаний и опыта. Благодаря полученным данным можно определиться с программой обучения продавцов и устранить имеющиеся проблемы.
Используя анализ разрезов воронки, вы сможете устранить ненужные каналы продаж и уделить внимание более прибыльным направлениям.
Результаты работы с данными воронки продаж
Основное условие привлечения как можно большего числа клиентов – расширение стенок воронки.
Рекомендации по увеличению конверсии:
- повышайте конверсию отдельно каждого этапа. Так вы сможете улучшить показатели воронки в целом;
- выясняйте, какие группы покупателей являются самыми конверсионными. Вычисляйте популярные продукты и более эффективные каналы. Стимулируйте работу маркетологов в данном направлении;
- работайте с несколькими из перечисленных пунктов.
Комплексная работа с воронкой продаж поможет увеличить число клиентов, заинтересованных в вашем товаре.
Когда приступать к работе над воронкой продаж
Прежде чем начинать анализировать и улучшать конверсию, необходимо набрать достаточный объем покупателей, которые попали в воронку. Количество клиентов, позволяющее проводить аудит, определяется нишей.
Последовательность работы над воронкой:
- первый пункт работы над воронкой – выявить этап, на котором теряется наибольшее число покупателей. Выясните, по каким причинам клиенты приняли решение не покупать продукт у вас;
- рассчитать конверсию. Этот показатель определяют по формуле – конверсия = число успешных сделок/все закрытые сделки. Рассчитывая конверсию, учитывайте длину воронки;
- поднять конверсию. Улучшить показатели эффективности воронки путем работы над всеми показателями.
Проведите оценку причин отказов и работайте в направлении их уменьшения.
Повышение конверсии воронки продаж
Улучшить конверсию помогает комплексная работа над несколькими факторами. Каждый из них требует тщательной проработки.
Квалификация персонала
Каждый менеджер, взаимодействующий с клиентом по телефону, должен уметь правильно разговаривать. Конверсия выше, если персонал обучен маркетинговым стратегиям и имеет необходимые навыки продаж.
Прослушивайте разговоры. Так вы поймете, где ваши продавцы работают недостаточно хорошо. Полученная информация позволит найти неэффективные скрипты продаж и заменить их новыми.
Обязательный этап работы над квалификацией персонала – составление листов развития маркетологов. Они представляют собой таблицы, в которых расписаны все этапы продаж. В листах развития необходимо указать, какие техники продаж и навыки должны использовать менеджеры на определенных этапах. Благодаря этим таблицам менеджеры действуют не наобум, а по выбранной схеме продаж.
Одно из главных условий повышения компетентности продавцов – их постоянное обучение. Необходимо тестировать, насколько эффективно работают продавцы.
Точки контакта
Точками контакта называют места, которыми компания соприкасается с покупателем. Среди них стоит выделить сайт, рекламу, полезный контент, офис, визитки. Всего их существует 189.
Основное условия эффективного повышения конверсии воронки – повышать показатели одной точки соприкосновения в неделю. Благодаря такому подходу число клиентов на входе будет увеличиваться. К примеру, при обзвоне потенциальных участников вебинара и приглашении их голосом, можно увеличить конверсию на 20 %.
Продукт
Оценивайте качество своего продукта, пользуясь индексом лояльности. Для этой цели опросите покупателей.
Квалифицированный лид
Работать нужно только с ЦА. Усилия, направленные на работу с людьми, не заинтересованными в вашем товаре, будут потрачены впустую. Найти своего покупателя вам поможет ABCXYZ-анализ. Каждого потенциального клиента, оказавшегося на входе, следует проверять по этим показателям. Для этого нужно заготовить определенные вопросы-маркеры, позволяющие выявить целевых клиентов.
Канал продаж
В разных сферах бизнеса наибольшей эффективностью обладают свои каналы продаж. К ним относятся:
- email-рассылка;
- звонки;
- рекламные объявления;
- вебинары;
- различные конференции.
Чтобы не тратить время и средства впустую, важно узнать каналы продаж, подходящие конкретно под ваш бизнес. Лучший способ определить наиболее выгодные направления поиска клиентов – организовать встречу с руководством конкурирующей компании, результаты которой превышают ваши.
Бизнес-процесс
Работайте над ошибками. Ваши действия должны ориентироваться на особенности сектора, в котором вы работаете (B2B, B2C). Ошибки, на которые стоит обратить внимание прежде всего:
- включение в воронку продаж стадии «клиент думает» или «клиент изучает УТП». Такой анализ зачастую оказывается ошибочным;
- не исключайте вариант подключения дополнительного сотрудника, который будет оптимизировать процесс торговли, заниматься рекламой товаров и стимулированием продаж;
- не стоит нагружать одного сотрудника сразу несколькими функциями. Ему не хватит времени, чтобы эффективно продавать ваш товар;
- при правильном распределении обязанностей в отделе продаж конверсия воронки увеличивается.
Следуя этим правилам, вы сможете понять, какие проблемы присутствуют в отделе маркетинга, как повысить конверсию воронки продаж и распределить обязанности среди менеджеров.
Определяем узкие места по принципу Bottle Neck
Используя технологию бутылочного горлышка, вы сможете эффективно работать с этапами воронки, тормозящие процесс подведения клиента к сделке. Чтобы выяснить, где резко снижается конверсия, проанализируйте следующие данные:
- не собирается ли большое количество лидов на одном из этапов;
- активны ли программы, призванные улучшить точки соприкосновения с клиентом;
- настроен ли сбор показателей по переходам между этапами;
- была ли проведена оценка результативности перехода;
- как отрабатываются процессы, призванные устранить затруднения на определенных этапах;
- как проводится оценка работы продавцов по листам развития;
- настроена ли процедура анализа для определения возможностей перемещения клиента с одного этапа на другой;
- выявлены ли каналы продаж с наибольшей эффективностью.
Учитывая эти данные, вы сможете повысить эффективность отдельных сотрудников и отдела маркетинга в целом.
Как увеличить прибыль с pipeline
Повысить прибыль можно при помощи инструмента pipeline. Он работает по простой формуле – маркетинг+отдел продаж = конверсия.
Этапы:
- холодный звонок – реклама;
- определение «боли» – примеры работ, кейсы;
- вебинар – получите дополнительный товар в качестве презента;
- КП – примите решение в течение суток и получите выгодное предложение – товар со скидкой;
- договор/оплата – мы уже работаем.
Благодаря pipeline можно расширить стенки воронки.
Вывод
При создании и тестировании воронки важно помнить про распространенные ошибки, которые не следует допускать, про необходимые для внедрения инструменты, способные повысить конверсию.
Основная задача воронки продаж – постоянно вести клиента к сделке. Этой цели можно достигнуть при создании конкретных и понятных этапов. Они отличаются для разных сфер, однако принцип последовательности их объединяет.
Какие действия нужно предпринимать:
- создавать правильную мотивацию для клиента;
- пробуждать его интерес;
- подталкивать покупателя к принятию решения;
- подводить клиента к целевому действию.
Для каждого товара, группы ЦА, канала продаж и региона требуется создавать отдельную воронку. Чтобы повышать конверсию, ее необходимо постоянно анализировать. Важно определять узкие места воронки.
Используя основные инструменты повышения конверсии воронки, можно увеличить прибыль и сократить расходы на работу с неэффективными каналами.