Конкуренция в отделе продаж
Формирование здоровой конкурентной среды внутри компании – действенный способ увеличить ее эффективность, а вместе с ней и прибыль. Многие собственники бизнеса и топ-менеджеры не спешат брать это на заметку, считая конкуренцию чем-то плохим, явлением, которое нужно всеми способами пресекать. Предлагаем вам посмотреть на конкуренцию иначе и получить от нее выгоду.
Насколько эффективна конкуренция
Конкурентная среда – мотивация и для руководителя, и для его подчиненных делать свою работу лучше и в больших объемах, нежели в комфортных неконкурентных условиях. Конкуренция – двигатель «естественного отбора» в отделе продаж. Неэффективные менеджеры выбывают из гонки за выполнение плана и получение статуса лучшего сотрудника месяца. Остаются наиболее сильные, способные и трудолюбивые продавцы, что определенно идет на пользу всей компании.
А если конкуренции не будет?
Можете удивляться, но отсутствие разделения отдела продаж на несколько отделов и отсутствие здоровой конкуренции между ними – большая проблема для бизнеса. Вот лишь некоторые трудности, с которыми придется столкнуться собственнику:
- Шантаж со стороны руководителя отдела продаж либо его подчиненных – менеджеров. Они могут угрожать увольнением или невыходом на смену в случае, если вы не повысите им зарплату, не выплатите премию либо не предоставите необходимые им привилегии.
- Непрозрачность работы отдела продаж, которая заключается в непонимании процессов, действий и ресурсов, затрачиваемых на деятельность подразделения. Весь опыт и знания о том, как все работает, сосредоточены в руках 1–2 человек – они становятся незаменимыми.
- Низкая эффективность отдела продаж, обусловленная тем, что действительно работают единицы, тогда как остальные сотрудники «числятся» в компании и не спешат выполнять план. В таких условиях даже руководитель отдела может проявлять себя крайне пассивно.
- Скованность в плане управления и распределения персонала. Вы не сможете быстро уволить неэффективного РОПа и найти ему адекватную замену, так как только он знает, как работает отдел. То же самое касается менеджеров, которых нельзя уволить или перевести.
- Высокие затраты на выплату заработной платы и премии. В условиях, когда конкуренции в отделе нет, руководитель и менеджеры получают слишком много денег, делая при этом не так много работы. Появляются нерациональные затраты, тормозящие развитие компании.
Когда в отделе продаж отсутствует здоровая конкурентная среда, никто из сотрудников не хочет делать больше работы, чем остальные. Руководитель и вовсе часто не видит необходимости делать что-либо, кроме бессмысленного пребывания в собственном кабинете. Вот зачем так важно создать конкуренцию. Менеджеры станут соревноваться друг с другом, принимать эффективные решения, быть более креативными и продуманными, иными словами – действовать, а не сидеть без дела.
Признаки отсутствия конкуренции
Кроме рассмотренных выше проблем, на отсутствие конкурентной среды указывают признаки:
- в отделе работают несколько менеджеров по продажам, но у всех у них различный функционал, и в случае необходимости они не смогут заменить или дополнить друг друга;
- обратная ситуация – в отделе работает всего один менеджер или руководитель, в связи с чем конкуренция отсутствует как таковая, потому что банально не с кем соревноваться;
- у сотрудников есть дополнительные источники крупного дохода, что значительно уменьшает их мотивацию работать лучше, выполнять плана продаж.
Итак, вы определили необходимость в создании конкуренции в отделе продаж. Что надо делать?
Способы создания конкуренции
Рассмотрим четыре основных способа, с помощью которых можно создать хорошую конкуренцию:
- Увеличение количества отделов. Актуально для средних и крупных компаний, в отделе продаж которых работает не менее шести менеджеров. Суть проста – вы разбиваете сотрудников на две команды и для каждой из них назначаете отдельного руководителя. Для шести человек это будет две команды по три менеджера, для восьми – две по четыре. Если в компании работает девять и более продавцов, есть смысл разбить их уже на три команды. Статистика показывает, что такая структура приводит к увеличению продаж на 15–20 %.
- Наймите второго руководителя. Актуально для одного отдела, в котором уже есть РОП. Факт того, что на примете у руководства компании есть перспективный управленец, заставит нынешнего РОПа проявлять себя более активно, а не зря занимать место в своем кабинете. Такой подход удобен и тем, что в случае болезни, отпуска или увольнения текущего РОПа, «запасной» сможет моментального его заменить на время или встанет на пост руководителя уже на постоянной основе. Это предотвратит риск срыва плана по продажам.
- Разработайте прозрачную модель деятельности РОПа. Ее суть заключается в том, чтобы все – и топ-менеджеры, и менеджеры по продажам могли понимать, каким образом работает отдел, какие ресурсы затрачиваются на его деятельность, какие планы поставлены и как они выполняются. Для этого подробно опишите бизнес-процессы, на которых основана работа отдела продаж, в том числе с участием самого руководителя, который хорошо в этом разбирается. Еще лучше – выбрать и внедрить CRM-систему. Она в автоматизированном режиме будет предоставлять отчетность и аналитику по всем ключевым бизнес-процессам.
- Оптимизируйте систему оплаты труда менеджеров. Она должна представлять собой выплату справедливой, но не чрезмерно завышенной заработной платы. Также у собственника компании либо руководителя отдела продаж всегда должна быть возможность в любой момент уволить любого менеджера, не нанеся тем самым ущерб плану и компании в целом. Для этой же цели стоит сформировать кадровый резерв из продавцов, которые смогут сразу же приступить к работе взамен уволенного персонала.
Не беспокойтесь о том, что увеличение количества отделов или найм второго руководителя приведет к дополнительным финансовым затратам. Практика показывает, что подобные действия быстро окупаются, после чего начинают в каком-то роде приносить прибыль. Действуйте смело.
Нездоровая конкуренция в отделе
Отсутствие конкурентной среды в отделе продаж – это плохо, но еще хуже будет формирование нездоровой конкуренции. Под ней подразумевается ситуация, когда менеджеры не могут между собой поделить клиентов, буквально дерутся за внимание каждого покупателя, из-за чего падает их эффективность. Похожая ситуация происходит, если в отдел попадает новый сотрудник – старые могут сплотиться против него, заметив в нем сильного конкурента, способного забрать клиентов.
Важно рассмотреть другие яркие примеры последствий нездоровой конкуренции в отделе продаж:
- Отдел продаж занимается многоэтапными сделками. Менеджеры упорно игнорируют не своих клиентов, которые прошли первый этап сделки у другого продавца, считая, что это не их работа. В результате клиент уходит неудовлетворенным и зачастую сразу к конкуренту.
- Сначала с клиентом провел встречу один менеджер, а следующая по какой-то случайности проводится другим продавцом. Он предлагает клиенту хорошую скидку в обмен на лояльность к себе. Происходит ничто иное, как подкуп покупателя, да еще и за счет бизнеса.
- Компания занимается розничными продажами техники. В торговом зале на входе стоят два продавца и буквально вырывают входящего в зал человека друг у друга. Потенциальный покупатель от этого испытывает только раздражение и часто уходит из магазина без товара.
Это лишь часть ситуаций, в которых нездоровая конкурентная борьба мешает эффективной работе менеджеров, что в конечном итоге уменьшает прибыль компании. В силах РОПа своевременно выявить проблему, определить ее причины, быстро предпринять действия по решению проблемы.
Как стабилизировать ситуацию в отделе
Задача руководителя отдела в случае образования нездоровой конкуренции – взять ситуацию под контроль, при этом не уходя в бесконтрольные увольнения, штрафы и другие дисциплинарные взыскания. Вместо этого нужно предпринять одно или несколько из перечисленных ниже действий:
- Сформируйте четкую систему представлений того, как должны работать менеджеры. Для каждого сотрудника определите свой круг клиентов и обязанностей таким образом, чтобы они не пересекались друг с другом. Распределите клиентскую базу справедливо и равномерно, с учетом способностей и компетенций каждого менеджера по продажам.
- Разработайте правильную систему мотивации сотрудников. Она должна мотивировать продавцов вести себя достойно. Кроме материальных и нематериальных поощрений за выполнение плана, также должны быть штрафные санкции за проявления нездоровой конкурентной борьбы. Это могут быть денежные штрафы или нематериальные взыскания.
- Откажитесь от внедрения новых сотрудников в отдел под видом «воспитания» нынешнего персонала. Однозначно такой шаг будет воспринят «старожилами» негативно, что повлечет за собой сопротивление и конфронтацию. Старые сотрудники должны воспринимать нового как полноценного участника команды, а не как угрозу своим доходам и благополучию.
- Развивайте корпоративную культуру. Регулярно проводите корпоративы, мероприятия, ежедневные планерки. Отмечайте дни рождения сотрудников и другие важные праздники вместе. Устраивайте своеобразные посвящения для новых менеджеров. Если есть такая возможность, вводите совместные проекты для подчиненных для их командной работы.
Как вариант, организуйте в отделе продаж иерархическую структуру. Согласно ей, в подразделении нет одного бессменного руководителя, который управляет сразу всем отделом. Вместо него на руководящую должность периодически назначаются разные способные управленцы с лидерскими качествами, у которых в подчинении оказываются небольшие группы менеджеров по продажам.
Не рекомендуется делать резкие изменения в структуре отдела и работе подчиненных. Вводите инновации постепенно, попутно отслеживая результаты и при необходимости внося коррективы.
Если вы собственник бизнеса или топ-менеджер, начните работу по созданию благоприятной, но в то же время конкурентной среды в отделе продаж. Сделайте два параллельно работающих отдела либо используйте другие рассмотренные способы, и вы увидите, как это пойдет на пользу компании. Не бойтесь увеличения затрат – сначала это и правда произойдет, но на долгой дистанции правильные изменения однозначно ведут к экономии и росту эффективности продаж.