Коллаборация как маркетинговый инструмент

Одним из популярных трендов бизнеса в настоящее время являются коллаборации. Это объединение для достижения общих целей, участие в совместных проектах, которые делаются для повышения узнаваемости брендов и увеличения количества клиентов. Такой вид партнерства подходит для малого и среднего бизнеса, производственных и торговых компаний, заведений сферы услуг. 

Что такое коллаборация

Коллаборацией называют разные виды объединений для ведения совместной коммерческой, творческой или научной деятельности. Объединяться для реализации общих проектов или достижения похожих целей могут люди, компании, учреждения или общественные организации. Каждая сторона получает ряд выгод и преимуществ, объединяя не только известность в своем сегменте, но и финансовые, информационные и человеческие ресурсы. Таким образом, можно достичь поставленной цели намного быстрее и экономичнее. 

Преимущества коллаборации 

Какие выгоды получают предприниматели или компании, которые объединяются для достижения общих целей:

  • объединение своих целевых аудиторий. У каждой компании, которая какое-то время ведет свою деятельность, есть сформировавшийся круг постоянных и потенциальных клиентов, подписчиков и тех, кто уже осведомлен о бренде или продуктах фирмы. При коллаборации каждый участник имеет возможность проинформировать ЦА партнера о своих продуктах и получить положительную реакцию на них. В итоге каждая компания увеличивает количество клиентов и объемы продаж;
  • экономия ресурсов на продвижение. Проведение объединенных рекламных кампаний, маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта и продвижению позволяет оптимизировать расходы на рекламу. Партнеры также могут значительно уменьшить издержки на разработку новых технологий, разработок;
  • успешное формирование положительного имиджа. Коллаборации показывают открытость к сотрудничеству и партнерству, что положительно влияет на имидж и деловую репутацию участников проекта. 

Инструменты коллаборации

Одним из преимуществ коллаборации является большой выбор различных инструментов, с помощью которых можно продвигать и реализовывать совместные проекты.

Контент коллаборация

Популярный маркетинговый тренд 2019–2020 гг. Это объединение людей или компаний, которые совместно работают над созданием и продвижением контента для сайтов, страниц в социальных сетях. Такое партнерство подходит для предпринимателей, малого и среднего бизнеса, т. к. позволяет экономить на написании экспертных статей, съемках тематических видеороликов и другого контента по продвигаемым продуктам. При таком объединении не стоит забывать об уникальности (это касается текстов – статей, новостей, описаний продукции). 

Контент-коллаборация – это еще и привлечение сторонних экспертов для совместного создания текстового и визуального контента, написания обзоров, аналитических статей, которые потом публикуются всеми участниками процесса. 

В каком еще виде может проявляться контент-коллаборация:

  • создание совместных видеороликов. Отлично подходит для демонстрации взаимодополняющих продуктов. Например, можно демонстрировать работу фрезерного станка, который продает одна компания, вырезая заготовки или готовые изделия из акрила, который продает другая компания. Таким образом, можно показать применение и преимущества пластика, а также возможности и производительность оборудования;
  • совместные конкурсы, викторины. Такие объединения подходят для компаний малого и среднего бизнеса, которые хотят охватить большую аудиторию без значительных затрат на рекламу;
  • интервью или дискуссия на профильную тематику. Для обзора темы, которая будет интересна целевой аудитории, можно приглашать партнеров на интервью, круглые столы. Мероприятие можно снять в виде ролика или же описать в виде новостной статьи;
  • совместное ведение тематического блога. Чтобы увеличить количество подписчиков и регулярно наполнять блог полезными актуальными статьями, приглашают экспертов компании, которые работают в схожей сфере. 

Обмен контентом на онлайн-каналах

Эффективным инструментом является взаимообмен публикуемым контентом. Для этого на сайте создается раздел «Рекомендуемый контент», в котором публикуется ролик партнера со ссылкой на его ресурс или канал на YouTube. Или же партнерские ролики размещаются на канале компании. 

Для повышения эффективности можно использовать такие возможности онлайн-каналов, как взаимный обмен плей-листами, размещение ссылок на партнерский канал. Рекомендуется обмениваться видеороликами схожей тематики, т. к. в плей-листах должны быть подобраны видео, которые подходят под тематику категории. Ссылку на партнерский канал или другой ресурс можно также указать в описании к видео на своем канале.

Продвигать партнерскую компанию можно в своем видеоролике, коротко рассказав о его продукте, достижениях или истории. Такие рекламные вставки можно делать вначале, в середине или в конце ролика. 

Взаимный PR

Компании, продукты которых не конкурируют между собой, объединяются, чтобы в своих пиар-материалах рекламировать друг друга. Взаимный PR – это публикации о партнерской компании в статьях, размещаемых в блогах, в электронных газетах и журналах, печатных СМИ, на собственных ресурсах.

Главное правило – реклама должна быть скрытой, ненавязчивой. Можно упоминать о совместных реализованных проектах с компанией-партнером, планах о выведении нового коллаборативного продукта и пр. 

Проведение совместных промоакций

Для оптимизации расходов на продвижение и стимулирование сбыта можно проводить маркетинговые мероприятия, объединяясь с компанией, предлагающей вспомогательные товары. Например, фирмы, которые продвигают средства для ухода за кожей, могут объединяться с салонами красоты или косметологами. Предприниматели, реализующие бытовую химию, могут проводить совместные промоакции с теми, кто предлагает другие товары для дома, но в другой товарной категории и пр. 

Коллаборация в социальных сетях

Коллаборация в социальных сетях – это самый популярный вид объединения брендов, известных личностей и коммерческих компаний. Наиболее часто примеры коллабораций можно увидеть в Инстаграм, где в совместных проектах участвуют крупные бренды и известные актеры, блоггеры и другие лидеры мнений, имеющие влияние на определенную аудиторию.

Для малого и среднего бизнеса объединение в социальных сетях не ограничивается перепостами и взаимными лайками. Рекомендуется создавать профильные группы по пересекающимся тематикам, на которые могут подписываться фолловеры (последователи) компаний-участников совместного проекта. В группах публикуются профильные статьи и ролики, снятые совместно или по отдельности. Также эффективно работает обмен постами в сторис с упоминанием названия партнерской фирмы или его продуктов. 

Обмен лайками, комментариями в социальных сетях

По договоренности с партнером, нужно проявлять активность на его странице в социальных сетях, на сайте, и он, в свою очередь, делает то же самое. В аккаунтах и группах в соцсетях ставятся лайки, делаются репосты, пишутся комментарии, связанные с содержанием видеоролика или текстовой публикации. 

Для повышения результативности взаимной рекламы в социальных сетях рекомендуется использовать хэштеги с упоминанием компаний друг друга, делать отметки на фотографиях, упоминать партнерские торговые марки при публикациях в Stories.

Эффективность коллаборации 

Эффективность объединения измеряется количественным приростом трафика, лидов или покупателей. Чтобы рассчитать, насколько эффективна коллаборация, нужно делать замер основных метрик до начала процесса, а потом по истечению определенного срока после завершения проекта. Нужно обязательно проводить замеры, т. к. не каждая коллаборация в бизнесе может дать положительные результаты. 

Например, постоянные покупатели одной марки не оценят объединение и выпуск новых продуктов, т. к. предпочитают старые проверенные торговые марки. Это может вызвать снижение спроса, падение объемов продаж. Чтобы минимизировать такие риски, рекомендуется предварительно провести опрос целевой аудитории и постараться определить, как люди относятся к компании, с которой планируется объединение. 

Результаты успешно проведенной коллаборации:

  • увеличение объемов продаж основных продуктов, рост выручки за счет кросс-продаж. Рост прибыли;
  • снижение расходов на маркетинг и рекламные кампании в средствах массовой информации, в Интернете;
  • улучшение качества управленческих решений, бизнес-процессов. Обмен положительным опытом приводит к оптимизации деятельности всех участников процесса. 

Примеры успешной коллаборации брендов

Ярким примером коллаборации мировых брендов можно назвать совместный проект компании Adidas и Канье Уэста, который рекламирует их кроссовки. Громкий успех имел совместный проект студии «Союзмультфильм» и бренда обуви Puma. Казалось бы, такие продукты сложно объединить. Но кроссовки с персонажами любимых мультфильмов имели огромный успех. 

Популярным также оказалась коллаборация музея Ван Гога и производителя повседневной одежды. Футболки с полотнами знаменитого художника понравились публике. Кроме того, часть средств, полученных от коллаборации, идет на развитие музея. Оригинальным примером сотрудничества брендов стало объединение косметики MAC и мультипликационного сериала Симпсоны. Пользователи оценили креативность рекламы косметики популярной героиней Маржд. 

Киностудия Lucasfilm тоже реализовала оригинальную коллаборацию, продвигая свою известную сагу новой целевой аудитории – молодым девушкам. Сотрудничество с крупным косметическим брендом позволило Джорджу Лукасу завоевать новый рынок. 

Коллаборация – это очень эффективный инструмент привлечения новых клиентов с оптимальными расходами. Такие объединения осуществляются не только крупными мировыми брендами, но и рекомендуются для малого и среднего бизнеса. 

При выборе партнеров для реализации совместных проектов нужно учесть вид деятельности (чтобы сферы не были прямыми конкурентами, но могли хорошо дополнять друг друга). При выборе партнеров для коллаборации можно пробовать нестандартные объединения.

✓ Номер введен верно