Коэффициент покрытия процентов

Interest coverage ratio (ICR) или коэффициент покрытия процентов, показывает, есть ли у организации деньги, чтобы заплатить кредитору не только тело долга, но и начисленные проценты за использование чужих денежных средств. Суть ICR сводится к сравнению одной из разновидностей прибыли и размера процентов по долгу.

Что такое ICR

Показатель ICR – это инструмент для кредитных организаций. Когда в банк обращается новый заемщик с заявкой на кредит, кредитор вычисляет соотношение его дохода и процентов по уже имеющимся кредитам. Если соотношение окажется ненормальным, кредитор вправе отказать в выдаче займа и выдать его на более жестких для заемщика, но более безопасных условиях для себя.

Коэффициент покрытия процентов используется кредиторами как при работе с клиентами-физлицами, так и при взаимодействии с компаниями. В первом случае в качестве дохода рассматривается зарплата заемщика, во втором – прибыль с продаж продукции до уплаты налогов, амортизационных отчислений и процентов.

Если предприятие нуждается в дополнительном вливании денег, то руководитель компании может еще до обращения в банк рассчитать ICR самостоятельно.

Применение ICR

Есть несколько областей применения метрики:

  • с ее помощью определяется способность предприятия оплачивать свои процентные расходы по долгам, которые еще не погашены;
  • инвесторы используют показатель для понимания, насколько рискованно вложение средств в организацию;
  • с помощью коэффициента можно оценить стабильность своей компании. Если финансовый директор видит, что за последние периоды ICR сократился, то можно уже сейчас предпринимать меры, чтобы не допустить банкротства в будущем;
  • на основе ICR покупатели бизнеса, аудиторы, потенциальные инвесторы или партнеры могут оценить краткосрочное финансовое состояние компании;
  • через анализ коэффициентов за несколько периодов можно выявить тенденции и разработать стратегию выплаты долгов.

Расчет коэффициента

Для расчета показателя есть формула:

ICR (или КПП) = EBIT / Проценты к уплате

Есть несколько особенностей расчета. Во-первых, необходимо верно определить период, за который должна быть получена прибыль. Обычно используется годовой период, но если срок погашения кредита – больше, то для каждого года проводятся отдельные расчеты. Это связано с тем, что сразу после получения кредита и вложения в новый проект прироста в прибыли не бывает. Если бы кредиторы измеряли ICR только по начальному периоду, то у всех предприятий показатель оказался бы слишком низким. Даже заемщик с хорошим кредитным рейтингом, с устойчивым финансовым положением рискует показаться ненадежным с точки зрения банка.

В формуле расчета используется две другие метрики:

  1. EBIT обозначает прибыль до уплаты процентов и налогов. Показатель легко получить из отчета о прибыли и убытках. В отчете он представляет собой промежуточную величину прибыли. Но если нет готовых значений в отчетности, то EBIT можно вычислить самостоятельно. Необходимо взять итоговый показатель чистой прибыли и прибавить к нему сумму налога на прибыль и процентные расходы;
  2. в качестве знаменателя используются проценты по кредитам. Это сумма по долгу, которая должна быть выплачена в течение финансового года.

И числитель, и знаменатель при самостоятельном расчете берутся из отчета о прибыли и убытках. Но если расчет ведет кредитор или инвестор, то они используют другие источники:

  • инвесторы берут данные с официального сайта компании. Если предприятие хочет привлечь новых инвесторов, то на своем сайте рекомендуется сделать специальный раздел для них, где будут размещены все данные по прибыли;
  • есть сайты с открытой информацией по финансовым успехам организаций России. Кредитор может найти заемщика по его ИНН, названию или другим данным;
  • если компания зарегистрирована за рубежом, например, в США, то данные о ней также берутся со специальных сайтов.

Тонкости расчета

Если у предприятия есть только один основной вид деятельности, то оно не имеет дополнительных источников доходов и статей расходов. Значит, вместо EBIT можно использовать другую сумму – операционную прибыль.

Важно помнить, что разные кредиторы и инвесторы считают ICR по-разному. Например, в некоторых кредитных организациях в числитель вносится не только операционная прибыль, но и расходы на амортизацию и износ оборудования.

Нормальное значение

Так как коэффициент показывает соотношение прибыли и процентов по долгу, то юридическому лицу выгодно иметь наибольшее значение. Норма для КПП – от 3 до 4. Чем выше КПП, тем более устойчивое финансовое положение у бизнеса. Однако слишком высокое значение метрики (более 4) считается невыгодным. Он говорит о недостаточно активном использовании заемных средств. Руководитель отказывается брать деньги в кредит, но на эти деньги он мог бы развивать компанию и получать дополнительную прибыль после инвестиций в производство, маркетинг, новые направления.

Чем меньше ICR, тем больше кредитных обязательств у бизнеса и меньше получаемой прибыли с продаж. Значит, выше вероятность наступления банкротства. Если общепринятых верхних норм коэффициента покрытия процентов нет, то нижние критические значения есть:

  • коэффициент от 1 до 1,5 ставит вопрос, способна ли компания вообще обслуживать свой долг;
  • коэффициент ниже 1 говорит, что входящих денег не достаточно для погашения долга.

Нижний уровень показателя может отличаться в зависимости от отрасли. Есть общепринятый ориентир – 2,5. Если ICR опускается ниже, это должно стать поводом для беспокойства. Однако даже если значение коэффициента покрытия процентов составляет менее 1,5, это не лишает компанию права на получение заемных средств. Банк проанализирует способность предприятия генерировать прибыль, оценит бизнес-идею в целом. Если компания докажет свою эффективность с помощью других показателей, то банк закроет глаза на ICR. Он примет превентивные меры: увеличит срок займа, чтобы заемщику было проще выплатить долг, или предоставит мораторий. То есть компания получит временной период, в течение которого она имеет право не платить весь долг или только проценты.

Для полноценной трактовки рекомендуется учитывать не только частное значение показателя, а смотреть на то, как он изменяется год от года.

Пример расчета и трактовки ICR

Чтобы понимать принципы расчета коэффициента покрытия процентов, необходимо рассмотреть работу показателя на примере.

Например, есть компания – производитель и продавец одежды для всей семьи. Руководитель предприятия принимает решение об открытие двух новых торговых точек и одного производственного цеха. Однако собственных средств не хватает на аренду или строительство нового цеха, аренду торговых помещений, закупку оборудования, материалов и наем работников. Компания вынуждена обратиться в несколько банков для получения дополнительного финансирования.

По данным из отчета о прибыли и убытках за прошлый год, компания получила выручку в размере 50 млн рублей, а процентные расходы составили 15 млн рублей. Однако выручка не подходит для вычисления коэффициента покрытия процентов. Необходимо вычесть из нее себестоимость произведенных товаров (это 10 млн рублей) и операционные расходы. К ним относятся:

  • зарплата работникам – 500 тысяч рублей;
  • аренда помещений – 1 млн рублей;
  • коммунальные расходы – 300 тысяч рублей;
  • амортизация оборудования – 100 тысяч.

Общие операционные расходы составили 1,9 млн рублей. Чтобы подсчитать EBIT, необходимо из выручки вычесть себестоимость и расходы. То есть EBIT равна 38,1 млн рублей.

Теперь можно вычислить ICR: 38,1 млн рублей / 15 млн рублей = 2,54.

У компании коэффициент покрытия процентов едва превышает значение нормы. Это значит, что она без труда получит новый кредит, однако руководителю предприятия необходимо рассчитать будущую выручку от продаж в двух новых торговых точках. Если не получится выйти на нужный уровень выручки, то появится риск понижения ICR до критического уровня. Параллельно с открытием новых филиалов необходимо наращивать прибыль в уже имеющихся или быстрее выплачивать задолженности. Так получится поднять коэффициент до нормативного уровня в 3–4 единицы.

✓ Номер введен верно