Как сделать эффективную презентацию

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
ТОП-10 пунктов,
которые должны быть
в коммерческом предложении

Презентация – эффективный в правильных руках инструмент для донесения мысли до аудитории. По цели, структуре и оформлению презентации делятся на два вида – информационные и продающие. 

Информационные презентации

Не надо быть художником, дизайнером или профессионалом в Photoshop, чтобы разработать и оформить рабочую презентацию. В первую очередь под этим термином понимается понятная и легкая для зрителей подача информации. Сделать ее такой поможет грамотная структура.

Тема 

У хорошей презентации должна быть единственная тема, причем узкая, чтобы в заключении можно было предложить зрителю выполнить конкретное действие или решение проблемы. В противном случае получится продолжительный рассказ обо всем, который быстро всем наскучит.

Правильно выбранная тема сама по себе выстраивает структуру вашего выступления. Примеры:

  • «Публичные выступления». Широкая тема, в рамках которой можно говорить о многом – о видах выступлений, подготовке, правилах проведения, целях, типах аудитории. Сделать конкретный вывод сложно, как и подробно раскрыть каждую подтему за короткое время;
  • «Как не бояться публичных выступлений». Узкая тема, которая легко разбивается на конкретные подтемы – причины страха, способы избавиться от страха, советы для тех, кто выступает впервые. В конце легко предложить конкретное решение описанной проблемы. 

Формулируя тему, делите ее на подтемы. Делайте это до тех пор, пока не обнаружите конкретную область, по которой в краткие сроки не составит труда дать четкую информацию и решение. 

Цель

Для определения цели информационной презентации достаточно ответить на три вопроса:

  1. Что должны сделать зрители после окончания презентации?
  2. Какие выводы (не больше пяти) должны сделать зрители?
  3. Как ваше выступление поможет аудитории принять решение?

Последний пункт самый интересный. Можно влиять на решение зрителя тремя способами: 

  • информировать. Самый простой, распространенный и малоэффективный путь. Даете человеку информацию по теме, а он сам думает, что с ней делать, и делать ли в принципе;
  • мотивировать. Простая мотивация – прямо рассказать причины принять решение. Сложная – сравнить варианты в пользу одного из них и дать зрителю сделать вывод;
  • помочь принять решение. Вы рассказываете, кому именно и в какой ситуации подходит ваше предложение. Самый сложный и эффективный способ, требует хорошего знания ЦА.

Совет – после выбора подходящей темы сразу определитесь с выводом презентации. Зная, что должно быть в конце, будет проще подбирать информацию, логично подводящую к завершению.

Сценарий

На этом этапе у вас уже есть конкретная тема и цель. Осталось определить, каким образом вы подведете зрителя к цели. Для этого и нужен сценарий – это путь от начала к готовому решению.

Рассмотрим универсальный вариант структуры информационной презентации: 

  1. Расскажите, что будет дальше. На первом же слайде или даже на обложке работы дайте зрителю понять, что конкретно он сейчас получит или узнает от вас. 
  2. Создайте интригу. На втором слайде сообщите зрителю информацию, которая заставит его остаться и смотреть дальше. При этом кликбейты ни к чему. 
  3. Покажите тезис и антитезис. Тезис – главный мотив вашей презентации, то, что хотите предложить человеку. Антитезис – минусы и нюансы вашего предложения. Наличие антитезиса увеличивает доверие зрителя и предостерегает его от возможных проблем.
  4. Дайте конкретный вывод в конце. Заканчивать презентацию словами «Собственно, это все» – не лучшая идея. Даже если в итоге сказать нечего, сделайте короткое резюме. 

На этапе наполнения работы разбавляйте теоретическую информацию практикой и примерами. Демонстрируйте, как работает предлагаемая технология, продукт или услуга. Отлично работают настоящие истории людей, реальные фотографии продукта, скриншоты, графики. Именно эти детали повышают доверие, а не текст, разбавленный бесплатными фотографиями из Интернета.

Продающие презентации

Цель продающей презентации – побудить человека купить товар, услугу или технологию, либо проинвестировать проект. Задача создания такой работы упрощается тем, что у вас уже есть цель. Со структурой тоже не возникнет проблем – рассмотрим самый эффективный порядок слайдов. 

Титульный слайд

На титульном слайде публикуется заголовок, название компании (если презентация от ее лица), имя спикера. Заголовок должен быть максимально интригующим и привлекательным, при этом без кликбейта. Никому из зрителей не понравится обман в самом начале публичной речи. 

Проблема

Продажа чего-либо всегда начинается с проблемы покупателя. Товар, услуга, технология должны решать проблему, причем не придуманную, а реальную. Для этого нужно хорошо изучить свою целевую аудиторию – провести опрос среди представителей ЦА в Интернете или в офлайне.

Не надо описывать десятки различных проблем – достаточно взять 3–4 или даже меньше. Если предлагаемый продукт решает большое количество проблем, стоит разделить потребителей на несколько групп, и для каждой сделать отдельную презентацию. Так они будут лучше работать.

Усиление боли

Мало просто описать проблему человека – он и так отлично знает о ее наличии. Поэтому важно следующими слайдами «надавить на больное» и заставить зрителя задуматься о том, что искать выход из ситуации нужно уже сейчас. Возможные варианты усиления боли: демонстрация негативной статистики, описание отрицательных последствий, комбинация обоих методов. 

Решение 

В момент, когда зритель максимально осознает тяжесть своей проблемы, вы предлагаете ему то самое решение, которое избавит человека от дискомфорта. Здесь вы подробно описываете, что именно способно устранить неприятности покупателя и каким образом это будет сделано. 

Абстрагирование

Если вы предлагаете не уникальный продукт, у которого есть конкуренты, важно после слайда с решением показать, что человеку поможет именно ваше предложение, а не чье-либо еще. При этом рекомендуется не упоминать конкретных конкурентов, а говорить в общем. Перечислите конкурентные преимущества вашего товара или услуги, и почему аналоги не помогут клиенту.

Возражения

Сразу отсейте возможные возражения покупателя. Дорого – есть скидки или бесплатная версия. Небезопасно для здоровья – покажите сертификаты качества. Аналогично со всеми возможными возражениями, которые мешают сделать человеку тот самый шаг для заказа товара или услуги.

Призыв к действию

Финальный этап – скажите человеку, что ему нужно сделать прямо сейчас, чтобы получить решение его проблемы. Дайте максимально понятную и четкую инструкцию. Это может быть телефонный звонок, онлайн-заявка или другое действие. Сделайте предложение уникальным и ограниченным – дайте человеку понять, что, если он не закажет сейчас, потом шанса не будет.

Советы по оформлению 

Ваша презентация будет более читабельной и понятной, если следовать простым советам: 

  • выстраивайте структуру с конца: сначала заключение, потом решение проблемы, затем описание проблемы, и в самом конце короткое вступление; 
  • отдайте предпочтение иллюстрациям – визуальной информации должно быть больше, чем текста. Используйте схемы, диаграммы, графики, эмоциональные фото;
  • не используйте много блоков внимания на одном слайде. Человек может фокусироваться максимум на пяти объектах – выделяйте их, остальные пусть остаются на фоне;
  • применяйте анимацию строго по делу, если это необходимо для объяснения принципа работы товара, технологии или услуги. Анимация ради красоты – это плохо.

Ошибки в дизайне

Даже опытные разработчики презентаций часто допускают ошибки, не говоря уже о новичках. Рассмотрим частые ошибки, без которых ваша работа будет лучше:

  • применение готовых шаблонов. Стандартные дизайны давно всем приелись, выглядят дешево и не лучшим образом влияют на авторитетность презентуемой информации;
  • неправильный выбор оттенков. Воспользуйтесь онлайн-сервисом. Например, от Adobe;
  • обилие цветов и эффектов. В рамках одной работы используйте не более пяти цветов. Откажитесь от изобилия шрифтов, теней, эффектов, градиентов и других лишних деталей;
  • нечитабельные шрифты. Сложным и попросту нечитаемым шрифтам не место в серьезной презентации. Выбирайте простые и легкие шрифты без засечек;
  • игнорирование правил верстки. Откажитесь от выравнивания текста по ширине. Не забывайте о форматировании текста – используйте списки, подзаголовки разных уровней. 

При разработке презентации следите за тем, чтобы слайды не были перегружены текстом и картинками. Для каждой подтемы или тезиса выделяйте отдельную страницу. Помните, что основной текст должен быть у вас в голове, а информация на слайдах нужна для наглядности вашего выступления. 

Инструменты для работы

Есть десятки программ для создания информационных и продающих презентаций. Каждая из них имеет плюсы и минусы, подходит для определенного круга задач. Рассмотрим самые известные:

  • PowerPoint. Классический редактор с интуитивно-понятным интерфейсом. Есть множество шаблонов и автоматизация большинства действий. Готовые файлы можно открыть онлайн в сервисе «Google Презентации». Минусы – много лишних и непопулярных инструментов.
  • Keynote. Более простой в использовании аналог PowerPoint для компьютеров на Mac OS. В отличие от конкурента, лишен ненужных инструментов, есть только самое необходимое. Доступно сохранение файлов в формате .pptx, которые открываются на любой системе. 
  • «Google Презентации». Онлайн-сервис с широкими возможностями. Удобен тем, что не надо скачивать софт на ПК, работать с файлами можно с мобильных устройств из любого места. Поддерживает сохранение файлов в формате, совместимом с программой PowerPoint.

Альтернативный способ создания презентаций – в графическом редакторе. Подойдут программы AdobePhotoshop или InDesign. Плюсы – неограниченные возможности оформления. Минусы – не получится с первого раза сделать хороший результат, надо учиться дизайну или нанять дизайнера.

Заключение

Сперва определитесь с темой и структурой презентации, и только потом приступайте к подбору изображений и сборке работы в редакторе. Четко следуйте рекомендациям по структуре, особенно если нужно продать. Что касается дизайна, знайте меру и не нагружайте слайды шрифтами, разными цветами и эффектами. Главное – полезная информация и подача, а не дизайн.

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
Пример продающего
коммерческого
предложения
получитебесплатно
регистрируйся на вебинар
Екатерины Уколовой
Пример
продающего
коммерческого
предложения
✓ Номер введен верно