Как правильно составить УТП
УТП – уникальное торговое предложение – представляет собой конкурентное преимущество, на основе которого покупатель выбирает товар или услугу. Каждая компания заинтересована в том, чтобы у нее было оригинальное УТП, ведь без него отстроиться от прямых конкурентов и завоевать внимание клиентов очень сложно. Каким должно быть предложение, которое и правда сработает?
Определение целевой аудитории
Главное, что нужно сделать перед созданием уникального торгового предложения – определить целевую аудиторию вашего бизнеса. Без этого вы попросту не поймете, в кого «целиться» с помощью УТП. Коротко исследование целевой аудитории представляется следующими этапами:
- Сегментация. Аудитория распределяется на некоторое количество групп по конкретному признаку. Как правило, это пол, возраст, место проживания, ежемесячный доход и другие.
- Изучение. Каждая группа, выделенная в ходе сегментирования, изучается при помощи опросов и наблюдений. Проводить опросы можно как на улице, так и в социальных сетях.
- Поиск решения. На этом этапе вы изучаете товар, для которого составляете УТП, и пытаетесь понять, каким именно образом он может решить потребности каждой группы аудитории.
- Поиск выгоды. На заключительном этапе работы с аудиторией вы определяете, какую ценность продукт представляет для потенциального покупателя, какую выгоду он получит.
Теперь когда аудитория сегментирована и изучена, вы знаете ее потребности и понимаете, какие именно свойства продукта могут их закрыть, можно приступать к разработке УТП вашей компании.
Каким может быть предложение
Есть минимум пять сценариев, согласно которым можно сделать уникальное торговое предложение:
- Уникальная характеристика. Сценарий подходит для продукта, который действительно имеет особенные параметры, свойства и характеристики. Если их нет, можно попытаться создать их. Хороший пример показала компания Little Miss Matched. Она стала выпускать комплекты из трех носков, тем самым решив вечную проблему пропажи одного носка.
- Инновационное решение. Вариант для продукта, способного решить проблему целевой аудитории новым, ранее неизвестным и недоступным у конкурентов способом. Причем это может быть не инновацией как таковой, если грамотно представить то, что уже существует и действительно работать, как новинка. Например, «новая формула моющего средства».
- Дополнительный сервис. Сценарий на случай, если реализуемые в вашей нише продукты практически ничем не отличаются друг от друга, например, доставка питьевой воды до адреса. В этой ситуации рекомендуется создать дополнительный сервис или услугу. В том же примере с питьевой водой это может быть бесплатная доставка товара в ночное время.
- Достоинства через минусы. Некоторые продукты имеют недостатки, которые можно представить в виде преимуществ. Яркий пример – обыкновенное молоко. Компания может заявить, что срок хранения реализуемого ею молока составляет всего три дня, но причина этому – 100 % натуральность продукта. Подобный сценарий работает и с другими товарами.
- Есть проблема – есть решение. Это наиболее простой метод для построения уникального торгового предложения. Суть в том, что вы определяете основную потребность вашей целевой аудитории, например, в ходе опроса или на основе данных конкурентов. После этого с помощью УТП предлагаете ей решение, представленное в уникальном формате.
Один из упомянутых сценариев можно использовать в отношении любого продукта или услуги.
Четыре формулы построения УТП
Кроме готовых сценариев для создания уникального торгового предложения, подходят формулы:
- продукт + целевая аудитория + проблема + выгода;
- целевая аудитория + проблема + решение проблемы;
- уникальная характеристика + потребность клиента;
- потребность целевой аудитории + результат + гарантия.
Распространенный пример гарантии, которую можно использовать в УТП – возврат денежных средств или обмен товара на новый в случае, если покупателю что-то не понравится после покупки.
Проверяем результат работы
После того как вы составите уникальное торговое предложение, не спешите сразу пускать его в ход. Перед этим проведите небольшую проверочную работу, которая включает в себя три действия:
- Поставьте себя на место покупателя и задайте себе вопрос о том, почему вы должны купить именно свой продукт. Затем прочитайте составленное УТП и проверьте, присутствует ли в его тексте ответ на этот вопрос. Если ответа нет, значит, предложение работать не будет.
- Представьте, что вы находитесь в окружении конкурентов и заявляете, что ваша компания, по сравнению с ними, имеет ряд преимуществ. Затем проверьте, есть ли «озвученные» вами аргументы в УТП. Если да, то можно приступать к запуску рекламы.
- Отправьте текст предложения знакомым и друзьям, но не зачитывайте вслух. Сделайте так, будто они сами нашли УТП в Интернете или в журнале. Когда они прочитают его, попросите поделиться мнением. Так вы сможете понять, работает ли предложение на других людях.
Прошедшее проверку на прочность торговое предложение можно отправлять в рекламу. Будьте готовы к тому, что написать привлекательный текст с первого раза не выйдет – повторяйте попытки.
Ошибки на этапе создания УТП
Из-за неопытности легко вместо уникального торгового предложения придумать его подобие, которое если даже и будет хорошо звучать, не окажет нужного продающего эффекта, а то и вовсе отпугнет потенциальных клиентов. Учиться лучше на чужих ошибках, тем более их не так уж много.
Ошибка № 1 – неинтересное УТП
Проблема возникает в случае, если вы плохо знаете, кто ваша целевая аудитория и какие у нее есть потребности. В результате формируется уникальное торговое предложение, которое бьет не в ту цель, в которую следует. Сегодня недостаточно знать аудиторию на уровне «пол-возраст-страна проживания». Важно понимать их интересы, мотивации, привычки и потребности, а также знать:
- Сколько времени уходит на принятие решение о покупке продукта?
- Где аудитория любит закупаться – в обычных магазинах или онлайн?
- Ваш продукт будет использоваться покупателем в офисе или дома?
- Что покупателю важнее – функциональность или известность бренда.
Сперва определяются самые важные факторы для потребителя, а затем на их основе создается УТП.
Ошибка № 2 – базовые атрибуты
Не стоит выстраивать уникальное торговое предложение на том, что вы и так обязаны предоставить клиенту. В целом для бизнеса это качественный продукт, высокий уровень обслуживания, удобные способы оплаты, быстрая доставка. УТП, в котором упомянуты базовые преимущества, не сможет впечатлить потенциального клиента, а то и способно создать сомнения в вашей компетентности.
УТП – это то, что у вас есть, кроме базовых атрибутов. Помимо упомянутых выше, это может быть наличие парковки у торгового центра либо выдача сертификатов по окончании какого-либо обучающего курса. Понять, какие преимущества могут привлечь новых людей, можно такими способами:
- спросите у нынешних клиентов, по каким причинам они сделали выбор в вашу пользу;
- если бизнес совсем новый, спросите себя «чем мой товар лучше товара конкурентов?».
Например, конкурентным преимуществом для частного мастера может стать специальное образование, определенный набор личностных качеств, авторский подход к выполнению работы.
Ошибка № 3 – все и для каждого
У этой ошибки две причины. Одна из них уже упоминалась выше, а именно плохое знание или вовсе незнание своей целевой аудитории. Вторая причина – желание с помощью одного УТП забрать себе как можно больше клиентов из разных сфер. На практике это не работает, за исключением случаев с крупными торговыми центрами или онлайн-сервисами по типу Amazon. Как исправить ошибку?
- Определить, по какому товару или услуге вы можете выступить в качестве лидера на рынке. Если товарный ассортимент большой, сужайте его до тех пор, пока не определите лучший вариант. Яркий пример – компания Apple, в которой Стив Джобс в конце XX века убрал более 80 % проектов и товарного ассортимента, оставив всего четыре модификации компьютера.
- Отсеивать целевую аудиторию до тех пор, пока не выделите круг клиентов, для которых вы станете лидером. Это сработает еще и в том плане, что лояльность покупателей заметно вырастет по отношению к вашему бренду, так как они будут чувствовать ваш индивидуальный подход. Примеры: магазин товаров для байкеров, такси для пожилых.
Суть проста – не гонитесь за всеми клиентами и не распыляйтесь на огромные количества товаров. Подумайте над тем, чем вы хотите заниматься и для кого работать, и на основе этого делайте УТП.
Другие ошибки
Большое количество УТП. И низкая цена, и высокое качество, и самая быстрая доставка в стране. Когда потенциальные клиенты читают это, они относятся к вашему предложению как минимум подозрительно. Выберите одно преимущество и упорно работайте над ним.
- Нет ценности для клиента. В этом случае предложение описывает какой-либо факт из работы компании, который сам по себе не несет никакой ценности и выгоды покупателю. Например, «ручная резка сыра для пиццы» или «на разработку уходит 100 чашек кофе».
- Превосходная степень без фактов. Не следует бросаться фразами по типу «самый лучший сервис» или «наиболее квалифицированный персонал». Такие УТП не повышают доверия, а, напротив, нередко вызывают у потенциальных клиентов некоторое отторжение.
- УТП опирается на цену. Выстраивать уникальное торговое предложение исключительно на цене – не самая лучшая идея. Причина проста – любой конкурент в любое время может установить такую же цену или ниже. Тем более не используйте фразу «оптимальная цена».
Наконец, самая серьезная ошибка – отсутствие УТП как такового. Это проблема многих компаний, по некоторым оценкам, до 80 % от всего их количества. Часто так бывает, когда производитель может изготавливать качественный продукт, но совершенно не понимает, как выделить его на фоне конкурентов и эффективно продавать. В этом случае потребуется помощь опытного маркетолога.
Если у вас еще нет УТП – обязательно приступайте к его созданию. Недостаточно продавать хороший товар или оказывать качественный сервис – некоторые ваши конкуренты умеют так же или даже лучше. Задача УТП – выделить вас на фоне конкурентов и привлечь к себе клиентов.