Как найти свою нишу? По подсчетам экспертов RAEX, в 2016 году рынок консалтинговых услуг вышел из отрицательной зоны и показал небольшой рост. Аналогичные тенденции наблюдаются и сейчас. К консультантам все чаще обращаются компании, которые нацелены оптимизировать бизнес в кризис, сохранить положительную динамику. Особый спрос – в сегменте IT-консалтинга: предприниматели активнее, чем прежде автоматизируют бизнес-процессы. Именно этот сегмент привлек внимание Павла Брунова. Услуги по внедрению CRM и обучению работе в системе, которые его агентство Brunovconsulting стало развивать в 2017 году, позволили за полгода увеличить выручку вдвое. Выйти на этот результат Павлу помогли знания, полученные в Oy-li.

как найти свою нишу

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Павел Брунов,
собственник агентства Brunovconsulting

Справка

Агентство по развитию продаж Brunovconsulting

Сфера деятельности – создание и развитие отделов продаж оптовых и производственных компаний, внедрение CRM и обучение работе в системе, разработка скриптов и стандартов для отделов продаж, комплексный подбор персонала

Место расположения – Тольятти
5 сотрудников
Выручка за 2016 год – 2,8 млн руб.
Выручка за 1 полугодие 2017-го – 3,1 млн руб.

Сайт — brunovconsult.ru

Первый мой бизнес совершенно не был связан с консалтингом. Примерно 6 лет назад я занимался развитием небольших розничных магазинов, где продавались товары для здоровья, а также оборудование для водоочистки. Чтобы быть в курсе новых технологий продаж, старался совершенствовать свои знания, посещая различные вебинары, семинары, тренинги или курсы.

Это помогало проводить обучение сотрудников и улучшало работу розницы. Некоторые знакомые обратили на это внимание: я стал получать предложения с просьбой провести небольшие консультации или тренинги. Воспринял это с энтузиазмом. А когда за 3 месяца консалтинговой деятельности заработал втрое больше, чем в рознице, я понял, что это хорошее направление бизнеса и есть смысл заниматься им серьезнее.

Конечно, это требовало дополнительных знаний. В 2014 году я впервые обратился за консультацией в Oy-li к Екатерине Уколовой. В числе прочих рекомендаций, она посоветовала конкретизировать направление, определиться с продуктом и нишей, чтобы не распыляться. Так была образована компания Brunovconsulting.

Через год, в 2015-м, в Oy-li стартовал курс по организации отдела продаж, я выбрал индивидуальное обучение с Екатериной. Безусловно, коучинг позволил усовершенствовать предложение: мы стали не просто проводить тренинги, а сформировали предложение создавать и развивать отделы продаж оптовых и производственных компанией с гарантией результата по договору. Именно предоставление гарантии стало нашей «фишкой» в регионе.

Мы систематизировали продукт, разработали систему мотивации, внедрили CRM и другие инструменты. Это дало какой-то рост выручки, но, к сожалению, он не был значительным. Начали искать новые возможности и увидели, как говорится, общую «боль»: внедрение CRM, обучение сотрудников работе в системе, определение бизнес-процессов для прошивки в CRM – всё это было востребовано представителями малого бизнеса в регионах. Созрело решение – создать «с нуля» новое направление, связанное с внедрением CRM и автоматизацией бизнес-процессов.

Детализируем услуги

В конце 2016 года бизнес-пакеты были сформированы. Мы предлагаем клиентам выбрать приемлемый для себя вариант услуги: от базовых настроек CRM до внедрения системы «под ключ» со всеми регламентами, скриптами, автоматизацией. Стоимость пакетов колеблется от 30 тыс. до 200 тыс. руб. Ориентируемся на региональные компании малого и среднего бизнеса с численностью персонала до 50 человек, из которых 3-20 человек – это менеджеры отдела продаж.

Запуск нового для нас направления шел с учетом основной методологии Oy-li: организация продаж должна быть системной. Поэтому мы постарались применить этот подход во всем – от продукта, этапов продаж, мотивации до финансовой модели.

На сегодняшний день в отделе CRM-продаж 2 эксперта, один – по продажам и обучению, второй – по бизнес-процессам и CRM. Есть ассистент, который взаимодействует с клиентом при выполнении обучающих заданий, контролирует этот процесс. Кроме того, есть менеджер по работе с «холодной базой» и фрилансеры, которые занимаются лидогенерацией, Яндекс.Директ и контентом для соцсетей («Вконтакте» и «Фейсбук»).

kak-nastroit-otdel-prodazh-Brunovconsulting

Аргументируем продажи

Надо сказать, что первые клиенты – знакомые предприниматели. Нам было важно, наработать портфолио, чтобы в дальнейшем можно было бы использовать эти кейсы в качестве аргументов для продаж.

Поработали над коммерческим предложением: оно выросло с 4 до 20 страниц. Все его продающие части показывают компетенции, опыт, команду, дают более подробную, чем прежде расшифровку результатов работы. В нем четко сформулирована проблема клиента, и есть подсказка, как ее можно решить.

Были разработаны стандарты по переговорам, создан лид-магнит. Это лендинг-страница с предложением не просто получить консультацию по CRM, а провести разбор бизнес-процесса, составить пошаговый план – что, как и через какую CRM лучше автоматизировать. Естественно, для такого разбора также существует стандарт, по которому эксперт действует самостоятельно.

Генерируем трафик

К началу лета у нас уже были успешные кейсы по внедрению CRM. Далее стали активизировать соцсети – писать полезный контент. Кстати, один из последних наших договоров заключен благодаря страничке в «Фейсбуке». Клиент видел нашу активность, сравнил разные предложения и выбрал нашу компанию. При этом предложение было не самым дешевым, но преимуществом стало предоставление определенных гарантий.

Презентуем свои услуги не только в соцсетях, но и во время семинаров и вебинаров. Где-то выступаем как спикеры, а где-то являемся организаторами сами. Это не требует больших вложений, но при этом является хорошей возможностью для продвижения и взаимодействия с потенциальными клиентами. Регулярность таких выступлений – не менее одного в месяц, бывает и чаще.

В ближайшее время мы планируем запустить еще один лид-магнит: бесплатный курс по типовым вопросам, которые задают нам клиенты. Уверен, что это сгенерирует дополнительную волну трафика.

Но пока наиболее активным инструментом привлечения клиентов является работа с холодной базой. Менеджер производит выборку, в которую попадают небольшие производственные и оптовые компании. В его распоряжении есть прописанный скрипт звонка, памятки по разным сферам деятельности, готовые кейсы по выполненным проектам. Задача сотрудника – договориться о встрече.

За 4 месяца активной работы по новому направлению мы научились получать порядка 20 исходящих квалифицированных лидов в месяц. Кроме того, появился входящий трафик – 40 лидов в месяц. Число заявок с учетом других видов услуг за последние 2 месяца возросло до 100. Понятно, что часть из них отваливается, но увеличение трафика налицо.

Мотивируем сотрудников и клиентов

У нас есть планы по выручке, активности, лидам, трафику, все они декомпозированы и завязаны на мотивацию. К примеру, внештатный специалист по лидогенерации мотивирован не только на количество, но и качество трафика: его оплата напрямую зависит от того, сколько денег заработает компания от клиентов, пришедших через этот канал.

Для проектной группы важен не только объем сделки, но и срок ее исполнения. Если есть задержки по вине специалистов, предусмотрено депримирование.

otdel-prodazh-Brunovconsulting

У менеджера по работе с холодной базой есть план по звонкам, но главное понятие – квалифицированная встреча. Если план по встречам не выполняется, зарплата будет в 2 раза ниже. У ассистентов своя система KPI и бонусов.

Кстати, предусмотрена мотивация для клиентов. Мы разработали партнерскую программу, по которой наш заказчик может заработать 20% от сделки, заключенной с новым клиентом по его рекомендации. К примеру, если компания купила у нас пакет за 150 тыс. руб. и помогла привлечь другую фирму на такую же сумму, то 20 тыс. руб. из следующего платежа мы просто убираем. Думаю, это хорошая мотивация.

Повышаем лояльность

Мы стараемся не оставлять без внимания клиентов, которые по каким-то причинам не воспользовались услугами нашей компании. Были случаи, когда продажа осуществлялась спустя год после первой встречи. Все это время мы делали «касания»: клиенты включены в базу для рассылки полезного контента, информации о новых продуктах, приглашаются на мероприятия.

Для тех, с кем контракт отработан, есть вариант более долгосрочного сотрудничества. Мы предлагаем сопровождение – проверки качества работы менеджеров или проведение разборов. Цена вопроса – от 20 тыс. руб. в месяц. Это актуально для небольших компаний, по сути, мы выполняем функцию руководителя отдела продаж, ввести которого в штат им дорого.

Все это дает нам повысить лояльность клиентов. К слову, по последним замерам NPS мы получили от заказчиков не менее 8-10 баллов. А ведь прежде были и такие, кто ставил нам оценки 5-8. Планируем и этих клиентов перевести в промоутеры, предложив им какой-то бонус. Варианты еще формируются. К примеру, можем автоматизировать стадию лида в CRM. В общем, мы хотим, чтобы каждый клиент был доволен минимум на 8 баллов. Это поможет нам до конца следующего года войти в число топовых компаний в аналогичной сфере.

Планируем рост

Выручка нашей компании за 3 летних месяца удвоилась – с 400 тыс. руб. в месяц до 850 тыс. руб. Планируемый результат за сентябрь-октябрь – рост выручки до 1,2-1,4 млн руб.

Приведу такой материальный показатель роста: я себе купил новый Mercedes, эксперты и ассистенты компании тоже чувствуют себя более уверенно в финансовом плане.

postroenie-otdela-prodazh-Brunovconsulting

При этом важно, что у нас есть понятие, как масштабировать бизнес, как увеличить продажи до 2-3 млн в месяц в ближайшие полгода. Конечно, есть интерес и стремление к большему: вырасти в 10 раз. Ищем компании, которым это удалось, в том числе, смотрим на Oy-li, думаем, что можно внедрить, какую ответственность взять дополнительно, как масштабироваться на другие регионы.

Как найти свою нишу, замеряя и улучшая лояльность

Как найти свою нишу? Замерять и улучшать индекс лояльности клиентов – NPS (Net Promoter Score) и в рамках этого исследования интересоваться рекомендациями клиента относительно продукта. Это очень мощный инструмент, который позволит вам значительно увеличить выручку. Двигаемся по шагам.

Быстрый аудит

Вы мало представляете, чем живут покупатели и как они относятся к компании, если:

  1. лояльность клиентов является для вас «размытой» категорией;
  2. не осуществляются необходимые замеры уровня удовлетворения клиентов;
  3. не получаете рекомендаций от клиента относительно продукта.

Опрос

Работа с NPS начинается с опроса всех текущих клиентов, либо их части по репрезентативной выборке. Вы должны спросить:

  1. Какова вероятность того, что они порекомендуют продукт компании по шкале от 1 до 10 баллов? (Вопрос задается с целью в дальнейшем вычислить значение NPS)
  2. Что нужно сделать, чтобы вы поставили 10 баллов? (Эта часть опроса направлена на получение необходимых рекомендаций, и в последующем их типизацию. Кроме того, полученная информация содержит в себе ответ на вопрос: «Как найти свою нишу?»)

Подсчет NPS

NPS
Все опрошенные клиенты распределяются по 3 категориям в зависимости от данной ими оценки:

  • 0-6 баллов – критики, которые недовольны и никогда не порекомендуют вас никому;
  • 7-8 баллов – нейтральная аудитория, которая будет продолжать пользоваться продуктом, но вряд ли станет рекомендовать;
  • 9-10 баллов – сторонники, которых несложно обратить в свою веру и сделать адвокатами бренда.

Теперь возьмемся за подсчеты по формуле: NPS = (Количество тех, кто поставили 9−10 баллов / общий объём опрошенных — количество тех, кто поставил 6 баллов и ниже/общий объём опрошенных) * 100.

Выводы

NPS равен 5-10%. Дело плохо. Вам придется серьезно потрудиться, чтобы восстановить свою репутацию.

NPS колеблется в пределах 45%. Это хороший показатель. Но целевая аудитория скорее равнодушна, нежели благодушна. Не сбавляйте темпы развития. Продолжайте удивлять и радовать покупателей программами лояльности.

NPS равен 50-85%. Отличные показатели. Особенно если он все же стремится к 85%. Но это не значит, что можно почивать на лаврах.

Как найти свою нишу: трафик клиентов

Потребители сегодня не ждут прихода торгового представителя, который ответит на их вопросы. Они обращаются в интернет, чтобы получить их самостоятельно. Большая часть потенциальных покупателей делает это через поисковые запросы, остальные – сразу шерстят сайты потенциальных продавцов. Поэтому на повестку дня выходит контент-маркетинг, который поможет привести клиентов именно к вам, а не к конкурентам.

Речь не идет о 100-процентно рекламных объявлениях. Для продвижения большинства товаров и услуг подходит входящий маркетинг – инструмент, который продвигает продукт через ценный контент. Этот контент генерирует трафик и лиды, часть из которых затем перейдет в число клиентов. Зацепить целевую аудиторию можно через:

  • Посты в соцсетях,
  • комментарии на форумах,
  • статьи,
  • видео,
  • подкасты,
  • презентации,
  • инфографику.

Важно завлечь в воронку продаж как можно больше пользователей через информацию, актуальную и полезную для него.

как найти свою нишу

Хотите понять, в какой нише стоит развивать бизнес?

Приходите на программу Oy-li