Как анализировать бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс составляется для анализа финансовой устойчивости и для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Однако чтобы отчет принес компании пользу, необходимо поэтапно анализировать его. 

Принцип построения бухгалтерского баланса

Полную картину о финансовой устойчивости можно получить, если проанализировать два отчета: бухгалтерский баланс по форме 1 и отчет о прибыли и убытках по форме 2. По сути, оба документа показывают, сколько денег пришло в компанию, откуда и как они были израсходованы. 

Баланс представляет собой таблицу и состоит из двух частей. В левой половине записаны все активы предприятия, то есть имущество, с помощью которого компания может получать прибыль. Сюда входит материальное и нематериальное имущество, запасы, оплаты от клиентов. 

Справа в таблице – пассивы или источники, из которых появились активы. Это несколько видов капиталов: собственный, уставный, добавочный, а также заемные средства, полученные от кредиторов. Если баланс составлен правильно, то правая и левая части должны оказаться равны. Если они оказались разными, значит, в текущем или прошлом отчетном периодах компания не учла источник доходов или расходов. 

Первичный анализ баланса

Оценить бухгалтерский баланс можно по нескольким первичным характеристикам, а уже потом приступать к углубленному изучению финансового положения компании. 

В первую очередь, необходимо обращать внимание на это:

  • увеличилась ли валюта баланса в конце и начале текущего периода;
  • есть ли положительный темп прироста оборотный активов;
  • превышает ли собственный капитал заемный;
  • показывает ли собственный капитал более активный рост, чем заемный;
  • равны ли темпы роста двух видов задолженности – кредиторской и дебиторской;
  • превышает ли доля собственный средств в оборотных активах планку в 10 %;
  • нет ли статьи с непокрытыми убытками. 

Если все эти пункты оказались положительными, то уже понятно, что компания не находится на пороге кризиса и банкротства. Однако важно учесть экономические изменения на рынке, новые требования к предприятиям в налоговом законодательстве и изменения в экономической политике компании. 

Углубленный анализ структуры отчета

Углубленным анализом отчета занимается экономический отдел. Он оценивает самые важные статьи документа: общий итог (совпадает размер активов с размером пассивов), объем и составные части чистых активов, размер собственного капитала в обороте и рабочий капитал. На основе этих статей отчета экономический отдел далее будет вести расчеты финансовых коэффициентов. 

Данные в отчете расположены на строках. Вот какие строки являются более важными на этом этапе анализа:

  • 1600 и 1700 – совокупные итоги баланса, которые дают представление об общей стоимости имущества. Данные на этих строках с каждым годом должны расти, если предприятие планирует развиваться;
  • 1400 – эта строка показывает объем заемные средства. Она часто используется в расчетах показателей финансовой устойчивости. Невозможно дать однозначную рекомендацию, как должна изменяться цифра в строке на протяжении нескольких лет. Ведь объем заемных средств зависит от политики компании, от масштабирования или от собственных инвестиций;
  • 1300 – это капиталы, на основе которых проводится оценка финансовой стабильности;
  • разница между 1300 и 1100 – это собственные средства в обороте. Разница между двумя строками показывает, сможет ли компания погасить кредиты за счет своих денег;
  • разница между строками 1200 и 1500 – две строки показывают платежеспособность предприятия.

Вертикальный и горизонтальный анализ

В рамках углубленного изучения отчета экономический отдел проводит два вида анализа – вертикальный и горизонтальный. Благодаря им получается проанализировать платежеспособность и финансовую устойчивость без привлечения дополнительных отчетов. 

При горизонтальном анализе экономист видит разницу между строками в актуальном балансе и в отчете прошлого года. Руководитель же тоже заинтересован в этом сравнении: по нему собственник бизнеса видит, насколько верна его стратегия развития. Чтобы выполнить исследование, необходимо собрать данные, как минимум, за три года. Если будут взяты в расчет только один или два, то не получится увидеть динамику изменения показателей. 

А вертикальный анализ отражает соотношение между разными строками, статьями и разделами. Именно этот вид анализа показывает структуру имущества, доходов и расходов предприятия. То есть руководитель и экономист по анализу увидят доли тех или иных структур имущества относительно его общего объема. Следовательно, для выполнения этого исследования не нужны отчеты за прошлые годы. Однако при желании собственник бизнеса может изучить балансы за прошлые периоды и также провести динамический анализ долей.

Горизонтальный и вертикальный анализы необходимо выполнять в комплексе. Потому что только так можно сравнить компанию с конкурентами. 

Финансовые коэффициенты 

Провести анализ баланса невозможно без расчета ряда показателей. Главная метрика – показатель финансовой устойчивости. Он характеризует долю активов, которые компания финансирует за счет источников, доступных в долгосрочной перспективе. То есть за счет собственных средств или будущей выручки, а не за счет кредитов, ведь кредиты однажды придется вернуть банку. 

Вот как можно рассчитать КФУ: 

(Собственный капитал + Долгосрочные займы) / Итог по пассивам

Для вычисления КФУ есть ручная формула, но при анализе баланса можно использовать программы и автоматические расчеты. В таком случае в программу вставляются строки 1300, 1400 и 1700. 

Существуют общепринятые нормальные значения для КФУ – 0,6. То есть как минимум 60 % активов нужно финансировать за счет своих средств. Меньшая доля может сигнализировать о том, что компания однажды станет неплатежеспособной.

Второй коэффициент для анализа – показатель покрытия основных средств собственными средствами. У компании есть обязательства перед кредиторами. Они растянуты по времени, то есть часть долга возвращается через месяц, через год и в течение нескольких лет. Однако если вдруг потребуется выплатить кредиты сразу всю сумму, то фирме придется продать свое имущество и вырученные деньги вложить в погашение долга. Коэффициент покрытия основных средств собственными показывает, какую долю долгов получится покрыть за счет вырученных средств. Есть формула для расчета:

(Активы — Нематериальные активы — Краткосрочные займы) / Общая сумма обязательств 

При автоматическом расчете в формулу подставляются строки 1300 и 1150. Важно, чтобы полученные значение было равно единице или больше.

Третий коэффициент – автономии или финансовой независимости. Показывает, насколько фирма независима от кредиторов. Используются строки 1300 и 1700 или соотношение заемных и собственных активов. В отношении этой метрики также есть нормативы. Считается оптимальным, если КФН не превышает 0,8, но при этом не опускается ниже 0,3. В случае выхода за рамки нормы у компании есть два риска. При низком коэффициенте есть вероятность банкротства, то есть у компании большая часть денег взята в кредит. Но если показатель высок, это сигнализирует о чрезмерной самостоятельности и о недоверии кредиторов в отношении предприятия.

Коэффициент общей платежеспособности определяется как соотношение валюты баланса к заемному капиталу. 

Коэффициенты ликвидности

Есть несколько метрик, которые связаны с ликвидностью, то есть со способностью компании обменять свои активы на деньги. Вот какие показатели рекомендуется рассчитать в рамках анализа баланса:

  • абсолютная ликвидность – доля краткосрочных обязательств, которая может быть покрыта за счет имеющихся денег или финансовых вложений;
  • срочная ликвидность – у компании есть краткосрочные обязательства и активы, которые можно быстро превратить в деньги, чтобы покрыть долги. Например, это дебиторская задолженность, оплаты от клиентов, или краткосрочные финансовые вложения. Однако полностью покрыть краткосрочные обязательства не получится. Доля долгов, на выплату которых хватит денег, называется срочной ликвидностью;
  • текущая ликвидность представляет собой соотношение активов и текущих обязательств.

Чтобы вычислить разные виды ликвидности через бухгалтерский баланс, необходимо использовать такие строки:

  • 1230 – расчеты по налогам, сборам, страхованию и оплате труда работников, а также расчеты с контрагентами;
  • 1240 – финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов. То есть это вложения компании, которые нужно погасить в течение года;
  • 1250 – денежные средства и эквиваленты в российской и иностранной валютах;
  • 1500 – итоговая сумма по всему разделу.

Трендовый, факторный и сравнительный анализы

В дополнение к вертикальному, горизонтальному анализам, а также расчету коэффициентов можно выполнить еще три вида анализа. Они дополняют и расширяют аналитические данные. Трендовый анализ помогает увидеть тренды или основные тенденции того, как меняется размер и структура активов, пассивов год от года. Например, в рамках изучения баланса видно, что падает показатель финансовой независимости, то есть компания берет больше заемных средств, нежели год или два назад. В то же время видно, что растет прибыль и выручка. Значит, заемные средства идут на развитие предприятия и расходуются рационально. 

С помощью факторного исследования можно определить факторы, которые влияют на эти тенденции. Например, на необходимость брать больше денег в долг влияет возраст фирмы и выход на новый рынок. Первый фактор сигнализирует о том, что у предприятия закончились те вложения, которые делал собственник при открытии фирмы. То есть в примере снижение ПФН является закономерным и нормальным.

Сравнительный анализ необходим для сравнения предприятия с конкурентами. То есть при проведении экономист должен иметь на руках баланс других фирм. Из-за того, что экономические данные чужих предприятий сложно раздобыть, сравнительное исследование проводится реже остальных. Однако именно оно позволяет выстроить всех конкурентов в рейтинг и выбрать подходящую стратегию развития.

Онлайн-программы

Некоторые действия при изучении баланса можно автоматизировать, например, расчеты показателей. Но для этого требуются специальные программы. Самое бюджетное и простое решение – Excel. Здесь можно составлять таблицы, диаграммы и проводить расчеты. Есть более продвинутые решения, которые позволяют экономисту работать через Интернет. Использование подобных программ не только экономит время, но и расширяет возможности для аналитики. Можно быстро рассчитать дополнительные показатели и провести изучение рыночной устойчивости, деловой активности. 

Анализ баланса – это сложный и многоэтапный процесс. Он состоит из первичного изучения данных, а затем нескольких видов более углубленных исследований. Если аналитик сделает все правильно, то результаты исследований помогут компании повысить прибыль, более рационально использовать имеющиеся ресурсы и выработать финансовую политику.

✓ Номер введен верно