Искусство презентации

Презентация продукта на языке выгод для клиента – залог успешных продаж с минимумом затрат. Для эффективной презентации важно научиться тонко понимать мотивы и потребности потенциального клиента и использовать их для закрытия сделки без возражений. Она используется на всех этапах процесса продаж. Умение правильно преподносить информацию – залог успешной работы менеджеров по продажам.

Типология DISC как основа для создания презентации

Продукт представляется клиенту с точки зрения типа личности по DISC-типологии, которая эффективно применяется как в межличностном общении, так и в бизнесе. Ее ключевое преимущество – быстрый процесс диагностирования, выявления типа личности через простое общение. Менеджер по продажам, обладающий необходимой сноровкой, всего за 10 минут общения способен выявить мотивы клиента. Типология включает в себя четыре типа личности:

  1. D – Dominance. Этот тип личности описывает властного, прямолинейного человека, который ориентируется на результат. Для них важно быть первыми во всем, и они жаждут особого отношения к себе. 
  2. I – influence. Люди с таким типом личности – коммуникабельные энтузиасты. Их мотивирует признание и новые возможности.
  3. S – Steadiness. Людей типа «S» выделяют такие черты, как: терпеливость, сопереживание и постоянство. 
  4. C – Compliance. Покупатель с этим типом личности отличается скептицизмом и критичностью мышления. Он привык следовать правилам и сосредоточен на деталях.

Выявление типа личности позволит эффективно преподносить продукт с точки зрения ценностей, которые мотивируют конкретного покупателя.

Какой должна быть презентация по DISC

Чтобы продать продукт, менеджер по продажам должен говорить с клиентом на языке его ценностей. Поэтому презентовать выгоды необходимо для каждого по-разному:

  1. «D». Уверенность, четкость и динамичность – «три кита», на которых строится эффективная продажа человеку с таким типом личности. Если доминирующий почувствует сомнение в словах продажника, то никакие выгоды, даже очевидные, и полное отсутствие рисков не убедят его купить. Самые сильные аргументы, рассказанные в начале презентации, минимум цифр – залог «правильного» решения, а решения эти люди принимают очень быстро.
  2. «I». Получение всеобщего признания, роль и значимость самого человека, которая увеличится от этой покупки – основа успешной продажи. Образность, яркость и визуальная насыщенность презентации с преобладающими картинами будущего позволит продать. Проще всего нарисовать картину того, как будет выглядеть человек с таким типом личности после покупки вашего продукта, рассказать о заметной роли «I» в реализации проекта. Расчеты и цифры при этом будут играть крайне незначительную роль, поэтому стоит свести их к минимуму.
  3. «S». Логичность, понятность и спокойствие презентации – основные черты, позволяющие закрыть продажу с человеком «S». Такого человека убеждают прецеденты и рассказ о выгодах простым языком. Но при этом важно не забывать о документах, подтверждающих достоверность того, о чем говорилось в презентации. Кроме того, необходимо четко рассказать о последовательности действий, необходимых для реализации предложения. Также важно не торопиться, не давить и узнавать о том, есть ли у покупателя вопросы или сомнения.
  4. «C» – купит продукт только в том случае, если глубоко проанализирует его достоинства. Чтобы эффективно презентовать продукт такому человеку, потребуется тщательная подготовка. Большое количество документов, расчетов и материалов, подтверждающих достоверность слов обязательно позволят продать. Важно, чтобы все расчеты были правильными, а в документах отсутствовали опечатки, и они были аккуратно оформлены. 

Ценность продукта при этом для разных типов личности будет отличаться. Она состоит из выгод от покупки за минусом затрат на приобретение. При этом выгоды – изменения (положительные), которые произойдут в жизни клиента после покупки вашего товара, а затраты – это не только денежные средства. Затраты включают в себя сложности и страхи, которые могут возникнуть в процессе покупки. Поэтому во время презентации важно повысить ценность продукта. Это можно сделать путем увеличения выгод или уменьшения затрат (снятия страхов и упрощения самого процесса приобретения). 

Как повысить ценность продукта

Повысить ценность продукта можно различными способами:

  1. Вызвать яркие эмоции наглядными примерами: «Вы выкинете свой старый диван и забудете о том, как спать в кровати, потому что начнете спать только на нашем диване. Он просто великолепен, и все клиенты об этом говорят». 
  2. Цена дороже – значит, лучше. Некоторым людям очень важно покупать более дорогие продукты для подчеркивания статусности. 
  3. История создания продукта – вдохновляющая история компании о принятии решения создать продукт.
  4. Дефицит. Ограниченность товаров, которую можно создать искусственно, позволяет подтолкнуть покупателя к совершению покупки.
  5. Секретные технологии – недоступные знания или продукты для большинства. И только покупка вашего продукта позволяет получить доступ к ним.
  6. Сарафанное радио – «все рекомендуют, все говорят».
  7. Секретные ингредиент, который повышает эффективность вашего продукта в несколько раз.

Использование совокупности этих инструментов для повышения ценности продукта в презентации позволяет сделать ее более убедительной.

Материальная и нематериальная ценность продукта

При этом ценности, увеличение которых можно осуществить, разделяются на:

  • материальные – те средства, которые клиент вложит в продукт, окупятся и принесут выгоду;
  • нематериальные ценности – духовное развитие, развлечения, хобби, самореализация, социальный статус, свобода, стабильность, здоровье, семья, друзья, работа и материальное благополучие.

Не стоит говорить сразу обо всех материальных и нематериальных ценностях, которые имеет продукт. Важно выделить главные потребности клиента и рассказать о наиболее важных для него ценностях. 

Дополнительные инструменты повышения ценности продукта

Чтобы еще больше повысить ценность продукта можно воспользоваться дополнительными инструментами:

  1. Простота покупки повышает ее ценность. Сложности, связанные с приобретением того или иного продукта, увеличивают затраты, а их увеличение снижает ценность. Поэтому важно либо предоставить разные способы покупки или конкретную упрощенную инструкцию.
  2. Точки контакта, превосходящие по своему качеству изделия конкурентов.
  3. Специализация – узкая направленность продукта, нацеленная на закрытие именно его потребностей.
  4. Кастомизация – изменение продукта или услуги под конкретные запросы или ручная работа позволяет значительно повысить ценность и, как следствие, цену. 

Важно предлагать клиенту только лучшее, качественное и особенное.

Техники, позволяющие повысить эффективность презентации

Чтобы повысить качество презентации, необходимо пользоваться дополнительными техниками, избегать ошибок в построении диалога с покупателем.

  • Техника «Мы и Вы». Никогда нельзя разделять вас и клиента: «Мы, с вами как команда достигнем следующих результатов…»
  • Техника «Красная кнопка». У каждого клиента имеется свои «кнопки», отвечающие за его мотивацию. Необходимо выявить их и построить презентацию на базе 3–5 аргументов, «давящих» на них. Выявление «красных кнопок» нужно проводить на этапе анализа типа личности клиента.
  • Техника «Тройник» – рассказ о выгодах для клиента со всех сторон. Если продажа осуществляется в B2B-сфере, то речь должна идти о выгодах компании, ЛПР и ее сотрудников.
  • «Social proof» – использование историй с клиентами и релевантных кейсов.
  • Техника «Ключевые возражения» подразумевает предвосхищение возражений клиента в процессе самой презентации.
  • Визуализация – использование рисунков и готовых презентаций.
  • Метафора – красочное описание эмоций клиента от покупки.
  • Техника «Покажи» – тестирование, предоставление возможности примерить, попробовать.
  • Техника составления кейсов – использование конкретных примеров с расчетами и полученными выгодами у клиентов, купивших продукт.
  • Техники «Известные имена» – использование известных клиентов и компаний, воспользовавшихся вашим продуктом. 
  • «Аргумент + Метод + Форма подачи = Выгода» подразумевает использование подготовленных аргументов, рассказывающих почему вы лучше конкурентов. Это может быть срок, окупаемость, срок эксплуатации, рост цен и т. д. После аргументов используется метод рассказа о статистике, кейсах, гарантиях. Все данные необходимо передавать через определенную форму: через КП, видео, менеджера, письмом и т. д.
  • Техника «МЯСО» – использование Мысли (преимущество компании), Яркого образа, Страшилки и Опыта. В этом случае преимущество компании подкрепляется ярким примером, затем идет рассказ о проблеме, которая может возникнуть, если отказаться от вашего продукта и рассказать об опыте и статистике, имеющихся у вас для решения этой проблемы.

Техники ХПВ, СВ 

В экспертных продажах, когда вы имеете большой запас времени и можете подробно рассказать о своем продукте, используется техника ХПВ. Она способна рассказать о выгодах клиента, которая строится по схеме: 

  1. Характеристика – свойство продукта.
  2. Фраза-переход.
  3. Преимущество – чем лучше конкурентов.
  4. Фраза-переход.
  5. Выгода – что конкретно получит клиент.

При этом необходимо построить рассказ об отличительных чертах вашего продукта, каждая из которых по какому-либо параметру превосходит аналог от конкурента (или не имеет аналогов) и указать на конкретную выгоду этой характеристики. 

СВ – техника для телефонных продаж с сокращением рассказа о характеристиках, построение которой подразумевает рассказ о выгодах путем:

  • рассказа о характеристике;
  • использование фразы-перехода;
  • описании выгоды.

При этом предложения должны быть краткими и четкими, потому что нельзя растягивать телефонный разговор на длительное время. Важно быстро «зацепить клиента». Оптимальная длина предложений – 5–7 слов.

Техника для транзакционных продаж

Техника СВП – применяется в транзакционных продажах и подразумевает использование техники СВ с добавлением такого пункта, как подтверждение. Подтверждение – слова, вызывающие на диалог: «Согласитесь, что это здорово?», «Действительно это важно?»

Техника ЧВП состоит из описания черты, добавления фразы-перехода, рассказе о выгоде и подтверждения. 

Переходы в презентации

В презентации важно использовать фразы-переходы – слова, позволяющие перейти от представления характеристики, к рассказу о преимуществах и выгодах клиента, например:

  • это увеличит ваши…
  • это позволит вам…
  • это сэкономит ваши…
  • это даст возможность…

Кроме того, важно грамотно выстроить переход к завершению. Если у покупателя отсутствуют возражения, то нужно уточнить:

  • что он думает;
  • насколько ему подходит продукт.

После этого предложить легкий шаг в конце презентации – составить проект договора или выполнить расчет. 

Методы закрытия

Важно в конце презентации не продолжить говорить дальше, а вовремя закрыть сделку. Закрыть сделку можно с использованием следующих методов:

  1. Альтернатива: «Вы отправите запрос лично или этим займется ваш помощник?»
  2. Ограничение срока: «Чтобы вы получили скидку и успели на ближайшую поставку, нам необходимо оперативно выполнить расчет, поэтому сегодня желательно прислать запрос.

Соблюдение этих рекомендаций позволит эффективнее продавать товары и услуги.

✓ Номер введен верно