Инструменты бережливого производства

Предприниматели всегда стремятся оптимизировать бизнес-процессы, чтобы производство, сбыт продукции шел быстрее и с минимальными проблемами. Одна из методик, которую выбирают собственники бизнеса — методика бережливого производства. Она необходима для повышения производительности труда, снижения количества отходов и сокращения времени на изготовление одной единицы. Как следствие, повысится качество товаров, снизится себестоимость, а значит, вырастет объем продаж и прибыль. Вот какие еще преимущества есть у компаний, которые внедрили инструменты бережливого производства:

  • поставки новой продукции на рынок ускоряются в 3–4 раза;
  • цикл изготовления продукции можно сократить в 10 и более раз;
  • складские запасы уменьшаются в 3–4 раза;
  • количество бракованных изделий уменьшается в 5–10 раз;
  • простои производства сокращаются в 5–10 раз.

Главная идея методики — привлечь к усовершенствованию процессов максимум работников и ориентироваться на клиента. Например, клиенту не нужно, чтобы товар хранился на складе, если затраты на аренду складского помещения так или иначе увеличивают цену на товар. 

У бережливого производства есть основное преимущество — внедрить методику можно с минимальными финансовыми затратами. Большинство инструментов доступны всем компаниям.

Восемь принципов бережливого производства

Производство можно назвать бережливым, если соблюдаются восемь главных принципов:

  • создана карта потока формирования ценности. Это значит, что необходимо иметь карту, на которой отражены все материальные, информационные процессы, влияющие на создание товара или услуги. Если есть карта, по ней проще увидеть, какие сложности есть в производстве;
  • наличие вытягивающего поточного производства. Необходимо ориентироваться на потребности клиентов в товаре или услуге и под эти потребности подстраивать объемы производства на разных этапах. Идеальной системой считается начало производства только после того, как поступил запрос от клиента;
  • наличие уведомлений сотрудников о начале рабочего времени. Этот принцип необходим для того, чтобы работники начинали изготавливать товар только тогда, когда в нем есть реальная потребность. Благодаря уведомлениям снижается количество лишней продукции;
  • постоянное повышение ценности продукта при одновременном снижении цены на него;
  • создание идеальных условий труда для работников, при которых работники допускают меньше ошибок и больше мотивированы;
  • возможность перенастройки оборудования, чтобы легко и быстро переключиться на производство другой модели;
  • поддержание техники в рабочем состоянии за счет регулярного техобслуживания, проверки, профилактических ремонтов;
  • доставка деталей и сырья ровно в тот момент, когда они требуются, чтобы не забивать складские помещения (если доставлено слишком много сырья) и не утилизировать недоделанные товары (если привезли слишком мало сырья).

Популярные инструменты бережливого производства 

Прежде чем внедрить очередной инструмент, необходимо проанализировать текущие бизнес-процессы и найти «узкие» места — наиболее слабые элементы, генерирующие большую часть проблем. В зависимости от слабых мест подбираются оптимальные инструменты. 

Существует свыше 20 инструментов, которые затрагивают все сферы производства.

Комфортные рабочие условия

Чтобы повысить мотивацию персонала, необходимо создать комфортные условия для работы. Для этого подходит инструмент 5S. С его помощью можно быстро выявить проблемы в организации рабочего пространства и устранить их. Вот какие действия можно предпринять в рамках использования инструментов:

  • убрать те предметы, которые не используются;
  • положить используемые предметы удобно, чтобы сотрудник получил быстрый доступ к инвентарю;
  • поддерживать на рабочем месте чистоту;
  • разработать систему контроля за организацией пространства, чтобы эффект от преобразований сохранился надолго.

Для улучшения условий труда можно использовать дополнительный прием — визуализировать производство. Это значит, что в компании будет принята единая цветовая, звуковая система оповещения. Если это будет сделано, каждый работник по этим сигналам будет понимать, что происходит на производстве. 

Выявление и ликвидация проблем

Второй инструмент пригодится для быстрого выявления и ликвидации проблем. Сначала оборудование подвергается частичной автономизации, то есть от работников требуется меньше внимания к технике. Оборудование переходит на самодиагностику. Также используется система Andon, которая останавливает весь процесс производства, как только обнаруживает ошибку или поломку в автоматическом режиме. В результате компания экономит на переделке тех продуктов, которые были изготовлены сломанным оборудованием и из-за этого непригодны к продаже. 

Планирование производства

Третий инструмент — планирование. Компании невыгодно запускать производство ради изготовления одной единицы продукции, но она не может позволить себе выпускать товары на запас в большом количестве. В качестве компромисса можно использовать правильное планирование. Например, объединять заказы нескольких клиентов в небольшую партию. Начинать производство в тот момент, когда наберется партия. Вот какой эффект достигается при использовании этого инструмента:

  • если возникнет проблема в производстве, то компания потеряет небольшую партию товара;
  • минимизируется риск срывов срока отправки товара;
  • не требуется склад для хранения продукции, ведь небольшие партии сразу поступают на доставку.

Третий инструмент удобно сочетать с JIT (производством Just in Time, точно в срок). Его особенность заключается в том, что при планировании производства фактически не учитывается прогнозируемый спрос. Инструмент JIT используется, если нужно сократить запасы сырья и изделий и постепенно вообще отказаться от нескольких складов. Однако если в компании наблюдается примерно ровный спрос на продукцию, можно использовать прием «время такта» и рассчитать периодичность заказа. Формула:

Плановое время производства / Спрос потребителя

Контроль за потерями

Четвертый инструмент — контроль за потерями. Используя инструмент, компания отказывается от всего, что не имеет ценности для заказчика. Это могут быть не интересные, не принципиальные для него технические характеристики товара или «лишние» услуги. Результат от использования:

  • экономия ресурсов, которые раньше тратились на оказание ненужных услуг;
  • повысить качество работы персонала, так как работникам не придется тратить время на создание ненужных товаров.

Целеполагание

Пятый инструмент — умные цели. Чтобы настроить эффективную коммуникацию между работниками разных отделов, между руководством и подчиненными, необходимо правильно поставить задачи перед коллективом. Для этого необходимо сформировать глобальную цель компании в соответствии с техникой SMART. Цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, но ограничена по времени. Если перед коллективом будет стоять общая цель, будет проще оптимизировать производство. После постановки цели можно внедрить стандарты. Это инструкции, в которых прописан идеальный порядок работы. Когда сотрудники работают по стандартам, а оборудование — по единому методу, снижаются риски сделать некачественный продукт или просто изделие, которое отличается от остальных. 

Настройка оборудование

Шестой инструмент — быстрая перенастройка оборудования. Если компания производит несколько видов изделий и ей выгодно производить их небольшими партиями, то необходимо оптимизировать оборудование. В идеале используется одно оборудование для производства разных товаров. При необходимости сотрудники просто перенастраивают его. Переналадка производится за счет внутренних и внешних действий. Чтобы сделать внутренние действия, машину придется остановить. Чтобы сделать внешние действия, достаточно и работающего устройства. Для бережливого производства удобнее все внутренние действия превращать во внешние. Тогда увеличится время полезной работы оборудования и сократить его количество. 

Внедрение инструментов

Есть сложность, которая мешает компаниям внедрить инструменты. Обычно главная цель бизнеса — это получение максимальной прибыли. Однако при бережливом производстве необходимо мыслить по-другому, то есть сместить акцент с прибыли на минимизацию потерь. 

Лучше начинать внедрение инструментов с какого-то одного участка или с процесса производства одного продукта. Если процесс пройдет удачно, опыт можно применить к другим участкам. 

Вот какого алгоритма можно придерживаться:

  1. Вычислить то, от чего можно отказаться — как от ненужных клиентам товаров, характеристик или услуг, так и от ненужного оборудования.
  2. Разъяснить персоналу цель изменений, показать, какие процессы больше не востребованы.
  3. Определить один день в неделю, когда персонал будет заниматься усовершенствованием процессов.
  4. Выделить в коллективе работников, перед которыми руководство поставит конкретные задачи по бережливому производству. Они будут контролировать процесс изменений.
  5. Хотя бы пару часов в неделю анализировать внедренные изменения и оценивать, насколько они оказались полезны.

Чтобы было удобнее контролировать изменения, стоит разработать систему показателей. Например, при внедрении инструментов часто отмечается снижение себестоимости товаров. Значит, динамика этого показателя поможет руководителю компании понять, в верном ли направлении он движется.