Где вести клиентскую базу

Отдел продаж тратит несколько минут, чтобы найти клиента в телефонной базе, вручную вписывает историю звонков и считает статистику с помощью формул в Excel? Пора что-то менять. Посчитайте, сколько всего времени вы теряете на работу с устаревшей клиентской базой – и удивитесь, насколько ПО влияет на продуктивность команды. 

Формируя отдел продаж, нужно начинать с подбора качественных сервисов для отчетности, ведения клиентов и аналитики. Мы собрали десять CRM-систем, которые помогут автоматизировать процессы уже сегодня. 

Базовые требования: что должна уметь хорошая CRM

Клиентская база должна полностью заменить ручной учет, выполняя рутинную работу за отдел продаж: 

  1. Составлять список задач – так менеджеры не забудут о звонках, отчетах и информировании клиента. Хорошая CRM умеет ставить напоминания, систематизировать схожие и повторяющиеся задачи, помогать в расстановке приоритетов.
  2. Формировать и отслеживать воронки продаж – они используются, чтобы разделить процесс сделки на этапы. Продажа начинается с холодного звонка, продолжается за счет коммуникации с клиентом и завершается сделкой. Сервис поможет упорядочить этот процесс и напомнит, если вам пора связаться с потенциальным покупателем.
  3. Сохранять прогресс по отдельным сделкам. В CRM фиксируется история взаимодействий с клиентом – стадия сделки, вопросы, которые интересуют покупателя, причины звонка, возражения. Так вы сможете передавать клиента от одного менеджера к другому.
  4. Наладить систему связи между сотрудниками. Переписка в групповом чате мессенджера – не самое профессиональное решение. В CRM вы не будете отвлекаться на внешние факторы.
  5. Вести аналитику. Сервис сам подсчитывает количество сделок, удачных и неудачных звонков и предоставляет другую статистику, полезную в анализе эффективности. 

По каким параметрам выбирать CRM-систему 

Современные программы не ограничиваются базовым функционалом – придется выбирать среди улучшений и дополнительных возможностей. На что обратить внимание в первую очередь?

  1. Удобный интерфейс. Программа станет подручным инструментом в работе отдела продаж: отсюда берется информация о клиенте, выгружаются номера и статистика, ведется отчетность по звонкам. Не скупитесь на факторе комфорта. Неудобная программа замедляет все процессы.
  2. Стоимость. Не гонитесь за наиболее дорогим вариантом – чаще всего, премиум подписки предназначены для крупных компаний, где требуется расширенный функционал. На первых порах хватает базовых возможностей. Обратите внимание на формат оплаты: часть программ предлагает разовую покупку, остальные – подписку на сервис. Если вы не знакомы с программой, а сотрудники не работали с ней ранее, остановитесь на вариантах с подпиской. Так вы сможете перейти на другое ПО без больших потерь. 
  3. Техподдержка. Помните об экстренных ситуациях. Даже лучшие программы могут не справиться с нагрузкой, дать сбой, выкатить неудачное обновление – удостоверьтесь, что поддержка оперативно решит проблему. В противном случае один баг может стоить дневной выручки. 
  4. Гибкость. Скорее всего, вам понадобятся не все функции программы и наоборот – захочется добавить свои виджеты/разделы. Уточните, можно ли адаптировать интерфейс под нужды компании. 
  5. Интеграции. Хорошая CRM-система интегрируется с сервисами рассылок, телефонными операторами, другими программами для учета – например, корпоративным ПО. Удостоверьтесь, что сможете привязать нужные сервисы.
  6.  Отчетность. Автоматизированная выгрузка отчета – то, что экономит уйму времени менеджеру и начальству. Узнайте, какие данные можно выгрузить и хватит ли их для полной картины. 
  7. Мобильная версия. Бесполезная функция для офисных работников – и незаменимая для сотрудников на удаленке, выездных коллег и фрилансеров. CRM на смартфоне понадобится также курьерам, рекламным представителям. 

Топ сервисов для ведения клиентской базы 

Excel\Google Spreadsheet

Программы для работы с таблицами, ставшие классикой в отделах продаж. Преимущество Google Spreadsheet – онлайн-формат, где сотрудники могут вместе вносить данные и оставлять комментарии. 

Функционал:

  • ведение таблиц; 
  • расчеты по математическим формулам – помогут в финансовом планировании, выгрузке статистики; 
  • выгрузка таблиц в формате pdf;
  • импорт данных из внешних источников;
Преимущества Недостатки 
бесплатно;  программы знакомы большинству пользователей и не требуют погружения; адаптивность.механическое наполнение таблиц требует больше времени. Часто приводит к ошибкам из-за человеческого фактора; вам придется вручную настраивать программу под себя.

CRM Битрикс24

Битрикс24 – это глобальный сервис для управления бизнесом с функционалом под разные ниши и запросы. Сам же CRM Битрикс24 является его частью, предназначенной для ведения клиентской базы.

Функционал:

  • хранение всех звонков, чатов и переписок с клиентом;
  • воронка продаж;
  • автоматизированная рассылка;
  • чат и видеозвонки между сотрудниками;
  • облачное хранилище для информации;
  • интеграция с почтой;
  • мобильное приложение;
  • планер для задач.
Преимущества Недостатки 
Целая экосистема для ведения проектов. Подойдет для крупного бизнеса, где приходится координировать процессы нескольких отделов. Покупка Битрикса заменит несколько ПО и сэкономит время на интеграцию. Вы не сможете купить CRM отдельно от всего сервиса. Если вам нужна исключительно система учета клиентов – Битрикс не подойдет.

Amocrm 

Базовая программа с легким интерфейсом и мобильным приложением подойдет для маленьких отделов продаж. Ее позиционирование – помощь небольшой команде, которая не успевает отрабатывать заявки вручную. Не стоит ждать расширенных функций, зато работе с сервисом легко обучиться. 

Функционал:

  • хранение данных о клиентах;
  • автоматическая воронка заказов;
  • почтовая рассылка; 
  • уведомления о заявках на сайте; 
  • аналитика о предпочтениях и запросах клиента – эти данные помогут маркетинговому отделу в построении рекламных коммуникаций.
ПреимуществаНедостатки 
адаптация под смартфон;  тестовый период; простой и понятный интерфейс.Не подойдет крупному бизнесу – если вы планируете расширять команду, лучше заранее выбрать программу с бóльшими возможностями.

Клиентская база 

Базовый сервис для комплексного ведения бизнеса. 

Функционал:

  • создание таблиц;
  • систематизация данных о клиентах и продуктах;
  • возможность настроить права доступа для отдельных пользователей – важная функция для проектов с NDA и для построения иерархии в команде;
  • шаблоны для ведения документации;
  • облачное хранилище на 2000 ГБ;
  • формы для приема заявок;
  • интеграции с сайтами и соцсетями. 
Преимущества Недостатки 
Возможность адаптировать функционал – например, часть функций могут показаться лишними малому бизнесу.Изначально перегруженный интерфейс, сложный процесс обучения.

Клиентикс

Адаптивная программа подойдет для бизнеса любого масштаба – вы сможете настроить интерфейс под себя. 

Функционал: 

  • база клиентов и продуктов, отслеживание заказов;
  • история взаимодействий с покупателем;
  • шаблоны для отчетов, выгрузка аналитики;
  • email-рассылка;
  • планер для сотрудников;
  • хранилище данных.
Преимущества Недостатки 
тестовый период; поддерживается на ПК, Android и IOS.Отсутствует воронка продаж.

S2

S2 создали удобный интерфейс для ведения рабочих процессов – однако, вы не сможете адаптировать его под свои нужды. Это может стать проблемой для требовательных пользователей и преимуществом для новичков – сервис сам по себе является готовым шаблоном, не нуждающимся в настройке.

Функционал:

  • база данных, трекинг взаимодействий с клиентом и воронка продаж;
  • управление заказами;
  • информация о продукте;
  • рассылка;
  • готовые шаблоны под ведение проекта, планер для сотрудников;
  • ведения финансовой документации;
  • интеграция веб-форм. 
Преимущества Недостатки 
Только базовые функции, интерфейс не перегружен.невозможно адаптировать систему под себя; редкие обновления, частично устаревшие решения.

WireCRM

Программа была разработана для малого бизнеса, который только погружается в ведение клиентской базы. Советуем опробовать базовые функции и определить, нужны ли вам решения сложнее.

Функционал:

  • база клиентов и заказов;
  • ведение отчетности;
  • готовые шаблоны для ведения проекта;
  • уведомления о заявках, звонках и заказах.
Преимущества Недостатки 
интеграции с внешними сервисами; оперативная поддержка; простая в освоении.мало функций для среднего и крупного бизнеса; по словам пользователей, не все интеграции работают исправно. 

FreshOffice 

Программа считается нишевым продуктом для товарного бизнеса. Здесь, помимо основных возможностей CRM, есть функции для отслеживания товаров и управления складом.

Функционал:

  • информация о клиентах и транзакциях;
  • удобный интерфейс в режиме одного окна;
  • дополнительно: бухгалтерский и складской учет. 
Преимущества Недостатки 
выполняет бухгалтерский учет, контроль документации и контролирует товары на складе – помогает быстро найти нужную посылку и курирует ее перемещение;  выводит статистику по онлайн-маркетингу; удачный вариант для товарного бизнеса и крупных предприятий. функционал покажется излишним малому бизнесу; при большом количестве дополнительных возможностей, сама CRM не отличается богатым интерфейсом.

YClients

YClients разработана для автоматизации сферы услуг. Команда переняла опыт схожих продуктов и объединила наработки в одном сервисе.

Функционал:

  • база данных, трекинг звонков и коммуникаций с покупателем;
  • кол-центр и поддержка;
  • рассылка;
  • хранение файлов;
  • тайм-менеджмент для сотрудников. Для руководства – системы измерения эффективности персонала. 
Преимущества Недостатки 
быстрая техподдержка; интуитивный интерфейс.не работает почтовая рассылка.

FreeCRM

FreeCRM – это бесплатная программа для ведения учета с пошаговой инструкцией и дружелюбным интерфейсом. Функционал здесь небольшой – сервис подойдет, скорее, для обучения. Малому бизнесу программы может хватить, а вот проекты покрупнее смогут выделить свои требования и найти программу под актуальные нужды. 

Функционал:

  • отслеживание номеров и информации о клиентах;
  • управление продажами;
  • статистика для составления прогнозов.
Преимущества Недостатки 
простота использования; полностью бесплатно.минимальный функционал, иногда недостаточный даже для небольших проектов.

Если сложно выбрать

Может показаться, что вы делаете выбор вслепую – как по описанию понять, подойдет ли программа. Мы советуем составить таблицу: выписать все функции, важные лично для вас (мы прописали базовые требования – дополняйте своими), и сравнить CRM по заданным параметрам. Обязательно обсудите вопрос с командой – у менеджеров по продажам могут возникнуть неочевидные требования, которые упростят им работу.

Факторы выбораCRM 1CRM 2CRM 3
Цена    
Удобство интерфейса (по 10-бальной шкале)   
Выгрузка отчета    
Возможность интеграций    
Мобильная версия    
Планер    

При выборе клиентской базы ориентируйтесь на запросы своего бизнеса – не стоит покупать дорогой вариант, не разобравшись в функциях, как и идти на компромиссы ради невысокой цены. Проанализируйте работу отдела продаж и определите, какие именно процессы требуют оптимизации.

✓ Номер введен верно