Где вести клиентскую базу
Отдел продаж тратит несколько минут, чтобы найти клиента в телефонной базе, вручную вписывает историю звонков и считает статистику с помощью формул в Excel? Пора что-то менять. Посчитайте, сколько всего времени вы теряете на работу с устаревшей клиентской базой – и удивитесь, насколько ПО влияет на продуктивность команды.
Формируя отдел продаж, нужно начинать с подбора качественных сервисов для отчетности, ведения клиентов и аналитики. Мы собрали десять CRM-систем, которые помогут автоматизировать процессы уже сегодня.
Базовые требования: что должна уметь хорошая CRM
Клиентская база должна полностью заменить ручной учет, выполняя рутинную работу за отдел продаж:
- Составлять список задач – так менеджеры не забудут о звонках, отчетах и информировании клиента. Хорошая CRM умеет ставить напоминания, систематизировать схожие и повторяющиеся задачи, помогать в расстановке приоритетов.
- Формировать и отслеживать воронки продаж – они используются, чтобы разделить процесс сделки на этапы. Продажа начинается с холодного звонка, продолжается за счет коммуникации с клиентом и завершается сделкой. Сервис поможет упорядочить этот процесс и напомнит, если вам пора связаться с потенциальным покупателем.
- Сохранять прогресс по отдельным сделкам. В CRM фиксируется история взаимодействий с клиентом – стадия сделки, вопросы, которые интересуют покупателя, причины звонка, возражения. Так вы сможете передавать клиента от одного менеджера к другому.
- Наладить систему связи между сотрудниками. Переписка в групповом чате мессенджера – не самое профессиональное решение. В CRM вы не будете отвлекаться на внешние факторы.
- Вести аналитику. Сервис сам подсчитывает количество сделок, удачных и неудачных звонков и предоставляет другую статистику, полезную в анализе эффективности.
По каким параметрам выбирать CRM-систему
Современные программы не ограничиваются базовым функционалом – придется выбирать среди улучшений и дополнительных возможностей. На что обратить внимание в первую очередь?
- Удобный интерфейс. Программа станет подручным инструментом в работе отдела продаж: отсюда берется информация о клиенте, выгружаются номера и статистика, ведется отчетность по звонкам. Не скупитесь на факторе комфорта. Неудобная программа замедляет все процессы.
- Стоимость. Не гонитесь за наиболее дорогим вариантом – чаще всего, премиум подписки предназначены для крупных компаний, где требуется расширенный функционал. На первых порах хватает базовых возможностей. Обратите внимание на формат оплаты: часть программ предлагает разовую покупку, остальные – подписку на сервис. Если вы не знакомы с программой, а сотрудники не работали с ней ранее, остановитесь на вариантах с подпиской. Так вы сможете перейти на другое ПО без больших потерь.
- Техподдержка. Помните об экстренных ситуациях. Даже лучшие программы могут не справиться с нагрузкой, дать сбой, выкатить неудачное обновление – удостоверьтесь, что поддержка оперативно решит проблему. В противном случае один баг может стоить дневной выручки.
- Гибкость. Скорее всего, вам понадобятся не все функции программы и наоборот – захочется добавить свои виджеты/разделы. Уточните, можно ли адаптировать интерфейс под нужды компании.
- Интеграции. Хорошая CRM-система интегрируется с сервисами рассылок, телефонными операторами, другими программами для учета – например, корпоративным ПО. Удостоверьтесь, что сможете привязать нужные сервисы.
- Отчетность. Автоматизированная выгрузка отчета – то, что экономит уйму времени менеджеру и начальству. Узнайте, какие данные можно выгрузить и хватит ли их для полной картины.
- Мобильная версия. Бесполезная функция для офисных работников – и незаменимая для сотрудников на удаленке, выездных коллег и фрилансеров. CRM на смартфоне понадобится также курьерам, рекламным представителям.
Топ сервисов для ведения клиентской базы
Excel\Google Spreadsheet
Программы для работы с таблицами, ставшие классикой в отделах продаж. Преимущество Google Spreadsheet – онлайн-формат, где сотрудники могут вместе вносить данные и оставлять комментарии.
Функционал:
- ведение таблиц;
- расчеты по математическим формулам – помогут в финансовом планировании, выгрузке статистики;
- выгрузка таблиц в формате pdf;
- импорт данных из внешних источников;
Преимущества | Недостатки |
бесплатно; программы знакомы большинству пользователей и не требуют погружения; адаптивность. | механическое наполнение таблиц требует больше времени. Часто приводит к ошибкам из-за человеческого фактора; вам придется вручную настраивать программу под себя. |
CRM Битрикс24
Битрикс24 – это глобальный сервис для управления бизнесом с функционалом под разные ниши и запросы. Сам же CRM Битрикс24 является его частью, предназначенной для ведения клиентской базы.
Функционал:
- хранение всех звонков, чатов и переписок с клиентом;
- воронка продаж;
- автоматизированная рассылка;
- чат и видеозвонки между сотрудниками;
- облачное хранилище для информации;
- интеграция с почтой;
- мобильное приложение;
- планер для задач.
Преимущества | Недостатки |
Целая экосистема для ведения проектов. Подойдет для крупного бизнеса, где приходится координировать процессы нескольких отделов. Покупка Битрикса заменит несколько ПО и сэкономит время на интеграцию. | Вы не сможете купить CRM отдельно от всего сервиса. Если вам нужна исключительно система учета клиентов – Битрикс не подойдет. |
Amocrm
Базовая программа с легким интерфейсом и мобильным приложением подойдет для маленьких отделов продаж. Ее позиционирование – помощь небольшой команде, которая не успевает отрабатывать заявки вручную. Не стоит ждать расширенных функций, зато работе с сервисом легко обучиться.
Функционал:
- хранение данных о клиентах;
- автоматическая воронка заказов;
- почтовая рассылка;
- уведомления о заявках на сайте;
- аналитика о предпочтениях и запросах клиента – эти данные помогут маркетинговому отделу в построении рекламных коммуникаций.
Преимущества | Недостатки |
адаптация под смартфон; тестовый период; простой и понятный интерфейс. | Не подойдет крупному бизнесу – если вы планируете расширять команду, лучше заранее выбрать программу с бóльшими возможностями. |
Клиентская база
Базовый сервис для комплексного ведения бизнеса.
Функционал:
- создание таблиц;
- систематизация данных о клиентах и продуктах;
- возможность настроить права доступа для отдельных пользователей – важная функция для проектов с NDA и для построения иерархии в команде;
- шаблоны для ведения документации;
- облачное хранилище на 2000 ГБ;
- формы для приема заявок;
- интеграции с сайтами и соцсетями.
Преимущества | Недостатки |
Возможность адаптировать функционал – например, часть функций могут показаться лишними малому бизнесу. | Изначально перегруженный интерфейс, сложный процесс обучения. |
Клиентикс
Адаптивная программа подойдет для бизнеса любого масштаба – вы сможете настроить интерфейс под себя.
Функционал:
- база клиентов и продуктов, отслеживание заказов;
- история взаимодействий с покупателем;
- шаблоны для отчетов, выгрузка аналитики;
- email-рассылка;
- планер для сотрудников;
- хранилище данных.
Преимущества | Недостатки |
тестовый период; поддерживается на ПК, Android и IOS. | Отсутствует воронка продаж. |
S2
S2 создали удобный интерфейс для ведения рабочих процессов – однако, вы не сможете адаптировать его под свои нужды. Это может стать проблемой для требовательных пользователей и преимуществом для новичков – сервис сам по себе является готовым шаблоном, не нуждающимся в настройке.
Функционал:
- база данных, трекинг взаимодействий с клиентом и воронка продаж;
- управление заказами;
- информация о продукте;
- рассылка;
- готовые шаблоны под ведение проекта, планер для сотрудников;
- ведения финансовой документации;
- интеграция веб-форм.
Преимущества | Недостатки |
Только базовые функции, интерфейс не перегружен. | невозможно адаптировать систему под себя; редкие обновления, частично устаревшие решения. |
WireCRM
Программа была разработана для малого бизнеса, который только погружается в ведение клиентской базы. Советуем опробовать базовые функции и определить, нужны ли вам решения сложнее.
Функционал:
- база клиентов и заказов;
- ведение отчетности;
- готовые шаблоны для ведения проекта;
- уведомления о заявках, звонках и заказах.
Преимущества | Недостатки |
интеграции с внешними сервисами; оперативная поддержка; простая в освоении. | мало функций для среднего и крупного бизнеса; по словам пользователей, не все интеграции работают исправно. |
FreshOffice
Программа считается нишевым продуктом для товарного бизнеса. Здесь, помимо основных возможностей CRM, есть функции для отслеживания товаров и управления складом.
Функционал:
- информация о клиентах и транзакциях;
- удобный интерфейс в режиме одного окна;
- дополнительно: бухгалтерский и складской учет.
Преимущества | Недостатки |
выполняет бухгалтерский учет, контроль документации и контролирует товары на складе – помогает быстро найти нужную посылку и курирует ее перемещение; выводит статистику по онлайн-маркетингу; удачный вариант для товарного бизнеса и крупных предприятий. | функционал покажется излишним малому бизнесу; при большом количестве дополнительных возможностей, сама CRM не отличается богатым интерфейсом. |
YClients
YClients разработана для автоматизации сферы услуг. Команда переняла опыт схожих продуктов и объединила наработки в одном сервисе.
Функционал:
- база данных, трекинг звонков и коммуникаций с покупателем;
- кол-центр и поддержка;
- рассылка;
- хранение файлов;
- тайм-менеджмент для сотрудников. Для руководства – системы измерения эффективности персонала.
Преимущества | Недостатки |
быстрая техподдержка; интуитивный интерфейс. | не работает почтовая рассылка. |
FreeCRM
FreeCRM – это бесплатная программа для ведения учета с пошаговой инструкцией и дружелюбным интерфейсом. Функционал здесь небольшой – сервис подойдет, скорее, для обучения. Малому бизнесу программы может хватить, а вот проекты покрупнее смогут выделить свои требования и найти программу под актуальные нужды.
Функционал:
- отслеживание номеров и информации о клиентах;
- управление продажами;
- статистика для составления прогнозов.
Преимущества | Недостатки |
простота использования; полностью бесплатно. | минимальный функционал, иногда недостаточный даже для небольших проектов. |
Если сложно выбрать
Может показаться, что вы делаете выбор вслепую – как по описанию понять, подойдет ли программа. Мы советуем составить таблицу: выписать все функции, важные лично для вас (мы прописали базовые требования – дополняйте своими), и сравнить CRM по заданным параметрам. Обязательно обсудите вопрос с командой – у менеджеров по продажам могут возникнуть неочевидные требования, которые упростят им работу.
Факторы выбора | CRM 1 | CRM 2 | CRM 3 |
Цена | |||
Удобство интерфейса (по 10-бальной шкале) | |||
Выгрузка отчета | |||
Возможность интеграций | |||
Мобильная версия | |||
Планер |
При выборе клиентской базы ориентируйтесь на запросы своего бизнеса – не стоит покупать дорогой вариант, не разобравшись в функциях, как и идти на компромиссы ради невысокой цены. Проанализируйте работу отдела продаж и определите, какие именно процессы требуют оптимизации.