Формула темпа роста

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
Декомпозицию
продаж

Чтобы проанализировать деятельность компании за несколько периодов, аналитики используют такие показатели, как темпы роста и темпа прироста. С их помощью изучают прибыль, продажи всей компании и отдельных сотрудников. Оба показателя демонстрируют динамические изменения текущего периода по сравнению с прошлым.

Главная причина, почему нужно считать темп роста – это желание укрепить свои позиции на рынке. Уже доказано, что если компания рационально распределяет свои ресурсы и денежные средства, то ей проще добиться идеальной экономической модели. То есть эффективно управлять финансами, сохранять оптимальное соотношение между задолженностями. Для этого необходимо постоянно контролировать коэффициент стабильности развития. Он зависит от регулярного и прогнозируемого экономического роста. 

Темпы роста доходов и прибыли особенно интересны инвесторам. Так что, если в обозримом будущем фирме могут понадобиться дополнительные средства, уже сейчас следует оценить организацию с точки зрения привлекательности для инвестиций.

Вторая причина уже сейчас начать вычисления – необходимость увеличить прибыль. Если компания ставит перед собой такую цель по технике SMART, она обязана регулярно проверять достижение цели. Для этого она регулярно рассчитывает, насколько увеличилась ее прибыль. 

На основе этого показателя в том числе судят об успешности всего бизнеса. Бывает так, что продажи растут количественно, то есть с каждым месяцем компания реализует больше товаров. Но прибыль может сокращаться.

Что такое темп роста и прироста

По сути, вычисление темпа роста – это поиск процентного соотношения между двумя показателями: текущим и прошлым, взятым за основу. Таким образом, для расчета можно использовать базовую формулу:

Значение выбранного показателя за текущий период / Значение выбранного показателя за прошлый период

Чтобы получить результат, можно провести только деление двух показателей. Тогда итог будет выражен в относительной величине. Также результат деления можно умножить на 100 % и получить темп роста в процентах. Тогда значение оценивается так:

  • если оно превышает 100 %, то в компании наблюдается рост;
  • если оно равно 100 %, то никаких изменений не произошло;
  • если оно меньше 100 %, то наблюдается спад.

Темп роста зависит от типа роста. Их существует два: экстенсивный и интенсивный. В первом случае увеличение объемов зависит от увеличения использования сырья, привлечения большего количества работников или установки большего количества оборудования. За счет этого у компании получается производить больше товаров, чем раньше. Чем больше товаров создано, тем больше реализовано. Следовательно, растет прибыль и продажи. Однако со временем возникает технический застой, производство снижается и темп роста стремится к нулю.

Во время интенсивного роста все показатели – сырье, оборудование, рабочая сила – остаются прежними. Однако увеличивается качество. Например, оборудование начинает работать по новой программе, меняется поставщик сырья. В результате компания производит то же количество товаров, что и раньше, но продукты становятся более качественными, надежными. Благодаря этому клиенты покупают больше и компания получает прибыль. 

Особенность интенсивного роста заключается в том, что первое время показатель темпа роста может даже снизиться. Однако это лишь временная перестройка: это не значит, что развитие фирмы замедлилось. 

Три вида темпа роста

Оба показателя (и Тр, и Тпр) могут быть получены разными способами. Это зависит от целей анализа. Например, базисный способ основан на выборе основы или базы. После определения базы выбирается текущий показатель и вычисляется соотношение между ними. По сути, вычисление дублирует основную формулу:

Выбранный показатель / Базовый показатель * 100 %

Второй вид – цепной Тр. Использовать такое вычисление необходимо, чтобы увидеть изменения показателя в динамике. Иначе говоря, формула ЦТр позволяет увидеть, как отличается каждое последующее значение от предыдущего, а предыдущее – от того, которое было перед ним.

Тогда темп роста вычисляется так:

Выбранный показатель / Предыдущий показатель * 100 %

Каждое следующее соотношение вычисляется отдельно, по цепочке, пока не будет достигнуто базовое, начальное значение. 

Существует средний темп роста. Он необходим, когда уже вычислены значения за разные периоды (например, за три и более месяцев) и требуется найти среднее значение роста. Для этого нужно найти среднее геометрическое от всех показателей. Также есть более простая формула, которая основана на среднем арифметическом значении:

(Тр1 + Тр2 + … + ТрN) / N

В этой формуле Тр1 обозначает темп роста за первый период (например, за январь), Тр2 и Тр3 – показатель за второй и третий периоды (например, за февраль и март соответственно). ТрN – темп роста за последний период, участвующий в вычислении. Естественно, в формулу можно подставить неограниченное количество показателей, тогда изменится и число, на которое делится сумма. 

Значение можно получить по второй, усложненной формуле. Она называется GAGR и выглядит так:

((Текущий показатель / Прошлый показатель) * (1 / N)) — 1

В этой формуле N – это количество лет, которое взято для изучения.

У усложненной формулы есть преимущество. Она позволяет четче увидеть среднегодовой рост прибыли нежели при вычислении обычного среднего арифметического.

Темп прироста 

Часто вместе с темпом роста рассчитывают темп прироста. Если Тр показывает сам факт изменений, то Тпр демонстрирует, насколько выросло или уменьшилось за заданный период. Дополнительный показатель необходим, чтобы лучше судить о работе компании и реализации ее стратегии. Вот такая формула используется:

(Текущее значение — Базовое значение) / Базовое значение * 100 % — 100 %

Если получился отрицательный результат, значит, показатель уменьшился. 

Темп прироста тоже может быть цепным или базисным. Чтобы вычислить базисный, потребуется использовать такой метод:

Показатель за данный период / Базовый показатель * 100 % — 100

Цепной ТПр рассчитывает по формуле, аналогичной цепному ТР:

Текущий показатель / Показатель за прошлый период * 100 % — 100

Чтобы вычислить средний ТПр, потребуется просто вычесть 100 из среднего ТР.

Нюансы вычислений

Все формулы на первых взгляд очень похожи. Из-за этого неопытные сотрудники часто путаются между разными видами темпа роста, а также между ростом и приростом. Вот нюансы, которые нужно учитывать – они помогут правильно провести расчет:

  • темп роста показывает долю, которую составляет одно число внутри другого;
  • прирост показывает разницу между двумя числами;
  • зная Тр, можно вычислить прирост. Однако в обратном порядке это правило не работает.

Самым спорным нюансом остается возможность получить в результате расчетов отрицательное значение. Считается, что Тр не может получится отрицательным. Но в экономике такое иногда происходит. Например, в продажах это сигнализирует, что наступил спад и снижение прибыли. При анализе изменения ВВП или доходов на человека отрицательный результат говорит о начале кризиса. 

Связь Тр и других финансовых показателей

Если необходимо рассчитать темп роста прибыли, то для анализа придется обращаться к другим показателям. Прежде всего это выручка, то есть весь объем продаж компании. Показатель считается наиболее объективным, так как всегда одинаков, вне зависимости от того, какая учетная система используется для подсчета данных. Выручка – доступна для анализа, для ее вычисления не требуются сложные формулы и учет косвенных затрат, в отличие от другого важного – чистой прибыли. 

Однако на основе только выручки не получится составить объективную картину о росте и развитии компании. Ее стоит анализировать в совокупности с другими финансовыми показателями. Например, с EBITDA – прибылью, которая получается до того, как будут вычтены затраты на налоги, амортизацию и проценты. EBITDA – это не только наиболее близкий показатель к сумме финансового потока, но и простой способ вычислить стоимость всего предприятия. 

Пример расчета

Использовать указанную формулу можно для анализа продаж, объемов производства и даже зарплаты сотрудников. Например, работник получает гонорар и он зависит от производительности. За январь работник получил 30 тысяч рублей, а за февраль 35 тысяч рублей. Используя формулу темпа роста, можно вычислить показатель: 35000 / 30000 * 100 % = 116 %. Февральский гонорар относительно предыдущего месяца составляет 116 %. 

Также можно рассчитать темп прироста. Тогда в соответствии с формулой получаются такие расчеты: (35000 — 30000) / 30000 * 100 % — 100 % = 16 %. 

Таким же образом можно просчитать прибыль и темпы ее изменения. Например, в компании такой объем продаж наблюдается в разных периодах:

  • первый квартал – 300 тысяч рублей;
  • второй квартал – 320 тысяч рублей;
  • третий квартал – 260 тысяч рублей;
  • четвертый квартал – 310 тысяч рублей.

Вот как будут выглядеть расчеты базисного темпа:

  • первый квартал принимается за 100 % или за базу. На основании этих данных будут вестись дальнейшие расчеты;
  • БТр во втором квартале равен 320 тысяч / 300 тысяч * 100 %, то есть 106 %;
  • БТр в третьем квартале снова рассчитывается, исходя из данных за первый квартал. То есть – 260 тысяч / 300 тысяч * 100 % = 86 %;
  • аналогично считается базисный Тр по четвертому кварталу – 310 тысяч / 300 тысяч * 100 % = 103 %.

Затем можно вычислить цепной темп роста:

  • так как первый квартал года – это начало отсчета, то вычислить цепной Тр не получится;
  • во втором квартале он равен – 320 тысяч / 300 тысяч * 100 % = 106 %. То есть фактически это значение дублирует базисный Тр;
  • в третьем периоде значение составляет 260 тысяч / 320 тысяч * 100 % = 81 %;
  • в четвертом квартале цепной темп роста считается так – 310 тысяч / 260 тысяч * 100 % = 119 %. 

На основании полученных значений можно делать выводы и искать причины колебаний. Например, базисные темпы колебались в третьем периоде – там наблюдался самый низкий прирост. Возможно, это было связано с сезонностью продаж или окончанием временной акции.

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
5 ошибок
съедающих вашу
прибыль
получитебесплатно
регистрируйся на вебинар
Екатерины Уколовой
Шаблон постановки
маркетингового
плана
✓ Номер введен верно