Фирменный стиль компании

Одной из главных составляющих, которая подчеркивает финансовое благополучие и успешность компании, является ее фирменный стиль. Данный атрибут коммерческие структуры грамотно используют для расширения клиентской базы и продвижения товаров, позиционируя его как эффективный инструмент рекламы. Именно фирменный стиль помогает потребителю из огромного разнообразия субъектов предпринимательства идентифицировать компанию, товаром или услугой которой он предпочитает пользоваться. Но не все владельцы предприятий понимают необходимость создания элемента брендинга и его роль в развитии бизнеса.

Что это такое

В современных условиях универсального определения фирменного стиля компании (ФСК) не существует.

Одни заявляют, что это определенный формат рыночных коммуникаций. Другие полагают, что фирменный стиль компании – это инновационный вариант рекламы. Третьи воспринимают ФСК как способ формирования имиджа коммерческой структуры.

В среде маркетологов под фирменным стилем компании понимают некий перечень словесных, цветовых, графических и прочих элементов, посредством которых удается придать товарам или услугам индивидуальность. Наличие ФСК подразумевает единство во всем, что касается предпринимательской деятельности фирмы (дизайн офисных помещений, реклама, униформа персонала, упаковка продукции и прочее).

Функции

Зачем компании создавать фирменный стиль? Указанный атрибут брендинга выполняет сразу несколько функций, имеющих принципиальное значение для бизнеса. Рассмотрим их подробнее.

Идентифицирующая

Увидев знакомую символику, потребитель вспоминает о том, что однажды уже приобретал продукт конкретной компании, и он остался доволен покупкой. Фирменный стиль помогает клиенту определиться с выбором товара.

Имиджевая

Позволяет потребителю осознать, что он приобретает качественную и эксклюзивную вещь, поскольку продукцию фирмы хвалили его друзья и знакомые. Покупатель сразу же запомнит логотип предприятия с высоким рейтингом доверия, причем цена изделия для него может быть непринципиальна.

Рекламная

Использование ФСК ускоряет процесс продвижения товара или услуги на рынок. Каждый элемент, составляющий айдентику, является рекламой предприятию и позволяет клиенту в короткие сроки найти нужный ему продукт. Фирменный стиль компании позволяет минимизировать расходы на PR- акции и реализацию маркетинговых стратегий.

Также ФСК улучшает качество корпоративной этики между сотрудниками и настраивает их на плодотворную работу.

Главные элементы

Создание айдентики – это многоступенчатый процесс, в ходе которого необходимо продумать логически обоснованный и цельный образ, отражающий концепцию развития и цели компании. Единство стиля невозможно, если предприятие не позаботилось о разработке средств индивидуализации, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. К ним относятся:

  • товарный знак;
  • фирменный блок;
  • лозунг (слоган);
  • логотип;
  • цвета в фирменном стиле;
  • шрифты в фирменном стиле;
  • альтернативные составляющие фирменного стиля.

Рассмотрим основные элементы айдентики более подробно.

Товарный знак

Позиционируется как официальное обозначение, упрощающее узнаваемость продукции и нивелирующее риск его подделки со стороны конкурентов. Предприниматели практикуют достаточно широкий перечень форматов знака:

  • специфические звуки, эксклюзивные мелодии (используют радиостанции и телекомпании);
  • абстрактные изображения, рисунки, элементы орнамента;
  • объемные объекты (фигуры в трехмерной плоскости – необычные тары, посуда, коробки);
  • комбинации шрифтов (аббревиатуры, сокращения, имена собственности и прочее).

Главная функция товарного знака заключается в том, чтобы доказать потребителю высокую степень качества товара и повысить его уровень доверия к компании с безупречной репутацией.

Фирменный блок

Представляет собой набор классических атрибутов, составляющих айдентику. Например, известные бренды спортивных товаров часто практикуют комбинацию логотипа и товарного знака. Нередко коммерческие структуры в фирменный блок включают название предприятия, его юридический и фактический адрес местонахождения, банковские реквизиты. Указанный элемент ФСК в обязательном порядке фиксируется на официальных бланках, деловых письмах компании, а также может использоваться на визитках менеджеров или упаковке продукции.

Лозунг (слоган)

Важный атрибут айдентики, который маркетологи определяют как оригинальный девиз компании. Например, «Ваши сбережения находятся в надежных руках!» или «Россия – щедрая душа!» Именно эти фразы, преподнесенные в необычной манере, запоминаются потребителем в первую очередь. Всякий раз, когда клиент слышит знакомые ему слоганы, он воспринимает их как гарантию качества товара или услуги. Но лозунги должны органично сочетаться не только с остальными элементами фирменного стиля, но и общей концепцией развития компании. Слоганы должны быть короткими, ритмичными и легкими для восприятия.

Существует несколько вариаций лозунгов:

  • призывающие действовать («Think different» – «Думай по-другому» – компания Apple);
  • акцентирующие внимание на качество товаров («Probably the best beer in the world!» – «Вероятно, самое лучшее в мире пиво» – компания Carlsberg);
  • акцентирующие внимание на авторитет компании («It’s a Sony» – «Это Сони» – компания Sony).

При создании лозунга предприятия, должен исключаться риск его двоякого толкования. Также указанный элемент айдентики должен полностью соотноситься с общей рекламной тематикой.

Логотип

Позиционируется как уникальный символ, эмблема или графический знак, который позволяет идентифицировать коммерческое предприятие. В качестве логотипа зачастую выбирают сокращенное наименование компании или товарной группы, которую она производит.

Бренд Samsung более 25 лет использует эмблему, узнаваемую во всем мире – эллипс синего цвета, внутри которого фигурирует название корпорации. Британский автоконцерн Bentley Motors Ltd идентифицировал транспортные средства буквой «В», обрамленной крыльями.

Цвета в фирменном стиле

Один из главных составляющих, который формирует единство ФСК. Правильный выбор цветовых решений определяет качество айдентики. Некоторые вариации товаров и услуг ассоциируются у потребителей с конкретными элементами колористики. Сегодня никто не удивляется, что сельхозпроизводители зачастую используют в рекламе зеленый цвет, авиакомпании – серебристый, а туристические фирмы – синий. Продукция компании McDonald’sузнаваема по комбинации желтого и красного, а сотовый оператор Мегафон в айдентике выбирает симбиоз зеленого и фиолетового.

Фирменные шрифты

Указанный элемент ФСК подчеркивает эксклюзивность бренда и высокий имидж компании. Шрифты могут быть: элегантными и грубыми, современными и винтажными, мужественными и женственными. Их выбор зависит от специфики целевой аудитории фирмы. В разнообразные конгломераты шрифтов входит огромный набор гарнитур, которые отличаются насыщенностью, шириной, начертанием и прочими особенностями. При создании фирменного стиля компании актуальны Futura, Helvetica, Times.

Альтернативные составляющие

Некоторые элементы могут позиционироваться как часть айдентики в силу того, что компания регулярно их использует на протяжении длительного времени. Например, эмблемы, которым по различным причинам не придали статус официальных. В перечень составляющих ФСК также включают различные пиктограммы и сигнатуры (графические изображения, которые обозначают конкретную категорию услуг или группу товаров). Условным элементом фирменного стиля компании может считаться дресс-код.

Этапы создания

Разработка ФСК – ответственная процедура, требующая наличия определенного уровня квалификации и опыта. Алгоритм создания фирменного стиля компании состоит из следующих шагов:

  • выявление целевой аудитории и ее последующий анализ (важно определить конкретные потребности клиентов);
  • поиск и заключение контракта с экспертами по дизайну (только профессионалы смогут качественно выполнить работу по разработке айдентики);
  • грамотная формулировка концепции бренда (позволит определить суть системы ценностей будущей торговой марки и ее специфику для потенциального потребителя);
  • правильный выбор графического концепта марки и логотипа (начинающим компаниям не следует прибегать к использованию вычурных эмблем и замысловатых цветовых решений, дизайн должен быть максимально простым и понятным для клиента);
  • проработка главных элементов ФСК (все составляющие айдентики должны соответствовать и дополнять общую концепцию бренда).

На завершающем этапе работы специалисты подготавливают гайдлайн.

Гайдлайн как эталон фирменного стиля компании

Представляет собой официальный документ предприятия, в котором фиксируются стандарты использования атрибутов айдентики. В гайдлайн в обязательном порядке заносятся сведения о том, какие шрифты, логотип, слоганы и прочие составляющие фирменного стиля будут использоваться в коммерческой структуре. Указанный документ поможет клиенту отличить бренд от однородных марок конкурентов, а работники компании смогут инспектировать соответствие визиток, бланков и прочих носителей корпоративным элементам ФСК.

Примеры компаний, преуспевших в создании фирменного стиля

Оригинальный подход в создание айдентики продемонстрировал Тинькофф Банк. Фирменный стиль кредитно-финансовой структуры – это максимальная инновация во всем. Маркетологи тщательно проработали шаблон целевой аудитории, что позволило инициировать беспрецедентный механизм совершения дистанционных операций в банковском деле.

Мультисервис Envyboх, специализирующийся в сфере B2B, трансформировался в узнаваемый бренд благодаря незамысловатому логотипу. Сегодня бизнесмены, заинтересованные в расширении клиентской базы, увидев эмблему с мороженым на фоне разноцветных кругов, без промедления выбирают Envyboх.

Сколько стоит и где заказать

Качество проработки айдентики зависит от уровня профессионализма дизайнеров. Услуги опытных специалистов могут оцениваться сотнями долларов. Но не каждая начинающая компания может найти дополнительные финансы на создание фирменного стиля. Чтобы минимизировать затраты на ФСК, следует воспользоваться онлайн-сервисом «Логастер» или его англоязычным аналогом Tailor. При выборе первого интернет-ресурса цена логотипа и шаблона фирменного стиля составит порядка 30 долларов. Услуги второго сервиса (логотип + макет фирменного стиля + гайдлайн) обойдутся компании-новичку в 70–100 долларов.

Но помните, что фирменный стиль компании – это ее лицо. И тут не стоит сильно экономить. Лучше заплатить один раз профессионалам и получить то, что вы хотели, чем потом переделывать и выкидывать деньги на ветер.

✓ Номер введен верно