регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
5 ключевых формул
финансового здоровья
компании
финансового здоровья
компании
Чтобы смягчить давление в кризисной среде, владельцам бизнеса потребуется провести экономический анализ работы предприятий. Один из ключевых секторов, дающих информацию о возможностях и положении фирмы, – финансовый. Изучение бухгалтерского баланса позволит найти сильные и слабые стороны вашего бизнеса.
Финансовые ресурсы фирмы – это все денежные поступления, имеющиеся в распоряжении субъекта, – собственные и заемные, – и используемые для:
Азы финансовой грамотности включают:
Финансовые ресурсы делятся на собственные и заемные, на основной и оборотный капитал.
Первый вид финансов, который появляется у фирмы, – уставный капитал, создаваемый учредителями при регистрации предприятия. Остальные ресурсы, как правило, наращиваются уже за счет прибыли.
Что относится к собственным финресурсам компании:
Заемные ресурсы:
Возможна и альтернативная классификация, но суть остается одинаковой. За обозначенными разделами финресурсов необходимо следить в динамике на начало и конец года, квартала, месяца. Как считать процентный прирост за период:
Прирост за период в деньгах / Сумма финресурсов на начало периода × 100 %.
Например, в январе кредиты в сумме составляли 2 000 000 руб., а по итогам I квартала – 2 500 000 руб. Динамика равна – 500 000 руб. В процентах прирост следующий:
500 000 / 2 000 000 × 100 % = 25 %.
Закредитованность фирмы выросла на четверть.
Добавим следующие условия:
Финресурс | На начало квартала | В % | На конец квартала | В % | Динамика | В % |
Собственные средства, в т. ч.: | 20 000 000 | 99 | 23 000 000 | 99,2 | 3 000 000 | 15 |
Уставный капитал | 200 000 | 1 | 200 000 | 0,8 | 0 | 0 |
Заемные средства, в т. ч.: | 8 000 000 | 75 | 9 000 000 | 73 | 1 000 000 | 12,5 |
Банковские кредиты | 2 000 000 | 25 | 2 500 000 | 27 | 500 000 | 25 |
Итого | 28 000 000 | 32 000 000 | 4 000 000 | 47,5 |
Благодаря пассиву баланса легко производится анализ и других показателей:
По итогам квартала у предприятия больше всего выросли долги перед банком. На фоне текущего кризиса-2020, когда компании вынуждены остановить или существенно сократить деятельность с сохранением обязательств, такой рост нормален и ожидаем, однако кредиты – одна из основных причин любого экономического кризиса, а сохранить бизнес или даже приумножить его смогут фирмы с наименьшим внешним долгом.
В период спада главная задача компании – выполнять обязательства:
Сегодня Правительство России предлагает множество мер по отсрочке, рассрочке платежей по налогам, снижение ставки рефинансирования. Они не избавляют бизнес от долгов, но позволяют в текущей обстановке временно высвободить средства для иных целей, например, для формирования резервного капитала, расширения производства и входа в новые востребованные сегменты, привлечения акционеров и инвесторов и пр.
Существует много методов для оценки эффективности бизнеса. Они в разной степени отражают следующие сферы деятельности компании:
Именно по этим аспектам опытные инвесторы рассматривают компании перед вложением средств. Поэтому правильная их интерпретация руководством фирмы и дальнейшие управленческие решения дают шанс получить дополнительные финресурсы для перестройки бизнеса при сложившихся для него тяжелых обстоятельствах.
Показатель демонстрирует прибыльность различных активов предприятия. Формула расчета:
Чистая прибыль / Сумма активов, формирующих прибыль.
Для расчета используются данные бухгалтерского баланса. Чем выше величина рентабельности, тем более эффективно применяются ресурсы того или иного актива. Например, рентабельность продаж определяется как отношение чистой прибыли к чистому объему продаж. Какие еще сферы оцениваются с точки зрения прибыльности:
Рентабельность – важный показатель для инвесторов и собственников организации.
Характеризует, насколько эффективно компания управляет капиталом и активами. Для расчета нужны:
Для расчета берутся данные за 3–5 лет. По результатам определяется скорость оборота готового продукта (товаров, услуг) в деньги. Чем выше скорость оборачиваемости, тем лучше фирма работает с имеющимися активами и капиталом. Для адекватной оценки необходимо сравнивать результаты с аналогичными фирмами той же отрасли.
В сфере ритейла период оборачиваемости всегда ниже, чем в промышленности. В нынешний период кризиса менеджеры фирм могут наращивать оборачиваемость за счет развития онлайн-сервисов, сферы доставки, бесконтактных продаж и пр.
Отображает, насколько компания может выполнять финансовые обязательства из имеющихся активов. Есть несколько коэффициентов ликвидности:
Положение фирмы на рынке определяет его стоимость, а главный коэффициент сегмента – стоимость акций. По цене акций и ее динамике инвесторы понимают, насколько растет прибыль предприятия.
Помимо цены акций важны:
Какие еще финансовые параметры показывают, как фирма справляется в условиях кризиса:
В отчете для акционеров необходимо максимально подробно, прозрачно и доступно раскрыть все показатели финансовых ресурсов компании, привести план по их применению и долгосрочные цели с упором на сложившуюся ситуацию. Инвесторы уже знают, что лучше остальных переживут кризис компании с минимальными долгами и оптимальными показателями стабильности, устойчивости, ликвидности, капитализацией.