Эмоциональные типы клиентов

Умение определять, к какому эмоциональному типу относится собеседник, позволяет менеджеру по продажам быстро присоединяться к нему и точечно использовать приемы переговоров для быстрого убеждения.

Поведенческая классификация

Есть разные системы деления людей на эмоциональные типы. Рассмотрим несколько из них. 

Ребенок

Это люди, которые не знают, чего хотят, с трудом принимают решение при выборе и мечутся между разными позициями товара. Если помочь им осознать свои потребности, предпочтения и ценности, то можно успешно закрыть сделку. 

Используйте вход в воронку вопросов, т. е. разрешение на череду вопросов, необходимых для выявления потребностей, например: «Я задам вам несколько вопросов, чтобы сделать вам подходящее предложение из нашего ассортимента, хорошо?». Это «хорошо» в конце предложения – обязательно, т. к. большинство людей машинально ответит: «Хорошо». 

Далее с помощью вопросов и открытых вопросов определите ценности и потребности покупателя. Пример:

Ваша фирма продает бытовую технику. Покупатель хочет приобрести пылесос и мечется между вертикальными, мешковыми и циклонными пылесосами. С помощью вопросов выясняется:

  • У покупателя был дорогой циклонный пылесос, который сломался из-за неправильной эксплуатации. Теперь он опасается дорогой техники, но и дешевый агрегат вызывает недоверие. Основные ценности – удобство, простота эксплуатации и ухода, мощность, эстетика, а также менеджер заметил, что клиенту важно выглядеть стильным и солидным с новым пылесосом.
  • В доме проходит ремонт, и пылесос должен справляться с образующимися пылью и мусором.
  • Есть дети, значит, важна тихая работа.

Продавец предложил покупателю циклонный пылесос с высокой мощностью, низким уровнем шума и удобной, эстетически приятной ручкой. Клиент совершил покупку.

Болтун

Этот тип людей приходят для того, чтобы побеседовать. Редко их целью является сделка, но менеджеру приходится тратить время на разговор с ним. Такой клиент выражает интерес к продукту и задает множество вопросов, но его постоянно что-то не удовлетворяет.

Вопросы клиента из серии «А есть у вас такое же, но с другими пуговицами?», а когда ему приносят с другими пуговицами: «А рукава можно другой формы?» и т. д. Эти люди просто скачивают информацию и потом уходят, выжав часть ресурсов менеджера. 

Что делать:

  • когда замечаете, что перед вами клиент – болтун, не спешите удовлетворять все его запросы и отвечать;
  • подведите к покупки вопросом ребром: «Проблема для вас в этих перечисленных условия, а если мы найдем то, что вам нужно, вы готовы с нами сотрудничать?»; как правило, клиенту приходится раскрывать свои намерения; если он готов сотрудничать, то продолжается поиск его нужд. 
  • можно подвести к покупке в мягкой форме: «Берем?», «Хотите узнать о товаре подробнее?» и т. д.

Лентяй

Это клиенты, которые при любой ситуации звонят или приходят в офис, и игнорируют современные возможности онлайн-сервисов. Они не хотят самостоятельно решать проблемы и возлагают ответственность на сотрудников компании.

Что делать: объяснить преимущества чат-ботов и других сервисов, с помощью которых клиент может сам разобраться в ситуации – изменить пункт выдачи, отменить заказ и пр. Акцент должен быть на экономии времени, удобстве, независимости. 

Попрошайка

Люди из этой категории готовы долго вести переговоры и тянуть сделку с целью самых выгодных для себя условий – скидки, каких-то дополнительных привилегий. Они могут использовать открытые просьбы, намеки, а также манипуляции.

Что делать: не идти на компромиссы сразу, а выяснить причину возражений. Если покупатель действительно стеснен в средствах, то можно предложить ему альтернативу – бюджетный вариант продукта или бесплатные услуги к желаемому продукту. Здесь многое зависит от того, какую стратегию позволено вести менеджеру РОПом. 

Делайте упор на выгодах, ведь для клиентов-попрошаек они представляют особую ценность. Давайте клиенту выбрать из нескольких товаров и побуждайте к покупке:

  1. «Это самые выгодные условия, которые я подбирал по этой позиции. На чем остановите выбор?».
  2. «По этому товару у нас самая низкая цена, а по такому – наибольшая скидка. Что вы выбираете?».

Манипулятор

Манипуляторы оказывают моральное давление на менеджера различными способами: жалость, угроза, навязывание своего мнения, истерики, скандалы. 

Задача продавца – не поддаваться на манипуляции, вести себя по скриптам и проявлять беспристрастие. Для этого нужно работать над навыками ведения переговоров с манипуляциями и торгом. 

Нельзя грубить клиенту, как бы он себя ни вел. Сохраняйте учтивость и спокойствие. Даже просьбу покинуть офис/магазин следует произносить вежливо: «Мне неприятно, когда на меня повышают голос. Я не готов вести с вами переговоры. Мы можем вернуться к этому разговору в другой день». 

Пессимист

Есть люди, которые всегда недовольны – работой, семьей, друзьями, чиновниками, страной. Также они будут выражать досаду и жаловаться при столкновении с вашей компанией. Их не устраивает либо цена, либо качество, либо сервис, либо упаковка. 

Менеджеру, которому нужно вести переговоры с пессимистом, важно не попадать под влияние его негативного настроения, но с пониманием относиться к жалобам клиента, присоединяться и работать на установление доверительных отношений. В ответ уместно показывать готовность помочь и поддержать:

  1. «Давайте поступим так…».
  2. «Предлагаю вместе разобраться в ситуации…».
  3. «Ваш вопрос я перенаправил в экспертный центр, мы обязательно решим его…».

Обратите внимание, что в реальности не встречаются люди со 100 % попаданием в описанные категории. У каждого человека в разных долях проявляются свойства нескольких типов, но это не мешает эффективно взаимодействовать с ними, комбинируя приемы продаж.

Классификация по цвету

По эмоциональному поведению людей также можно разделить на:

  1. Зеленый цвет – гармонический типаж.
  2. Красный цвет – целеустремленный.
  3. Желтый цвет – эмоциональный.
  4. Синий цвет – аналитический.

Зеленый цвет

Описание типа:

  • высока потребность в безопасности;
  • ценят принадлежность к группе, следуют за другими;
  • с опаской относятся к изменениям, предпочитают проверенное, старое, но надежное и привычное;
  • приветливые, легко идут на контакт и с удовольствием общаются с потенциальным партнером, т. к. хотят узнать его поближе, понять, как он мыслит и принимает решения, чтобы использовать это для деловых отношений;
  • внимательно слушают;
  • умеют сосредоточиться на делах;
  • терпеливые;
  • идут на компромиссы и избегают открытых противостояний;
  • стараются сохранять отношения на одном уровне, без резких скачков;
  • не проявляют инициативу, ожидают первый шаг от контрагента;
  • тяжелы на подъем, для каждого нового этапа отношений требуется внешняя мотивация;
  • перекладывают большую часть дел на партнера;
  • эмоции и переживания – превыше логических доводов.

Что делать:

  • быть приветливым;
  • говорить неторопливо, выразительно;
  • проявлять участие, профессионализм, показывать опыт;
  • поддерживать разговор, если он перешел на личные темы, но периодически напоминать о сути переговоров, поскольку клиент может забыть о ней;
  • в качестве доводов рассказать о других ваших партнерах, которые рекомендуют продукт; желательно, чтобы это были известные клиенту компании и люди;
  • дать время на принятие решения.

Красный цвет

Описание типа:

  • энергичность;
  • уверенность в себе;
  • самодостаточность;
  • часто – руководители;
  • не думают о мнении окружения при принятии решений;
  • холодные и независимые;
  • склонны к безапелляционным суждениям;
  • говорят громко и четко;
  • любят одерживать победу;
  • склонен к быстрым, необдуманным решениям, которые не хочет менять;
  • крепкое рукопожатие;
  • часто в переговорах берут инициативу в свои руки;
  • любят вносить изменения в жизнь;
  • целеустремленные;
  • стрессоустойчивые;
  • вспыльчивые и упрямые;
  • склонны лидировать в отношениях и вести за собой;
  • остро реагируют на сомнения в отношении своих решений и результатов;
  • воспринимает только четки факты, вещественные доказательства;
  • задает провокационные вопросы.

Как правило, эти люди – решительные сенсорики. Как с ними вести переговоры:

  • заранее готовиться, чтобы выдержать напор и энергию собеседника;
  • презентацию делать профессионально, последовательно и логично, с отчетливым отражением преимуществ;
  • быть энергичным, не медлить и не отвлекаться от сути дела;
  • предлагать варианты на выбор, чтобы клиент не чувствовал себя ведомым;
  • соглашаться, даже если клиент неправ, и отложить переубеждение в некоторых вопросах на будущее;
  • избегать критики и сомнений относительно клиента, его слов и действий. 

Желтый цвет

Описание:

  • быстрая речь;
  • яркая внешность;
  • склонен к риску;
  • редко прислушивается к собеседнику;
  • умеет убеждать;
  • позитивно мыслит;
  • неорганизованный, рассеянный;
  • оригинальный и непредсказуемый;
  • энергичный;
  • берет инициативу в свои руки;
  • предлагает помощь, даже если об этом его не просят;
  • любит веселиться и развлекаться;
  • эмоциональный, прямолинейный, действует на поводу своих эмоций;
  • крепкое рукопожатие;
  • любит обобщать и преувеличивать. 

Как вести себя:

  • спокойно относиться к голословным и громким заявлениям, поскольку часто они произносятся под влиянием настроения;
  • если удастся присоединиться к клиенту эмоционально, то вероятность сделки высока, поэтому важно быть энергичным, открытым, закрывать глаза на рассеянность и отсутствие дисциплины в словах и действиях собеседника;
  • делать комплименты, выражать восторг;
  • проявлять уверенность и твердость характера;
  • давать высказаться и активно, внимательно слушать;
  • зафиксировать результаты переговоров письменно, поскольку клиент не все может запомнить и правильно понять;
  • давать разные оригинальные идеи, чтобы произвести впечатление и вдохновить на сделку, вызвать эмоциональный отклик;
  • в случае разногласий не использовать логические доводы, лучше предложить узнать мнение специалистов по данному вопросу.

Синий цвет

Описание типа:

  • основательный, долго взвешивает все плюсы и минусы дела;
  • неторопливый;
  • задает вопросы, вникает в суть;
  • спокойный и сдержанный;
  • ответственный;
  • критическое мышление;
  • сложно обмануть, ввести в заблуждение, отвлечь от темы.

Что делать:

  • не пытаться впечатлить клиента эмоциональной и выразительной презентацией, делать упор на информативность – статьи, исследования, научные работы и пр.;
  • быть компетентным, тщательно готовить доказательную базу;
  • основательно аргументировать свою позицию;
  • говорить медленно;
  • не торопить собеседника, дать время для размышлений;
  • объяснять на простом и понятном языке.
✓ Номер введен верно