Эмоциональные типы клиентов
Умение определять, к какому эмоциональному типу относится собеседник, позволяет менеджеру по продажам быстро присоединяться к нему и точечно использовать приемы переговоров для быстрого убеждения.
Поведенческая классификация
Есть разные системы деления людей на эмоциональные типы. Рассмотрим несколько из них.
Ребенок
Это люди, которые не знают, чего хотят, с трудом принимают решение при выборе и мечутся между разными позициями товара. Если помочь им осознать свои потребности, предпочтения и ценности, то можно успешно закрыть сделку.
Используйте вход в воронку вопросов, т. е. разрешение на череду вопросов, необходимых для выявления потребностей, например: «Я задам вам несколько вопросов, чтобы сделать вам подходящее предложение из нашего ассортимента, хорошо?». Это «хорошо» в конце предложения – обязательно, т. к. большинство людей машинально ответит: «Хорошо».
Далее с помощью вопросов и открытых вопросов определите ценности и потребности покупателя. Пример:
Ваша фирма продает бытовую технику. Покупатель хочет приобрести пылесос и мечется между вертикальными, мешковыми и циклонными пылесосами. С помощью вопросов выясняется:
- У покупателя был дорогой циклонный пылесос, который сломался из-за неправильной эксплуатации. Теперь он опасается дорогой техники, но и дешевый агрегат вызывает недоверие. Основные ценности – удобство, простота эксплуатации и ухода, мощность, эстетика, а также менеджер заметил, что клиенту важно выглядеть стильным и солидным с новым пылесосом.
- В доме проходит ремонт, и пылесос должен справляться с образующимися пылью и мусором.
- Есть дети, значит, важна тихая работа.
Продавец предложил покупателю циклонный пылесос с высокой мощностью, низким уровнем шума и удобной, эстетически приятной ручкой. Клиент совершил покупку.
Болтун
Этот тип людей приходят для того, чтобы побеседовать. Редко их целью является сделка, но менеджеру приходится тратить время на разговор с ним. Такой клиент выражает интерес к продукту и задает множество вопросов, но его постоянно что-то не удовлетворяет.
Вопросы клиента из серии «А есть у вас такое же, но с другими пуговицами?», а когда ему приносят с другими пуговицами: «А рукава можно другой формы?» и т. д. Эти люди просто скачивают информацию и потом уходят, выжав часть ресурсов менеджера.
Что делать:
- когда замечаете, что перед вами клиент – болтун, не спешите удовлетворять все его запросы и отвечать;
- подведите к покупки вопросом ребром: «Проблема для вас в этих перечисленных условия, а если мы найдем то, что вам нужно, вы готовы с нами сотрудничать?»; как правило, клиенту приходится раскрывать свои намерения; если он готов сотрудничать, то продолжается поиск его нужд.
- можно подвести к покупке в мягкой форме: «Берем?», «Хотите узнать о товаре подробнее?» и т. д.
Лентяй
Это клиенты, которые при любой ситуации звонят или приходят в офис, и игнорируют современные возможности онлайн-сервисов. Они не хотят самостоятельно решать проблемы и возлагают ответственность на сотрудников компании.
Что делать: объяснить преимущества чат-ботов и других сервисов, с помощью которых клиент может сам разобраться в ситуации – изменить пункт выдачи, отменить заказ и пр. Акцент должен быть на экономии времени, удобстве, независимости.
Попрошайка
Люди из этой категории готовы долго вести переговоры и тянуть сделку с целью самых выгодных для себя условий – скидки, каких-то дополнительных привилегий. Они могут использовать открытые просьбы, намеки, а также манипуляции.
Что делать: не идти на компромиссы сразу, а выяснить причину возражений. Если покупатель действительно стеснен в средствах, то можно предложить ему альтернативу – бюджетный вариант продукта или бесплатные услуги к желаемому продукту. Здесь многое зависит от того, какую стратегию позволено вести менеджеру РОПом.
Делайте упор на выгодах, ведь для клиентов-попрошаек они представляют особую ценность. Давайте клиенту выбрать из нескольких товаров и побуждайте к покупке:
- «Это самые выгодные условия, которые я подбирал по этой позиции. На чем остановите выбор?».
- «По этому товару у нас самая низкая цена, а по такому – наибольшая скидка. Что вы выбираете?».
Манипулятор
Манипуляторы оказывают моральное давление на менеджера различными способами: жалость, угроза, навязывание своего мнения, истерики, скандалы.
Задача продавца – не поддаваться на манипуляции, вести себя по скриптам и проявлять беспристрастие. Для этого нужно работать над навыками ведения переговоров с манипуляциями и торгом.
Нельзя грубить клиенту, как бы он себя ни вел. Сохраняйте учтивость и спокойствие. Даже просьбу покинуть офис/магазин следует произносить вежливо: «Мне неприятно, когда на меня повышают голос. Я не готов вести с вами переговоры. Мы можем вернуться к этому разговору в другой день».
Пессимист
Есть люди, которые всегда недовольны – работой, семьей, друзьями, чиновниками, страной. Также они будут выражать досаду и жаловаться при столкновении с вашей компанией. Их не устраивает либо цена, либо качество, либо сервис, либо упаковка.
Менеджеру, которому нужно вести переговоры с пессимистом, важно не попадать под влияние его негативного настроения, но с пониманием относиться к жалобам клиента, присоединяться и работать на установление доверительных отношений. В ответ уместно показывать готовность помочь и поддержать:
- «Давайте поступим так…».
- «Предлагаю вместе разобраться в ситуации…».
- «Ваш вопрос я перенаправил в экспертный центр, мы обязательно решим его…».
Обратите внимание, что в реальности не встречаются люди со 100 % попаданием в описанные категории. У каждого человека в разных долях проявляются свойства нескольких типов, но это не мешает эффективно взаимодействовать с ними, комбинируя приемы продаж.
Классификация по цвету
По эмоциональному поведению людей также можно разделить на:
- Зеленый цвет – гармонический типаж.
- Красный цвет – целеустремленный.
- Желтый цвет – эмоциональный.
- Синий цвет – аналитический.
Зеленый цвет
Описание типа:
- высока потребность в безопасности;
- ценят принадлежность к группе, следуют за другими;
- с опаской относятся к изменениям, предпочитают проверенное, старое, но надежное и привычное;
- приветливые, легко идут на контакт и с удовольствием общаются с потенциальным партнером, т. к. хотят узнать его поближе, понять, как он мыслит и принимает решения, чтобы использовать это для деловых отношений;
- внимательно слушают;
- умеют сосредоточиться на делах;
- терпеливые;
- идут на компромиссы и избегают открытых противостояний;
- стараются сохранять отношения на одном уровне, без резких скачков;
- не проявляют инициативу, ожидают первый шаг от контрагента;
- тяжелы на подъем, для каждого нового этапа отношений требуется внешняя мотивация;
- перекладывают большую часть дел на партнера;
- эмоции и переживания – превыше логических доводов.
Что делать:
- быть приветливым;
- говорить неторопливо, выразительно;
- проявлять участие, профессионализм, показывать опыт;
- поддерживать разговор, если он перешел на личные темы, но периодически напоминать о сути переговоров, поскольку клиент может забыть о ней;
- в качестве доводов рассказать о других ваших партнерах, которые рекомендуют продукт; желательно, чтобы это были известные клиенту компании и люди;
- дать время на принятие решения.
Красный цвет
Описание типа:
- энергичность;
- уверенность в себе;
- самодостаточность;
- часто – руководители;
- не думают о мнении окружения при принятии решений;
- холодные и независимые;
- склонны к безапелляционным суждениям;
- говорят громко и четко;
- любят одерживать победу;
- склонен к быстрым, необдуманным решениям, которые не хочет менять;
- крепкое рукопожатие;
- часто в переговорах берут инициативу в свои руки;
- любят вносить изменения в жизнь;
- целеустремленные;
- стрессоустойчивые;
- вспыльчивые и упрямые;
- склонны лидировать в отношениях и вести за собой;
- остро реагируют на сомнения в отношении своих решений и результатов;
- воспринимает только четки факты, вещественные доказательства;
- задает провокационные вопросы.
Как правило, эти люди – решительные сенсорики. Как с ними вести переговоры:
- заранее готовиться, чтобы выдержать напор и энергию собеседника;
- презентацию делать профессионально, последовательно и логично, с отчетливым отражением преимуществ;
- быть энергичным, не медлить и не отвлекаться от сути дела;
- предлагать варианты на выбор, чтобы клиент не чувствовал себя ведомым;
- соглашаться, даже если клиент неправ, и отложить переубеждение в некоторых вопросах на будущее;
- избегать критики и сомнений относительно клиента, его слов и действий.
Желтый цвет
Описание:
- быстрая речь;
- яркая внешность;
- склонен к риску;
- редко прислушивается к собеседнику;
- умеет убеждать;
- позитивно мыслит;
- неорганизованный, рассеянный;
- оригинальный и непредсказуемый;
- энергичный;
- берет инициативу в свои руки;
- предлагает помощь, даже если об этом его не просят;
- любит веселиться и развлекаться;
- эмоциональный, прямолинейный, действует на поводу своих эмоций;
- крепкое рукопожатие;
- любит обобщать и преувеличивать.
Как вести себя:
- спокойно относиться к голословным и громким заявлениям, поскольку часто они произносятся под влиянием настроения;
- если удастся присоединиться к клиенту эмоционально, то вероятность сделки высока, поэтому важно быть энергичным, открытым, закрывать глаза на рассеянность и отсутствие дисциплины в словах и действиях собеседника;
- делать комплименты, выражать восторг;
- проявлять уверенность и твердость характера;
- давать высказаться и активно, внимательно слушать;
- зафиксировать результаты переговоров письменно, поскольку клиент не все может запомнить и правильно понять;
- давать разные оригинальные идеи, чтобы произвести впечатление и вдохновить на сделку, вызвать эмоциональный отклик;
- в случае разногласий не использовать логические доводы, лучше предложить узнать мнение специалистов по данному вопросу.
Синий цвет
Описание типа:
- основательный, долго взвешивает все плюсы и минусы дела;
- неторопливый;
- задает вопросы, вникает в суть;
- спокойный и сдержанный;
- ответственный;
- критическое мышление;
- сложно обмануть, ввести в заблуждение, отвлечь от темы.
Что делать:
- не пытаться впечатлить клиента эмоциональной и выразительной презентацией, делать упор на информативность – статьи, исследования, научные работы и пр.;
- быть компетентным, тщательно готовить доказательную базу;
- основательно аргументировать свою позицию;
- говорить медленно;
- не торопить собеседника, дать время для размышлений;
- объяснять на простом и понятном языке.