Эффективность менеджера | 10 способов увеличить ее в 2 раза
Как измерить, насколько хорошо менеджеры выполняют свои прямые обязанности? Как узнать, что они делают в течение рабочего дня, и что влияет на качество их работы? Рассказываем, какие инструменты помогут ответить на эти вопросы и какие решения повысят эффективность менеджеров.
Эффективность менеджера: структура отдела, конкуренция и мотивация
Эффективность менеджера: контроль квалификации и обучение
Эффективность менеджера: знание продукта
Эффективность менеджера: кейс
Эффективность менеджера: карта рабочего дня
Одна из важных функций руководителя отдела продаж — контроль эффективности работы продавцов. Надо понимать, чем заняты сотрудники в течение дня, на каких задачах они сконцентрированы и сколько времени они тратят именно на продажи. Также важно выяснить, у кого из продавцов, действительно, высокая эффективность, а кто лишь создает имитацию бурной деятельности в компании.
Чтобы замерить эффективность продавцов, мы советуем использовать такой инструмент как карта рабочего дня. Она отражает все задачи и время на их выполнение.
Составляйте карту по каждому сотруднику хотя бы один раз в месяц. Поручить ее заполнение можно отдельному сотруднику, который в течение трех дней будет отмечать, на что уходит время каждого продавца. Представьте его сотрудникам отдела, например, как стажера. Это необходимо, чтобы менеджеры не знали о проведении такой оценки в данный момент и работали по привычному графику.
Карта каждого продавца может выглядеть примерно так:
Чем могут быть заняты менеджеры в течение дня
Предпродажа:
выгрузка прайса
формирование заявки
подготовка претензий
Обслуживание:
контроль дебиторской задолженности
выписка накладных
перемещение товаров
резервирование и т.д.
Форс-мажор:
работа с рекламациями
согласование дополнительных условий
работа с поставщиками и т.д.
Отчетность:
подготовка к собраниям
присутствие
формирование отчетов
Личные дела:
обед
перекур
чаепитие.
Вы удивитесь, сколько информации об эффективность ваших сотрудников вы сможете узнать. Зачастую обнаруживается, что большую часть дня сотрудники тратят впустую. Причем, далеко не всегда они делают это специально и осознанно. Второстепенные задачи или проблемы других отделов могут мешать им сконцентрироваться на своих главных целях.
Эффективность менеджера: фотоотчет рабочего дня
На основании результатов карты рабочего дня продавцов составляется фотоотчет. Для этого все задачи разделите на 4 блока и оцените в процентном соотношении, сколько времени у каждого сотрудника ушло на каждый блок задач.
4 категории задач:
непрофильные (внутренние)
основные (задачи по продажам)
сопутствующие (косвенные задачи, но влияющие на процесс продаж)
личные
Как повысить эффективность работы менеджеров?
Благодаря фотоотчету РОП сможет получить ответы на следующие вопросы:
Сколько времени каждый из продавцов тратит на решение определенного типа задач?
Как повысить эффективность сотрудников за счет перераспределения обязанностей?
Насколько высока эффективность определенного бизнес-процесса, можно ли его упростить или полностью исключить?
Насколько высока эффективность каждого сотрудника при выполнении определенной задачи?
Какие есть слабые места каждого менеджера, которые влияют на его эффективность?
Как проходит день у опытного и самого слабого продавца?
Почему не выполняется план?
Насколько быстро и эффективно взаимодействуют между собой разные подразделения компании?
Как использовать полученные данные:
Внести изменения в организационную структуру отдела или компании;
Отрегулировать бизнес-процессы: упростите, отмените, автоматизируйте, передайте часть обязанностей другим сотрудникам/отделам;
Увеличить нагрузку на выполнение продавцами только своих прямых обязанностей;
Используйте график лучшего продавца как шаблон для организации деятельности остальных.
Мы разобрали, как с помощью карты рабочего дня и фотоотчета можно повысить эффективность сотрудников, рассмотрели основные задачи руководителя и его влияние на производительность труда своих подчиненных. Используйте эти инструменты, внедряйте их без затрат.
После того, как вы сформируете фотоотчет и у вас будет полная карта дня на всех сотрудников. Приступайте к оптимизации бизнес-процессов.
Первое, что необходимо сделать – изучить то, что у вас уже есть и как-то работает. При этом отследите бизнес-процессы в следующих разрезах:
покупатели – их особенности, обусловленные покупательским поведением
коммуникации – все принятые формы контакта с покупателем
этапы сделки – важно проследить что именно происходит между тем, когда лид попадает в работу и оплатой.
Работая над бизнес-процессом, важно переключить свое внимание с конкретных клиентов на сделки. Покупатель может быть один, а сделок несколько. И нужно отслеживать состояние каждой из них.
Дальше вам необходимо выстроить оптимальную этапность каждого бизнес-процесса, которая в последствии сформирует эталонную воронку. Приведем пример.
Лид поступил
Квалификация лида
Установление контакта и выявление потребностей
Отправка коммерческого предложения
Согласование деталей договора и его подписание
Оплата счета
Оценка качества сделки
Как только вы пришли к подобной прозрачной структуре, необходимо максимально детально описать каждый этап: тайминг, скрипты, необходимые действия сотрудников.
Вы должны объяснить сотрудникам, что данный регламент следует соблюдать линейно: сделки никогда «не перепрыгивают» через этапы и никогда «не возвращаются» на предыдущий.
Если продавцы будут пропускать какие-то фазы бизнес-процесса, то покупатель может почувствовать оказываемое на него давление и отвалиться. «Окатываться» назад сделки тоже не могут – это ведет неоправданной трате ресурсов компании.
Эффективность менеджера: внедрение CRM
Внедрение CRM – неотъемлемая часть процессов, направленных на повышение эффективности работы продавцов. Это довольно сложная процедура, так как системы отличаются друг от друга, и не каждая вам подойдет. Поэтому к выбору CRM стоит подходить со всей тщательностью, настраивая ее постепенно.
Сначала разберитесь с функционалом карточек, заметок и постановки задач по сделке.
Интегрируйте CRM с сервисом телефонии, чтобы появилась возможность записывать беседы сотрудников с покупателями.
Интегрируйте CRM с другими источниками трафика: сайтом, лендингом, социальными сетями.
Начинайте строить воронки отдельно по новым и текущим клиентам, продуктам, аудиториям, каналам, сотрудникам, территориям.
В будущем вы должны будете настроить систему таким образом, чтобы снять с продавцов несвойственную им нагрузку по поиску покупателей, составлению коммерческих предложений с нуля, оформлению документации, выставлению счетов, логистике заказа и т. д.
Эффективность менеджера: структура отдела, конкуренция и мотивация
Структура отдела
Посмотрите, какой функционал сейчас выполняют сотрудники. Если все делают всё, то, скорее всего, отдел работает с минимальным КПД. Целесообразно поручить лидогенерацию одним, первые продажи – другим, а обслуживание постоянных покупателей – третьим.
Также руководствуйтесь оптимальной нормой управления – в 1 отделе не должно быть больше 5 сотрудников. Каким бы талантливым не был руководитель, эффективность работы будет неумолимо снижаться, если он разрывается между 6 и более подчиненными.
Конкуренция
Здоровая конкуренция между продавцами очень важна. Структурно она обеспечивается по формуле: 1 отдел (1 руководитель + 3 менеджера) + 2 отдел (1 руководитель + 3 менеджера)…+ n отдел (1 руководитель + 3 менеджера).
При таком подходе достигается максимальная отдача от работы всего коммерческого подразделения.
Мотивация
Сотрудники станут более эффективными, если вы будете платить им по сложной схеме:
1. «твердый» оклад – фиксированная оплата, не зависящая от выполнения плана, которая не превышает 30% потенциального заработка.
2. «мягкий» оклад — за выполнение показателей KPI не более 10-20% от зарплаты
3. бонусы – не менее 50%, выплачиваемые по сложной пороговой системе процентов в зависимости от нормы выполнения плана.
Эффективность менеджера: контроль квалификации и обучение
Эффективность менеджера также зависит еще и от того, насколько регулярно замеряется уровень его квалификации и проводится соответствующее обучение.
Постоянный мониторинг качества работы продавца, от уровня которого зависит эффективность подчиненного, должен проводится ежемесячно с помощью листа развития.
Лист развития представляет собой чек-лист с навыками, владение которыми менеджер должен демонстрировать в общение с клиентом для успешной продажи. Пробелы по какому-то из навыков, обнаруживающиеся в результате проверки, должны быть «заполнены» точечно с помощью целевых тренингов.
Используйте систему «Светофор» для оценки бесед сотрудников с клиентами. Для каждого менеджера оценка выставляется в процентах. Чем лучше результат, тем выше оценка. Все показатели отображаются в 3 цветах: зеленый — больше 80%, желтый — 60−80%, красный — менее 60% . В итоге вы увидите разноцветное полотно, наглядно демонстрирующее ситуацию с качеством работы персонала.
Эффективность менеджера: знание продукта
Менеджер будет работать эффективно, если досконально знает продукт, который продает. Как это проявляется? Менеджер умеет:
Аргументированно представить выгоды продукта с точки зрения покупателя
Правильно обосновать стоимость
Сравнить свой продукт с аналогом в свою же пользу
Чтобы быстрее и проще изучить все характеристики и достоинства продукта, в компании должен быть учебник по продукту. Кроме того, нужно организовать систему тестирования, а также прослушивать записи разговоров, чтобы убедиться, что сотрудники применяют знания на практике.
Знание продукта поможет не только представить продукт, но и при необходимости сформировать потребность покупки у клиента. Сотрудник при наличии знаний сможет дать контраргументы в сторону продукта другого производителя, убедить покупателя, что ваш товар именно то, что ему необходимо.
Кейс
Екатерина Уколова Управляющий партнер «Oy-li»
Мы работали с медицинским центром с оборотом в 550 млн руб. в год. Составление карты рабочего дня и появление «стажера» помогли выявить, что сотрудники принимали оплату клиентов «в карман» и много времени тратили совсем не на продажи. Мы скорректировали бизнес-процессы и смогли увеличить выручку на 45%.
Хотите правильно организовать рабочий день менеджеров?