По результатам исследований, в России всего 10% компаний реализуют свои стратегические цели. И дело тут вовсе не в том, что оставшиеся 90% сталкиваются с какими-то непреодолимыми препятствиями или ставят совсем уж нереализуемые цели. Все куда проще: проблема почти всегда кроется в финансовом планировании.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Можно выделить 7 самых серьезных ошибок, которые совершает абсолютное большинство компаний — и избежав повторения которых вы на порядок повысите свои шансы на успех:
1. Бюджет не привязан к стратегии развития компании
Несмотря на то, что бюджет в основном касается довольно прозаических вещей, именно он в значительной степени определяет то, насколько вам удастся привести компанию к светлому будущему, полному сверхприбылей и поверженных конкурентов.
Поэтому при составлении бюджета нельзя отталкиваться только от текущих нужд и возможностей отдельных подразделений. Необходимо учитывать то, к каким результатам и целевым показателям вы хотите привести компанию в дальнейшем, и включать в него мероприятия из стратегического плана.
2. Бюджет не информативен
Во многих компаниях к оформлению бюджета подходят исключительно с точки зрения текущей хозяйственной деятельности. Однако бюджет должен не только учитывать стратегию компании, но и в определенной степени ее иллюстрировать. То есть, он должен быть составлен таким образом, чтобы в дальнейшем было возможно проанализировать результаты с точки зрения различных стратегических инициатив и получить необходимую информацию для последующего распределения ресурсов.
3. Работники не ознакомлены со стратегическими планами
Все сотрудники, принимающие участие в процессе планирования, должны в полной мере понимать стратегию компании и иметь доступ ко всей сопутствующей информации — иначе они просто не смогут оценить, насколько их деятельность вообще полезна для глобальных планов компании.
В целом же — пусть это и не имеет прямого отношения к планированию — желательно, чтобы четкое представление о стратегии компании имели вообще все менеджеры.
4. Планы составляются без учета мнения ключевых сотрудников
Работники, ответственные за составление финансовых планов и бюджетирование, зачастую имеют крайне отдаленное представление о том, в каких условиях находятся конечные исполнители.
Конечно, нет никакой необходимости обсуждать финансовые планы с каждым менеджером по продажам (да и вряд ли вам удастся получить от них адекватную оценку ситуации), но даже мнение руководителей низшего звена может быть крайне полезным.
5. Новые планы составляются на основе старых
Учитывать результаты, полученные в прошлом отчетном периоде, несомненно, важно, однако при планировании нельзя опираться исключительно на них. Каждый новый финансовый план стоит составлять исходя из стратегических целей и задач — а они вряд ли будут из раза в раз повторяться.
Информация же о том, как до этого соотносились ваши планы и фактические результаты должна использоваться в качестве вспомогательного инструмента, нужного для постановки более реалистичных целей.
Таким образом можно вывести главное правило планирования: сначала стратегия, затем бизнес-план и в самом конце — бюджет.
То есть, например, формирование бюджета отдела маркетинга с учетом стратегии компании будет происходить примерно таким образом:
В целом, рецепт построения эффективной системы финансового планирования не так уж сложен: просто не забывайте о том, что вся ваша компания — сколько бы в ней ни было отделов и подразделений — это единый механизм с одной общей целью.
6. Используется только один из видов финансового бюджета
Распространенная ошибка – упрощение, когда для финансового планирования используется только один из видов финансового бюджета. Это может быть прогнозный баланс или план движения денежных потоков.
Более оптимально будет применением трех стандартный и прозрачных форм – бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджет по балансовому листу. Они представляют всю необходимую информацию в разрезе:
Прогнозируемого финансового результата (бюджет доходов и расходов)
Финансовых потоков (бюджет движения денежных средств)
Финансового положения компании (бюджет по балансовому листу)
7. Часть финансовой информации исключается из консолидированного финансового бюджета
Это может быть случайной ошибкой или приказом руководства исключить финансовые потоки по какому-то из проектов, который в целом может быть и не связан с текущей деятельностью.
Но такой подход усиливает финансовые риски, может привести к неверному решению в плане инвестиций.
Хотите научиться составлять бюджет для себя, чтобы планировать прибыль?