Директивное ценообразование: влияние государства на цены

В большинстве случаев цена состоит из затрат на производство, сбыт, содержание административного блока компании и желаемой прибыли – наценки. Но при таком подходе предприниматель может чрезмерно увлечься и существенно завысить цену. Чтобы поддерживать цены на приемлемом уровне, используется директивное ценообразование.

Что такое директивное ценообразование, понятно уже из названия. Цена устанавливается с учетом директив – приказов и рекомендаций сверху. Сначала производитель суммирует затраты на производство, нормы рентабельности. Затем полученные цены «отправляет» на проверку государству. 

Директивное ценообразование было распространено в России в период СССР, когда экономика была командной. Сейчас оно существует в нескольких азиатских странах, в которых сильна роль государства во всех сферах жизни людей. 

Благодаря этому государство контролирует уровень цен на некоторые продукты. В отличие от пошлин, налогов, дотаций, это вмешательство считается прямым, а не косвенным. 

В чем заключается госрегулирование цен

Еще несколько лет назад государство практиковало политику полного невмешательства в процесс ценообразования. Сегодня по-прежнему нет единых норм и законов, в соответствии с которыми власть регулирует цены. Все действия государства в этой сфере непоследовательны. 

Власть в качестве инструментов ценового регулирования использует различные законодательные, административные, бюджетные мероприятия. В некоторых федеральных законах, статье 7 в Конституции, указах Президента перечислены рычаги прямого и косвенного воздействия.

Вот зачем государство устанавливает или рекомендует предпринимателям цены:

  • чтобы не допустить роста цен от инфляции;
  • чтобы поддерживать прожиточный минимум населения;
  • чтобы развивать здоровую конкуренцию;
  • чтобы обеспечить паритет цен во всех звеньях и отраслях экономики.

Регулирование цен используется не только для достижения целей, но и для решения мелких задач. Например, с помощью директивного ценообразования власть стимулирует рыночные отношения, создает условия для честной конкуренции. Благодаря политике вмешательства в ценообразования финансовая деятельность становится более безопасной и предсказуемой. Вот какие еще задачи решает директивное ценообразование:

  • население защищено экономически и социально;
  • частная, акционерная, муниципальная собственность защищена;
  • перемещение товаров и услуг происходит свободно и упорядоченно.

Обычно устанавливается верхний предел цены, чтобы потребители имели возможность приобрести товары и услуги по ценам ниже рыночных. Но иногда государство контролирует нижний порог цен. Это практикуется в двух случаях:

  • как необходимость экономической поддержки некоторых отраслей, например, сельского хозяйства;
  • как необходимость снизить объем продаж, в соответствии с социальной политикой государства, например, установление минимальной розничной цены на сигареты.

Яркий пример директивного ценообразования – лекарственные препараты и продукция гособоронзаказа. Когда компания производит и продает лекарства, она сталкивается с такими директивами:

  • перечень жизненно-необходимых медицинских препаратов;
  • прописанные методики ценообразования;
  • ведение реестра лекарственных средств и принятых наценок на них.

Что подвергается регулированию

Теоретически государство может вмешаться в любую отрасль прямыми или косвенными способами. Но на практике есть лишь несколько отраслей, где наблюдается директивное ценообразование. Это:

  • природный и другие виды газа, в том числе сжиженный;
  • вся продукция ядерно-топливного цикла;
  • электро- и тепловая энергия, в том числе та, которая поставляется в жилые помещения;
  • драгоценные камни и металлы;
  • нефть и ее транспортировка;
  • грузовые перевозки;
  • пассажирские ЖД-перевозки, в том числе перевозки багажа;
  • доставка почтовых сообщений;
  • услуги связи;
  • авиаперевозки и услуги для пассажиров в аэропортах;
  • алкогольная продукция крепостью выше 22 %;
  • лекарственные препараты.

Виды воздействия на цены

Власть использует несколько способов влиять на ценообразование:

  • установление фиксированной цены. Кроме прямой установки конкретной цены, государство может замораживать свободные места на рынке и фиксировать монопольные цены, поддерживая эту монополию;
  • установка регулируемых цен. В этом случае государство устанавливает нормы для компании, а она в рамках установленных границ сама определяет цену на свои продукты. В рамках этой стратегии государство также может установить коэффициенты, предельные цены, максимальные или минимальные уровни для временных цен (если продавец устраивает временную акцию);
  • установление свободной цены. Такой подход тоже относится к директивному ценообразованию. Напрямую власть не указывает, за сколько должен продавать свой продукт производитель. Однако вводит запреты на некоторую деятельность на рынке. Запреты необходимы, чтобы избежать недобросовестной конкуренции. Например, государство может запретить ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу.

Также власть может регулировать цены экономическими методами. За счет дотаций, льгот государство добивается снижения цены на продукт. Вот как это происходит:

  • вводятся или отменяются различные таможенные ограничения, налоги, меняется размер эмиссии денег. Напрямую это не влияет на стоимость товара, но от этого зависит стоимость импортного сырья, ингредиентов, компонентов, инструментов для работы. Это влияет на себестоимость и вынуждает производителя повысить или понизить цену;
  • завышаются издержки производства. Издержки могут быть расчетными и действительными. Именно первые санкционировано растут, что приводит к росту цен;
  • отрасли, в которых работают государственные предприятия, зачастую полностью ими контролируются. Если в этой отрасли предложение ограничено, значит, именно госкомпания диктует примерный уровень цен и остальные предприятия должны придерживаться его. Если будут сильно снижать цены, то это будет считаться напрасным демпингом, ведь «выжить» государственную компанию с рынка не получится. В случае с завышением цены такие фирмы просто получат меньше клиентов;
  • государство поощряет экспорт, то есть освобождает экспортеров от налогов. В некоторых странах власть даже используют специальные экспортные субсидии, предоставляет экспортерам кредиты по сниженным ставкам или особые транспортные тарифы. Все это ведет к смещению цен на мировом рынке.

Контроль за применением рекомендованных цен

Государство имеет право не только установить цену, но и контролировать, как предприниматели соблюдают установленные ограничения. Органы, контролирующие предпринимателей, разделяются по уровням:

  • министерство экономики РФ контролирует на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти в регионах;
  • органы местного самоуправления;
  • антимонопольные службы;
  • государственные торговые инспекции;
  • налоговая служба.

Главная цель наблюдения со стороны правительственных органов – контроль за прожиточным минимумом. Власть наблюдает за ростом той суммы, которая необходима гражданину для минимально комфортного проживания. В зависимости от этого роста государство индексирует пенсии, МРОТ. 

Последствия директивного ценообразования

После того как государство установило свои цены на товары, рынок начинает меняться. Вот что с ним происходит, если власть устанавливает верхний порог цен:

  • количество товаров уменьшается, не все покупатели могут приобрести необходимый продукт официально. Поэтому возникает черный рынок, где продавцы осуществляют нелегальные сделки и рискуют подвергнуться административным штрафам. Эти риски тоже закладываются в цену как производственные затраты. Следовательно, на черном рынке цены заметно выше, чем на белом;
  • чтобы заработать больше, компания вынуждена производить больше единиц товара. Так как цена строго ограничена, придется сокращать затраты на производство. Логичнее всего сделать это за счет сырья, оборудования. Качество товаров будет снижаться. Как только потребители заметят снижение качества, они будут покупать меньше. Следовательно, снизится спрос.

Если установлен нижний порог цен, также есть последствия для рынка. Когда власть устанавливает цену выше среднерыночной, потребители снижают частоту и объем покупок. Спрос падает, при этом компания все равно производит прежнее количество продукции. Избыток нужно куда-то деть. Может возникнуть черный рынок, где те же товары будут продаваться дешевле, чем в официальных магазинах. Чтобы это предотвратить, государство должно выкупить все избыточное предложение или выплачивать производителю дотации.

Таким образом директивное ценообразование – это явление, которое активно существовало в прошлом столетии, затем пошло на убыль. Однако сейчас предприниматели вновь наблюдают, как власть влияет на рынок. Стандарты, нормы, по которым можно спрогнозировать поведение государства, пока не разработаны, не сведены в единую систему. Нельзя однозначно сказать, как повлияет директивное ценообразование на рынок. У современных форм влияния есть преимущества: они помогают поддерживать равновесие на рынке и сдерживать рост цен, рост прожиточного минимума. С другой стороны, при директивном ценообразовании возможны негативные последствия в виде образования черного рынка, дополнительных затрат для государства. Предпринимателям, работающим в тех отраслях, в которых заинтересовано государство, необходимо вовремя адаптироваться к возможным директивам.

✓ Номер введен верно