регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Алгоритм
присоединения
в процессе продаж
присоединения
в процессе продаж
Присоединение к клиенту – необходимая составляющая доверительного контакта, который в свою очередь является краеугольным камнем всей пирамиды продаж. О том что «присоединение» произошло можно с уверенностью говорить, когда собеседники погружаются в атмосферу взаимопонимания, уважения и доверия.
В процессе продажи достижение этого состояния усложняется из-за неполного совпадении интересов и возможном желании ввести оппонента в заблуждение, получив в результате выигрыш.
Тем не менее, несмотря на сложности она пользуется популярностью среди опытных продавцов, поскольку при грамотном применении способствует заключению сделки.
Всю технику можно, с большой долей условности, разделить на три этапа: настройка – присоединение – ведение. В чистом виде выделить их невозможно, потому что в любой период общения каждый из них присутствует в той или иной пропорции.
Смысл этого этапа заключается в том, чтобы понять чувства и мысли собеседника. Для этого важно сосредоточится на нем и по возможности попытаться войти в похожее состояние, приняв близкую к оригиналу позу, выражение лица, темп речи. Не стоит пытаться скопировать все досконально, поскольку велик риск, что человек подумает, что его передразнивают. Далее нужно синхронизировать его и свое дыхание. Это похоже на то, как по улице прогуливается один человек, а другой догоняет его и пристраивается рядом, изменив свой темп движения, после чего начинает диалог.
Настройка по голосу собеседника производится похожим образом, опять же здесь лучше недожать, чем пережать и сломать. Продавцу важно оставаться в пределах своих привычных голосовых параметров, лишь немного подкорректировав себя.
Сами по себе изменения, если они находятся в разумных (!) пределах, будучи замечены клиентом, наверняка будут восприняты положительно. Это как заговорить с иностранцем на его родном языке, пусть с ошибками, но доброжелательно. Или напротив, полностью проигнорировав удобство собеседника, пытаться, что-то втолковать ему на чужом для него наречии. Отказываясь подстраиваться под него.
Важно отслеживать изменения состояния собеседника, вовремя внося корректировку в свое поведение.
Не стоит пытаться выполнить все рекомендации сразу, для того чтобы все стало получаться как надо, лучше тренироваться поэтапно, но при этом, регулярно.
Тренировку навыка рекомендуется начинать с позы. После того как это перестанет вызывать затруднение можно переходить к голосу. Дыхание – это наиболее сложная часть, ее лучше оставить напоследок.
Стоит еще сказать о том, что продавец, в душе относящийся к клиенту высокомерно, никогда не сможет научиться по-настоящему эффективной подстройке. Поэтому, прежде всего следует разобраться в себе.
Задача присоединения – подстройка под ритм клиента, который ему привычен. В случае успеха и переноса продавца из категории «чужой» в категорию «свой», значительно повышается доверие, при котором настойчивость, проявленная при выявлении потребностей, будет восприниматься благосклонно. При отсутствии доверия, она скорей вызовет раздражение.
Обязательное условие присоединения – конгруэнтность. Этим словом называют непротиворечивость получаемых от собеседника сигналов. Добиться ее можно или играя роль как гениальный актер, или искренне желая помочь клиенту определиться с выбором. Второй способ проще.
Третий этап техники – ведение, которое скорей сродни с высшим пилотажем, поскольку удается только действительно продвинутым в психологическом смысле продавцам. Успех при ведении, выражается не только в покупке определенного товара, но и множестве дополнительных составляющих, которые были приобретены по совету продавца.
Смысл ведения заключается в том, что ответственность за направление беседы берет на себя менеджер по продажам, продолжая при этом внимательно отслеживать реакции клиента и меняя свое поведение соответственно ситуации.
Достигнуть такого положения вещей можно убедив клиента в собственной компетентности и одновременно в искреннем желании помочь.
Нередко, к такому продавцу идут за новыми покупками, справедливо оценив его советы и не слишком обращая внимание на разницу с ценами конкурентов. В такой ситуации, поддерживая свой имидж, менеджер может вообще воздержаться от покупки в данный момент, если клиенту это невыгодно.
Пример:
– Здравствуйте Олег, это опять я, хочу купить новую маску для ныряния
– Здравствуйте Михаил, рад вас видеть! Когда она вам понадобится?
– Примерно через две недели, я собираюсь на Красное море. В прошлый раз моя старая маска стала протекать.
– Сейчас у нас в наличии только модель ХХХ, она уже устарела, и мы распродаем остатки. На следующей неделе ожидаем партию масок ZZZ, в которых используется более качественный силикон. Рекомендую подождать.
– Ясно спасибо. Пожалуй, так и сделаю. Не могли бы позвонить мне, когда их привезут?
– Да, разумеется.
Самым верным признаком того что менеджер «ведет» клиента, является готовность последнего слушать и слышать. Кроме того он с удовольствием следует за продавцом в пространстве, невольно копирует его позы и интонации.
Присоединения может быть произведено в следующих формах:
Сюда можно отнести:
Пример: представим ситуацию, когда общаются два человека. При этом один удобно устроился в кресле, прикрыл глаза и мечтательно улыбается. А второй, стоит напротив. Его кулаки сжаты, глаза широко открыты, во всем теле чувствуется напряжение.
Даже не вникая в то, что происходит между ними, мы смело можем предполагать, что взаимопониманием здесь даже, что называется, не пахнет.
Другая ситуация. Два собеседника склонились над столом с бумагами. Их позы выражают заинтересованность, а внимание направлено на общий предмет. Несмотря на то что они быстро говорят и нередко перебивают друг друга, заканчивая начатое собеседником предложение, внимательный наблюдатель сразу уловит что ситуация скорее позитивна.
Эмоции, которые испытывают собеседники, должны сочетаться между собой.
Пример:
Радостная эмоция, сопровождающая гол, забитый в ворота соперника, бросает в объятия друг друга незнакомых людей.
Принцип прост – если ты разделяешь мою радость, ты мой друг!
Если клиент испытывает интерес к продукту, то продавец, который не разделяет его эмоции и не способен в подробностях рассказать о нем, непременно вызовет неприязнь. Напротив, увлеченный продуктом менеджер, будет восприниматься как заслуживающий доверия.
Это слова и фразы, которые используются при общении. А также разделяемые убеждения и ценности.
Пример:
Менеджер находящийся в молодом возрасте, при разговоре с пожилой парой, непрерывно «сыпал» молодежным сленгом. Смысл некоторых его фраз, оставался для слушателей загадкой. Их лица при этом выражали недоумение. Короткое время спустя они перестали задавать вопросы и уже готовы были покинуть магазин, когда к беседе подключился старший продавец. Его речь была заметно медленнее, чем у коллеги и слова, которые он использовал, были понятны собеседникам. Почти закончившийся разговор возобновился и закончился сделкой.
Физическое, эмоциональное и когнитивное состояния человека тесно завязаны друг на друга, поэтому нет ничего удивительного в том, что соответствующие техники присоединения лучше всего работают совместно.
Уже на этапе самоподготовки, менеджер готовит себя к применению этой техники. Изучая свойства продукта и его отличия от конкурентов, он обретает уверенность в себе, без которой заставить собеседника уважать себя, немыслимо. Опыт предыдущих продаж также полезно проанализировать, уделяя внимание не только ошибкам, но и удачным моментам. Поскольку восприятие человека очень субъективно, а память избирательна, большую пользу здесь принесет использование видеокамеры или диктофона (если речь идет о переговорах по телефону).
Хороший наставник, способный дать свою оценку увиденному на экране, будет также очень кстати.
Человек склонен зацикливаться на своих ошибка, прежде всего потому, что не отдает себе в них отчета. Видео-, аудиозапись позволяют разорвать этот замкнутый круг и сделать шаг вперед.
Продавец, который резко контрастирует с клиентом, с меньшей вероятностью вызовет у последнего прилив доверия, по сравнению с тем, кто похож на него. Это подобно паролю отзыву по принципу свой-чужой. Похож? Значит свой. Непохож? Чужой. Эта реакция записана у человека в виде безусловных (врожденных) рефлексах и мало поддается критическому осмыслению.
Переоценить умение подстраиваться, при установлении первичного контакта, трудно. По сути, этот этап продаж является подстройкой покупателя и продавца друг к другу.
Успех этого этапа напрямую завязан на кредите доверия, который предоставит клиент продавцу. Его размер напрямую будет зависеть от успеха применения описываемой техники.
Презентация продукта произведет впечатление прямо пропорциональное доверию к словам менеджера. Если к тому же он сопровождает их наглядной демонстрацией свойств товара, то с большой вероятностью приобретет постоянного покупателя. В условиях высоко конкурентного рынка это важная составляющая выживания.
Доверие к аргументам продавца, это во многом проекция доверия к нему лично. Отсутствие «ведения» клиента на этом этапе прямо указывает на брак в его работе. Напротив менеджер «ведущий» клиента, в этот момент, подходит к заключению сделки практически вплотную.
По наблюдениям, сложности при освоении этой техники, по большей части случаются потому, что продавец пытается не присоединяться к клиенту, а манипулировать им.
Манипуляция изначально предполагает выигрыш одной стороны и проигрыш другой при отсутствии у последней свободы воли. Провернуть такое со взрослым вменяемым человеком очень непросто даже однократно, тем более невозможно заполучить его в следующий раз.
Если же клиент видит неловкие попытки «постройки по позе» и понимает, что к нему пытаются применить психологическую технику, то обычно реагирует негативно.
Причиной тому является неуверенность в продаваемом продукте, негативное отношение к клиентам и их потребностям, а так же и нежелание анализировать причины своих неудач.
Техника «присоединения к клиенту» является эффективной, но только в случае грамотного применения.