Что такое краудфандинг
Краудфандинг дословно переводится с английского языка как «поиск денег у толпы» или « обеспечение финансами толпой». Суть краудфандинга заключается в сборе денег посредством размещения объявления на специальных площадках на какой-либо проект. Это может быть новое изобретение или разработка, открытие благотворительной организации, помощь конкретному человеку, съемка кинофильма или клипа и т. д. При этом люди, которые делятся своими свободными средствами на реализацию проекта, могут стать партнерами соискателей или просто дарителями финансов – все зависит от условий.
Виды краудфандинга
В отличие от банковских продуктов, предлагающих достаточно неудобные условия финансирование различного рода идей, краудфандинг не предъявляет к соискателю жестких требований. «Проситель» денег не должен предоставлять сведения о своей финансовой состоятельности, обеспечение залога, поручителей и т. п. Главное для эффективного сбора денег в Интернете – заинтересовать людей идеей и аргументировать необходимость и важность ее реализации.
Для поиска финансового обеспечения существуют несколько видов краудфандинга:
- Debt – в условиях сбора указывается, что деньги собираются на условии долгового пожертвования. Таким способом обеспечивают финансирование различных новых проектов, старт-апов. Как правило, соискатель финансирования предлагает инвесторам долю в будущей компании, часть прибыли от реализации созданного продукта (например, инновационного прибора, мобильного приложения), либо возврат вложенных денег с начисленными процентами за их использование. В этом случае должна быть уникальная идея, которая заинтересует потенциальных инвесторов, в противном случае можно не собрать достаточную сумму денег за определенный период.
- Equity – этот вид краудфандинга подходит тем, кто собирает средства на расширение уже действующего проекта или работающей компании. В этом случае соискатель предлагает всем, кто захочет вложить средства в предприятие, долю в проекте или долю определенного этапа. Для такого сбора денег необходимо иметь собственный интернет-ресурс, на котором размещается презентация кампании, сведения о дате начала работы проекта, какие нужны финансовые вложения и перспективы развития начатого дела. Таким способом можно привлечь серьезные инвестиции для масштабных разработок.
- Reward – данный вид сбора денег самый распространенный. По сути, это добровольные пожертвования на безвозмездной основе. Тот, кто начинает краудфандинг этим методом, может пообещать каждому, кто внесет личные средства, подарки или презенты на память об участии в проекте. При этом ценность подарков определяет сам реципиент. Такой способ предполагает сбор небольшими суммами на протяжении длительного периода. Однако есть случаи в истории, когда обычные люди собирали за несколько часов баснословные суммы. Здесь также успех зависит от идеи и цели сбора денег. Так как нужно заинтересовать ни одного-двух инвесторов, а множество людей. С помощью Reward краудфандинга в основном собирают средства на благотворительность, культурные, социальные проекты.
Как это работает
Во главе любого краудфандинга стоит идея. Это то, что может заинтересовать пользователей Интернета и побудить их вложить финансы в проект. Люди достаточно активно вкладывают средства в культурные мероприятия, общественные проекты.
После того как сформировалась идея, необходимо определить, сколько денег нужно на ее реализацию. Абстрактные суммы должны быть переведены в четкие цифры. Для потенциальных инвесторов точная стоимость проекта, указанная в объявлении о сборе средств, является показателем, что реципиент серьезно отнесся к расчетам и знает как и куда потратить собранные деньги.
Размещение объявления о начале сбора финансов в сети Интернет – следующий этап краудфандинга. Для этого можно использовать популярные сети, личные блоги, средства массовой информации или специализированные краудфандинговые площадки. Последние имеют отработанный годами механизм, удобный для аккумулирования денежной массы, и прозрачный для инвестирующих участников проекта. В объявлении, помимо идеи и суммы, нужно указать срок окончания сбора – до определенной даты или по достижению нужной суммы.
Ожидание поступлений на краудфандинговый счет – на этом этапе следует давать понять, что объявление актуально, сбор продолжается, необходимость в деньгах не отпала. Финансы могут быть собраны за несколько часов, а иногда нужную сумму денег можно ждать недели и месяцы. В период сбора лучше всего отправлять новости по проекту, рассказывать как продвигается поступление денег, сколько осталось собрать.
Когда достаточная сумма собрана – необходимо приступить к реализации проекта. Если это длительное мероприятие, то по мере его продвижения нужно информировать пользователей, пожертвовавших средства, о ходе работ, об этапах реализации. В случае, если деньги собирались на приобретение чего-либо, то нужно сделать фотоотчет и разослать или выставить его на всеобщее обозрение на собственном ресурсе в Интернете.
Заключительный этап – раздача подарков тем, кто поучаствовал в финансировании. Не обязательно высылать ценные презенты – это может быть даже фотография с реализованным проектом, и собственноручной подписью с благодарностью. Люди хорошо воспринимают даже такие подарки – главное для них чувствовать себя причастным к общему делу.
Кто может использовать краудфандинг
Краудфандинг – способ сбора денег, доступный для всех. Особенно полезен такой метод для начинающих бизнесменов, которые обладают гениальными идеями, но не имеют средств для их воплощения. Энтузиасты могут начать свое дело практически «с пустого места», не обладая достаточными финансовыми инструментами.
Чаще всего люди жертвуют на такие направления и проекты:
- музыкальные – запись альбома, организация концерта, покупка инструментов;
- художественные – выставки, съемки кино, написание, издательство и публикации книги, помощь писателям, художникам и режиссерам;
- экологические – сохранение окружающей среды, организация и содержание приютов для животных, обеспечение качественными природными ресурсами людей, создание альтернативных видов энергии;
- медицинские – жертвуют деньги на операцию для конкретного человека, улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями, покупка вспомогательных средств, лекарств и т. д.
- обучающие – собирают средства на создание онлайн-курсов, открытие школы, написание обучающих программ;
- IT-сфера – разработка онлайн-игр, мобильных приложений.
Залог успешного краудфандинга
Чтобы создать привлекательное объявление о сборе финансов, которое привлечет много инвесторов, необходимо придерживаться некоторых правил. Желающих привлечь средства очень много, необходимо выделиться на их фоне и заинтересовать как можно больше людей. Разберем основные моменты, на которые нужно обратить внимание до того, как объявление с предложением инвестировать в проект, будет опубликовано в сети Интернет.
Сформированная идея
Люди должны знать, что идея, которая лежит в основе проекта, не спонтанная «хотелка» автора сбора, а давно вынашиваемый план. Необходимо убедить потенциальных жертвователей в том, что идея нужная, проработанная и просчитаны активы, необходимые для ее воплощения в жизнь. Четко сформулированная идея – первый шаг к успешному краудфандингу.
Лимит на сбор средств
Невозможно неограниченно собирать средства – как по сумме, так и по времени. У краудфандинга должны быть четко обозначены границы – срок или сумма сбора. При этом на краудфандиговых площадках предлагается выбрать способ получения средств – собранные на половину от указанной суммы деньги могут быть переданы реципиенту, либо только при поступлении всех необходимых финансов они могут перейти в пользование «просителя».
Венчурные инвестиции
Каждый сбор денег связан с рисками как вкладывающих средства, так и собирающих финансы. Даже при 100 %-ной уверенности в реализации проекта в случае наличия достаточного финансирования, нужно понимать, что собранные деньги могут обесцениться из-за ряда факторов либо принести большие дивиденды.
Четкое направление
Нужно использовать поступившие средства только на тот проект, ради которого они собирались. Отток части финансов на другие нужды сказываются негативно на итоговом результате краудфандинга. Целенаправленность – один из основных факторов успешной кампании.
Ориентир на конечный результат
Только итог, а не сам процесс, интересует тех, кто хочет инвестировать свои сбережения. Люди получают моральное удовлетворение от того, что смогли поспособствовать осуществлению чьей-то мечты или реализации идеи. Информированность о конечном результате – главный способ подарить жертвователям радость и желание помогать еще.
Краудфандинг – альтернативный способ получения финансирования идей и проектов. Площадки краудфандинга позволяют сделать это быстро и без особых усилий. Нужно помнить, что вывод собранных средств с платформы – платный. Стоимость транзакции может варьироваться от 4 до 10 % от собранной суммы.