Что такое KPI
KPI – числовые показатели, предназначенные для измерения результативности и эффективности процессов и степени достижения целей. Инструмент позволяет обеспечить контроль за работой как отдельных людей и их групп, так и подразделений и компаний. Если в вашей организации еще не используется KPI, значит, вы теряете существенную долю прибыли из-за невысокой эффективности.
Разновидности KPI
KPI принято называть ключевые показатели эффективности, хотя это не совсем правильно. Куда более полно суть термина отражается словом «деятельность», а не «эффективность». Она является одним из пяти показателей, которые поддаются измерению. Все они представлены ниже:
- Результат. То, чего достиг в своей работе сотрудник, подразделение либо компания.
- Расходы. Какое количество ресурсов потрачено на достижение поставленной цели.
- Функционирование. Степень соответствия процесса алгоритму его выполнения.
- Эффективность. Соответствие полученного результата с затраченными ресурсами.
- Производительность. Отношение полученного результата к затраченному времени.
Отслеживаемые в рамках KPI показатели могут быть количественными и качественными, финансовыми и нефинансовыми, индивидуальными (для одного работника) и коллективными.
В зависимости от времени KPI, делятся на оперативные и опаздывающие. Первые предоставляют отчет о промежуточных показателях работы за день, неделю, месяц, квартал или иной промежуток времени, определенный заранее. Опаздывающие KPI демонстрируют показатели по окончанию работы. Важно использовать оба типа, чтобы получать актуальную информацию о деятельности сотрудников и при необходимости корректировать их работу так, чтобы план точно был выполнен.
KPI интернет-магазина
В деятельности интернет-магазина есть отдельные показатели эффективности, в том числе такие:
- ROI. Рентабельность средств, вложенных в маркетинг. Коэффициент является одним из самых важных для маркетологов. ROI выше 100 % говорит о том, что вложения в рекламу не только полностью покрыли сами себя, но и окупились за счет привлеченных клиентов.
- CTR. Отражает соотношение людей, которые кликнули на рекламное объявление либо карточку товара, к количеству пользователей, просмотревших рекламу или товар. Этот показатель входит в KPI для отслеживания эффективности рекламных креативов.
- Число и цена лидов. Стоимость лида показывает, в какую сумму компании обошлось оформление заявки на сайте потенциальным клиентом или любое другое целевое действие. Число лидов – важный показатель KPI для отслеживания работы маркетолога.
На этом показатели KPI для интернет-магазина не заканчиваются, мы рассмотрели самые важные.
Зачем это нужно?
Само по себе измерение KPI не дает абсолютно ничего, так как это просто цифры. Однако, если они привязаны к актуальным целям и задачам компании, отдела или конкретного сотрудника, сам KPI становится полезным инструментом, который помогает вам достигнуть следующих результатов:
- увеличение эффективности работы отдельных сотрудников, отдела и всей компании;
- четкое понимание того, какие именно факторы влияют на деятельность бизнеса;
- возможность разработки понятных, прозрачных и достижимых нормативов работы;
- объективная оценка эффективности и деятельности каждого из сотрудников отдела;
- отслеживание деятельности компании по регионам, конкретным точкам и кадрам;
- формирование корпоративной дисциплины и культуры, стандартов работы персонала;
- грамотное построение планов с учетом целей компании, а не актуальных показателей.
При этом важно понимать, что разработка и внедрение системы KPI потребует определенных затрат и времени, а также внимания руководителей. Не всегда удается за один раз полностью перевести компанию на отслеживание ключевых показателей. Лучше придерживаться пошагового подхода.
Измерение KPI актуально в отношении специалистов из многих профессий. В первую очередь, это продажи, бухгалтерия и финансы, HR, SMM, SEO, маркетинг, дизайн и PR. Даже представители творческих профессий – те же дизайнеры – далекие от чисел и формул, часто используют цифры для оценки своей деятельности. Особенно важно использование KPI в работе отдела продаж компании.
Что отслеживать?
Перед внедрением KPI руководство должно четко определить, какие показатели действительно имеют значение, а отслеживание каких будет лишней тратой времени. При этом важно следовать принципу, по которому показатели должны быть понятными, реалистичными и измеряемыми. Учтите, что, если параметр легко измеряется, но не оказывает никакого влияния на достижение целей компании, следить за ним не нужно. Рассмотрим примеры KPI для различных специалистов.
- Продавец. Сумма продаж за месяц, средняя прибыль с одной сделки, количество сделок.
- SMM-специалист. Темпы роста узнаваемости бренда, числа подписчиков, просмотров.
- Бухгалтер. Отсутствие ошибок в подсчетах, соблюдение сроков предоставления отчетности.
- HR-специалист. Число откликов на вакансию, скорость и качество найма новых кадров.
- Маркетолог. Число покупателей, количество повторных покупок и положительных отзывов.
- PR-менеджер. Уровень доверия и лояльности клиентов, число упоминаний в целевых СМИ.
- Офис-менеджер. Качество и скорость обработки входящих запросов и выполнения задач.
- Копирайтер. Число написанных текстов, скорость подготовки материала.
- Таргетолог. Цена подписчика, клика, заявки, эффективность таргетированной рекламы.
Аналогичным образом можно составить набор показателей KPI для человека практически любой специальности. При этом важно не нагружать одного сотрудника – количество отслеживаемых на протяжении одного месяца показателей не должно превышать 3–4, и все должны быть достижимы.
KPI для мотивации
Часто KPI используется как один из инструментов мотивации персонала, в том числе для расчета бонусной части заработной платы. Однако бывают случаи, когда система начинает работать с точностью до наоборот и лишь демотивирует сотрудников. Этой проблемы можно избежать, если:
- Провести небольшое исследование и заранее определить тип мотивации персонала в отделе. Она может быть внутренней или внешней, сотрудник может ориентироваться на процесс/результат работы, которая, в свою очередь, относится к рутинной либо творческой.
- Сделать своеобразный тест-драйв технологии и проверить, может ли сотрудник повлиять на выбранные для него показатели KPI. Также важно понаблюдать за его работой и понять, работает он для достижения качественного результата или только для получения бонусов.
Рассмотрим пример расчета бонусов к заработной плате сотрудника на основе KPI. Предположим, это менеджер по продажам, за которым закреплено четыре показателя деятельности, которых ему надо достичь за один месяц. Эти показатели неравнозначны, поэтому в первую очередь определяется их ценность с помощью баллов таким образом, чтобы в сумме все они давали целую единицу.
Далее создается таблица со столбцами «KPI», «Вес», «Цель», «Результат», «Индекс». В ячейку с индексом вставляется формула вида (вес*результат)/план. По этой формуле автоматически вычисляется сумма всех индексов, и дальнейшие действия определяются полученным числом:
- Единица. Поставленный план выполнен на 100 %, поэтому сотрудник получит премию.
- Больше единицы. План перевыполнен, сотрудник получит премию и бонусы сверху.
- Меньше единицы. План не выполнен, премия будет урезана либо не выплачена вообще.
Расчеты можно и нужно автоматизировать с помощью электронных таблиц либо специального ПО. Особенно это актуально для крупных компаний, которым нужно рассчитывать KPI десятков людей.
Как повысить KPI?
Если ключевые показатели деятельности уже внедрены в компанию, появляется следующий вопрос – как их увеличить. Это достигается мотивацией персонала, которая может быть трех видов:
- Материальная. Премирование за выполнение и перевыполнение поставленного плана, выплата процентов с каждой сделки, а также штрафные санкции за различные нарушения.
- Нематериальная. Бесплатное корпоративное обучение, предоставление дополнительных дней отпуска и отгулов, прочие виды индивидуальной мотивации без использования денег.
- Моральная. Ведение доски почета, объявление благодарностей при коллективе, общие собрания с оглашением лучших результатов, выдача звания «лучший сотрудник» и другие.
Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя не просто наемными рабочими, а частью компании. В этом случае, если система KPI сама по себе настроена правильно, у них будет мотивация стремиться к нормативам и выполнять их. Но как быть, если ключевые показатели деятельности не работают?
Если KPI не работает
Отслеживание ключевых показателей эффективности может не работать, если есть эти проблемы:
- нормы KPI чрезмерно завышены, их недостижимость демотивирует персонал отдела;
- выбраны показатели, которые не оказывают никакого влияния на достижение целей;
- персонал не располагает ресурсами или пониманием того, как выполнять нормативы;
- KPI опирается не на цели компании, из-за чего непонятно, зачем его вообще делать;
- используется непрозрачная и сложная система постановки целей в отделе и компании.
Следует понять и то, что само по себе внедрение KPI может не принести никаких результатов, даже если все сделано правильно, но в самой компании есть большие проблемы с мотивацией, целями и персоналом. В первую очередь нужно задуматься о наборе в команду людей с похожими ценностями, позаботиться о том, чтобы их работа была интересной, постоянно работать над повышением лояльности работников и их вовлеченности в процесс. Важно ставить понятные и достижимые цели, постоянно отслеживать прогресс их выполнения и мотивировать сотрудников.
Не менее важно регулярно пересматривать систему KPI и при необходимости вносить коррективы. Даже если на момент запуска системы все показатели казались важными, уже через месяц часть из них может устареть. Рекомендуется проводить, как минимум, ежемесячные проверки с целью выявления лишних показателей и добавления новых, которые влияют на достижение целей.
Заключение
Если в вашей компании еще нет KPI, позаботьтесь о скорейшем внедрении этой системы. Если есть, тоже не стоит расслабляться – пересмотрите список отслеживаемых показателей и убедитесь в том, что в нем отсутствуют лишние параметры, никак не влияющие на достижение целей компании. Их замена важными показателями поможет еще немного увеличить эффективность работы бизнеса.