Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг больше известен в контексте гаджетов, ведь с помощью специальных тестов оценивается производительность смартфона или компьютера. Но по сути бенчмаркинг можно использовать и в бизнесе. Ведь под этим термином подразумевается непрерывный процесс сравнения эффективности компании с другими предприятиями на рынке, которые считаются лучшими.
Преимущества бенчмаркинга
Если предприниматель использует этот инструмент для развития своего бизнеса, он получает следующие преимущества:
- при застое в бизнесе руководитель может взглянуть на компанию под другим углом. Сравнив ее с другими фирмами, он может найти те показатели, которые значительно отличаются, и проработать их;
- в результате непрерывного сравнения будут очевидны сильные и слабые стороны компании. Можно делать акцент на сильных сторонах, одновременно с этим укрепляя слабые;
- с помощью бенчмаркинга можно заранее спрогнозировать отставание от конкурентов и избежать его;
- постоянное сравнение себя с другими фирмами вынуждает повышать качество услуг и товаров, а затем выйти на новую категорию потребителей. Конкуренты, видя это, тоже улучшают свои продукты. В результате уровень рынка в целом повышается;
- за счет постоянного анализа можно исключить малоэффективные процессы из бизнеса;
- если в компании принято несколько различных стратегий (например, отдельные стратегии для разных отделов фирмы), то бенчмаркинг поможет их объединить в одну систему и усилить.
Но главное преимущество заключается в возможности повысить выручку и прибыль своей компании. Все достоинства анализа легко перекрывают его недостатки:
- для внедрения инноваций необходимы временные и денежные затраты;
- опыт, подсмотренный у конкурентов, не всегда возможно внедрить в компанию;
- иногда в результате сравнения «фишки» действительно находятся, но к моменту проведения сравнения они морально устаревают. Даже если предприниматель их внедрит, сейчас они уже могут не сработать.
Виды анализа
Порядок действий может отличаться, в зависимости от вида анализа. Их существует четыре. Самый распространенный вид – общий бенчмаркинг. В его рамках для сравнения выбирается только одна компания-лидер, которая ведет точно такую же деятельности и максимально совпадает по ассортименту. С этим конкурентом проводится качественное и количественное сравнение. Причем сравниваются все аспекты бизнеса, начиная от управления и структуры организации и заканчивая сбытом продукции. В итоге у предпринимателя должен появиться план дальнейшего развития. По составленному плану будет происходить внедрение новых технологий.
Вторая разновидность анализа – функциональный бенчмаркинг. Основное отличие от общего заключается в количестве конкурентов, с которыми компания себя сравнивает. Здесь можно взять нескольких конкурентов и путем сравнения выявить среди них одного лидера. Но важно, чтобы отобранные фирмы были примерно на одном уровне. То есть они должны работать в том же регионе, производить те же товары и услуги. Организации сравниваются качественно и количественно, но в пределах одной выполняемой функции. У функционального бенчмаркинга есть недостаток – не всегда получается найти на рынке конкурента, который работает в тех же условиях.
Часто для развития требуется проводить внутренний бенчмаркинг. Это сравнительный анализ разных отделов компании или ее филиалов. Также внутренний сравнительный анализ проводится:
- между участками одного проекта;
- между сменами, если сотрудники работают посменно (например, на производстве или консультанты в магазине);
- между бригадами рабочих;
- между отдельными специалистами.
В результате можно также выявить лидера и внедрить в другие подразделения его эффективные приемы.
Бенчмаркинг бизнес-процессов
Отличительная особенность этой разновидности заключается в целях проведения. Бенчмаркинг бизнес-процессов проводят для снижения затрат, для удаления факторов, которые тормозят работу. Чаще всего сравнивается себестоимость продукции у нескольких компаний.
Что сравнивается в процессе
В зависимости от вида и цели проводимого анализа, предприниматель выбирает показатели для сравнения. В процессе можно проанализировать как отдельные категории работы компании, так и совокупные данные. Вот несколько категорий, которые можно изучать:
- товары и их классификация по прибыльности, конкурентоспособности, качеству. В таком случае сравниваются составные части ассортимента, начиная от количества и групп SKU и заканчивая упаковкой отдельных позиций;
- цена продукции, в том числе себестоимость, разные типы издержек, спрос;
- прочие финансовые показатели, например, прибыль, рентабельность, доля разных видов прибыли относительно общего дохода;
- сбыт товара и работа с клиентами, с посредниками;
- человеческий ресурс компании – персонал, его квалификация, уровень текучки кадров;
- маркетинговые стратегии – каналы и методы продвижения, уровень узнаваемости бренда, уровень удовлетворенности клиентов.
Как проводить бенчмаркинг
Кроме бенчмаркинга, бизнесмену доступны и другие инструменты аналитики. Предприниматель всегда может сравнить свои текущие прибыль, средний чек, число продаж с прошлыми месяцами или годами, а также сопоставить ее с конкурентами. Но в любом случае это будет количественное сравнение с конкурентами. А бенчмаркинг позволяет провести качественное сравнение. Соответственно, по результатам сравнения станет ясно, какие есть преимущества у компании и какие у нее слабые стороны.
По сути, бенчмаркинг представляет собой набор таких действий:
- поиск нескольких компаний в своей, которые являются развитыми и их можно принять за эталон. Необходимо изучить все компании на рынке, ведь выбор конкурента для сравнения необходимо аргументировать. Затем необходимо разделить деятельность конкурента на этапы, чтобы сопоставить их со своими;
- измерение каких-либо показателей у конкурентов. Это будут пороговые величины, на основе которых предприниматель оценит свою успешность или неуспешность;
- изучение их опыта, чтобы понять, как они вышли на эти показатели;
- сравнение со своим опытом, чтобы заимствовать те приемы и фишки, которые есть у успешных компаний;
- впоследствии регулярное качественное сравнение с другими компаниями, чтобы вовремя выявлять новые приемы и подходы;
- проведение маркетинговой разведки, чтобы понять, как сказываются чужие приемы на поведении клиентов;
- выполнение конкурентного анализа;
- внедрение изменений в собственную фирму, чтобы она стала более конкурентоспособной на рынке.
Важно учитывать некоторые правила при проведении анализа:
- в качестве источников информации о конкурентах нужно использовать не только официальные отчеты, но и ярмарки, отзывы клиентов, опросы, публикации в СМИ, упоминания в научных работах или экономических докладах;
- допускается для сравнения использовать не только представителей своей ниши. Можно заходить в другие сегменты рынка, если требуется получить в итоге больше информации.
Уже на стадии внедрения полученных знаний в собственный бизнес тоже следует учитывать некоторые рекомендации. Обычно внедрение происходит по такому алгоритму:
- Обсуждаются результаты, которые ожидаются после внедрения нововведений. Часто для этого поднимаются планы по продажам, производству или иным показателям.
- Составляется подробный план, в котором прописываются все действия для внедрения технологии. Важно расписать их пошагово. Например, компания сравнила себя с конкурентами и выяснила, что другие фирмы успешнее за счет наличия CRM-системы. Теперь важно тоже ее внедрить. Для этого требуется сначала найти подрядчика, который этим займется, потом написать ему ТЗ, затем подготовить сопроводительную документацию и в конце обучить работников пользоваться новой программой. В таком пошаговом плане требуется упоминать и финансовые расходы.
- Составляется прогноз на основе плана. В прогнозе должно быть указано, когда ожидаются первые изменения и прогресс компании.
- Происходит непосредственно реализация плана.
Но как только предприниматель повысит конкурентоспособность своего бизнеса, ему придется выполнять эти действия по списку заново. Ведь все это время конкуренты тоже внедряли что-то новое.
Ошибки при проведении анализа
Чтобы правильно провести анализ, предприниматель может обратиться к стороннему специалисту или все сделать самостоятельно. Но у тех, кто готов справиться своими силами, есть вероятность допустить одну из распространенных ошибок:
- забыть об интересах потенциального клиента. Если выбирать между повышением какого-то показателя и удовлетворением потребностей клиента, то всегда нужно делать выбор в пользу потребителей. Даже если в краткосрочной перспективе не получится повысить продажи, довольные покупатели придут за повторной покупкой и приведут друзей по сарафанному радио;
- затронуть слишком много сфер в ходе анализа, из-за чего он сильно усложняется. В результате получается слишком много факторов, которые нужно учитывать при сравнении, слишком много технологий для внедрения. Соответственно, больше ресурсов на внедрение требуется;
- некорректно выбрать тему исследования;
- заниматься промышленным шпионажем для получения данных. Честно по отношению к конкурентам брать информацию только из открытых источников.
В итоге для предпринимателя главным становится не столько полное копирование действий, сколько понимание причинно-следственных связей между действиями и результатами.