регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно

Чек-лист
определения
потенциала клиента
определения
потенциала клиента
Что такое чек-лист менеджера по продажам и для чего он нужен? Есть такие понятия как умение и навык. Это самые важные моменты в концепции чек-листов/скриптов. Умение – это процесс, когда я думаю и затем делаю, или иначе сознательное применение полученных знаний. Чек-лист помогает перевести сознательное умение в бессознательный навык, но для этого нужно время. Существует правило 10 000 часов – именно столько в идеале на практике менеджер должен отработать по чек-листу, чтобы его умения перешли в навыки (стали «автопилотом»).
Иногда можно услышать, что кто-то продает интуитивно. Не бывает интуитивных продаж. Если разобрать работу такого менеджера, то в ней будут присутствовать все поведенческие индикаторы, которые нужны для закрытия сделки. Только когда вы 10 000 часов (приблизительно три года) отработали по чек-листу – у вас точно сформировались навыки продаж и лист-«шпаргалку» можно отложить в сторону.
В основе разработки чек-листа лежат поведенческие индикаторы менеджера или модели, по которым нужно продавать. Такие модели создаются отдельно для каждого этапа бизнес-процесса – под холодный звонок, под общение с ЛПР и т. д., и позволяют их использовать и отрабатывать на практике менеджеру по продажам.
Чтобы составить чек-лист нужно проанализировать сферу бизнеса, в которой вы работаете, и выделить ее особенности. Поведенческие индикаторы для разных типов и каналов продаж будут разные, поэтому создаваемые модели, например, для входящих и исходящих звонков также должны отличаться.
Рассмотрим, как составить чек-лист по холодным звонкам. Обычно главной задачей холодного звонка является выход на ЛПР, а для этого нужно уметь обойти секретаря. Модель этого этапа будет выглядеть так:
Итак, вы добрались до ЛПР, что дальше? Очень важный момент – первый контакт, от которого зависит будущее сделки. Рассмотрим базовые этапы, которые нужно отобразить в чек-листе.
В чек-лист записываем, что возражение отрабатывается 3–5 раз (5 раз в кризис).
Чем переговоры отличаются от продаж? На этом этапе сделки вы уже сформировали желание купить и осталось только договориться об условиях. Этот этап отсутствует в коротких продажах, в частности, в рознице.
Что важно соблюдать в переговорах?
Чек-лист в общем содержит перечень действий/навыков, которые должен совершить менеджер на каждом этапе продаж, чтобы в итоге успешно закрыть сделку. Это лист для самоконтроля, помощник в работе с клиентом, особенно для новичков.
В основе чек-листа лежат следующие разделы:
Далее выполняется декомпозиция каждого раздела до конкретных элементарных действий/фраз (скриптов).
Чек-лист может содержать действия как универсальные для всех типов продаж (например, Приветствие), так и те, которые соответствуют только узкой сфере бизнеса. Скрипты разрабатываются отдельно под каждый бизнес-процесс и нишу. Так, в компании по продаже программного обеспечения обязательно нужно узнать, какая операционная система установлена у клиента.
Все эти навыки, которые отображаются в чек-листе, приводят к перемещению клиента по воронке продаж. Это комплексное решение, которое в итоге позволяет вам получать результат.
При постоянной работе менеджера по чек-листам увеличиваются конверсии в продажи на каждом этапе сделки, и соответственно, растут общие объемы продаж.
Сначала нужно разобрать бизнес-процесс и все его этапы, включая какой результат вы хотите получить на каждом этапе. Под каждый этап прописывается поведенческая модель и разрабатываются качественные скрипты. Только качественная речь может привести к закрытию сделки.
Какие этапы продаж можно заскриптовать?
Можно облегчить себе работу с возражениями и создать банк возражений, но это уже не совсем чистый скрипт.
Создание скриптов можно автоматизировать – для этого используется программа HyperScript. Она позволяет использовать один из вариантов внесенных в систему скриптов по контексту диалога с клиентом. Созданные скрипты также добавляются в чек-лист и значительно улучшают эффективность работы менеджера.
Чек-листы созданы – как теперь лучше организовать работу?
Подведем итоги. Чек-лист – это «палочка-выручалочка» менеджера по продажам, особенно в начале его деятельности. Без него невозможен качественный переход из умений в навыки продаж и профессиональный рост сотрудника. При разработке чек-листа анализируйте особенности сферы бизнеса и адаптируйте шаблоны уже именно под ваши поведенческие модели и скрипты. Для улучшения и ускорения работы старайтесь максимально автоматизировать процессы.