Автоматизация торговли и бизнеса
Оптимизация процессов нужна любому бизнесу, мелким предприятиям, крупным сетям и даже оптовым базам. Автоматизация решает массу задач: позволяет уменьшить расходы, сделать проще систему отчетности, увеличить прибыль и число обслуживаемых клиентов.
Первые системы автоматизации разрабатывались для DOS и были очень примитивными. Программы не рассчитывались на расширение дела и, конечно, не интегрировались с другими приложениями. Сейчас автоматизация торговли и бизнеса не ограничивается внедрением системы, а включает использование оборудования и программных продуктов, значительно повышающих эффективность работы предприятия.
В розничных магазинах часто возникают проблемы с обслуживанием, учетом товарооборота, управлением ассортиментом и ценообразованием. Товар оседает на складе из-за ошибок персонала, неграмотное ведение отчетности приводит к частым хищениям и путанице. Магазину не придется сталкиваться с такими рисками, если бизнес процессы будут автоматизированы.
Что представляет собой автоматизация торговли
Средства автоматизации позволяют минимизировать влияние человеческого фактора на рабочие процессы, от поставок товара до его продажи и ведения учета.
Системы могут использоваться:
- для управления ассортиментом и остатками;
- чтобы контролировать работу персонала;
- для улучшения эффективности обслуживания;
- чтобы избежать конфликтных ситуаций;
- для повышения конкурентоспособности бизнеса;
- чтобы анализировать продажи;
- для формирования отчетов и отправки в контролирующие органы и так далее.
Четко сказать, какое именно оборудование понадобится для автоматизации, невозможно. Выбор зависит от формата торговли. Программное обеспечение отличается особенностями внедрения и использования, имеет различные требования. Для торговли с прилавков будет достаточно установить онлайн-кассы. Магазин самообслуживания требует установки контрольного – кассовых машин, регистраторов, сканеров, весового оборудования, счетчиков и прочего.
Выбор автоматизации
Для мелкого предпринимателя вполне достаточно установки онлайн кассы, вложения в большую автоматизацию не будут оправданы. Но чем больше магазин, тем больший в нем ассортимент и больше сфер, в которых техническое оснащения будет целесообразным.
Есть три категории автоматизации:
- Частичная – когда автоматизируется только часть деятельности, например, продажи или учет на складе.
- Полная – когда техника и ПО задействованы во всех процессах производства, от планирования закупок до анализа продаж.
- Комплексная – когда работа оборудования контролируется и корректируется сотрудниками.
Выбор способа автоматизации:
- форматом бизнеса;
- числом кассовых узлов;
- установленным оснащением (весы, сканеры, ТСД, штрих коды и пр.);
- работой склада;
- логистическими особенностями точки.
Задача автоматизации состоит не в том, чтобы оборудовать магазин техникой. Основная цель – упрощение ведения бизнеса, причем экономически выгодное, чтобы вложения были оправданы и в перспективе принесли дополнительный доход.
Виды автоматизации
Производители стараются оснастить системы, заложить в них максимальный функционал и возможности. Есть следующие варианты автоматизации:
- подготовка продукции – нанесение ценников, штрих кодов, программирование базы товаров и т. д.;
- товароучет – в программу вводится общее количество товара и дата выпуска;
- складское хозяйство – весь поступающий на склад товар заносится в компьютер;
- работа кассира-оператора – применение сканера штрих-кодов;
- система наблюдения – установка камеры видеонаблюдения;
- бухгалтерский учет – автоматизация торговых процессов упрощает оформление бухгалтерских документов, а также принятие кассы и выручки.
Системы учета товара помогают не только ускорять выполнение операций, но и собирать данные о продажах. А это позволяет быстро проводить аналитические исследования и планировать продажи.
Задачи автоматизации торговли
После перехода с ручных операций на современное оснащение сокращаются издержки, повышается прибыльность бизнеса, снижается количество ошибок и значительно упрощается учет. Решает автоматизация и другие задачи:
- повышает качество обслуживания;
- позволяет сократить часть сотрудников и уменьшить расходы на зарплату;
- дает возможность централизованно управлять всеми точками сети;
- обеспечивает учет и контроль ассортимента.
Доход при автоматизации повышается за счет роста товарооборота. Чем больше процессов автоматизируется, тем меньше человеческий фактор влияет на деятельность. За счет минимизирования ошибок и злоупотребления повышается эффективность бизнеса.
Какие результаты обеспечит автоматизация
Благодаря повышению скорости и качества обслуживания значительно повысится расположение покупателей. За счет внедрения бонусных программ, дисконтов и прочих систем можно привлечь больше клиентов. Если автоматизировать товарооборот, то проводить учет и инвентаризацию станет гораздо проще. Будет легче контролировать остатки товара и своевременно пополнять ассортимент.
Гораздо эффективнее станет работа с поставщиками, такие возможности предоставляют механизмы оформления документов, автоматическое формирование заказов, контроль их течения и выполнения. Управлять торговлей станет легче, так как можно будет использовать больший функционал для анализа деятельности, сбора статистики о продажах, регулирования ценообразования и проводить маркетинговые исследования.
Автоматизация процессов дает возможность контролировать персонал. Любые их действия будут фиксироваться программой и камерами видеонаблюдения. Невозможно оснастить магазин без установки комплекса аппаратного и программного обеспечения. Торговая деятельность автоматизируется по типу фронт-офис и бэк-офис.
Фронт-офис – это продукты для учета продаж, бэк-офис – обеспечивает формирование товарооборота в магазине или сети.
Оснащение для автоматизации
Эффективность автоматизации торгового объекта во многом зависит от установленного оборудования и ПО. Техника должна быть совместимой между собой и с программой. Поэтому рекомендуется объединить все оснащение в один аппаратный комплекс, в котором каждый работник будет выполнять нужные операции.
Главным компонентом в каждом кассовом узле является фискальный регистратор. В нем хранится вся информация, и он же печатает чеки. Цена на такие устройства может сильно отличаться с учетом встроенных возможностей:
- количества вариантов для соединения с другими приспособлениями (разъемы, беспроводные способы, Интернет);
- наличия аккумулятора для независимой работы;
- скорости и разрешения печати;
- есть ли авторезчик и так далее.
Выбирать регистратор фискальных чеков, надо с учетом таких особенностей:
- формата торговли;
- экономической выгоды;
- количества чеков за день;
- удобства для работника;
- характеристик и функциональных возможностей кассовой техники.
Самыми компактными вариантами считаются смартпосы. Это объединение в одном корпусе регистратора, микрокомпьютера и планшета.
Все чаще в торговой деятельности отмечается переход от бумажных денег к картам. Значит, магазин нужно оборудовать терминалом. Такие устройства отличаются функционалом и параметрами, бывают:
- передвижные и стационарные;
- с поддержкой кабельного или мобильного Интернета;
- со встроенным PIN-падом и отдельным;
- контактный и бесконтактный.
Выбор терминала нужно согласовывать с банком. Они сдают терминалы в аренду, но лучшим вариантом будет покупка собственного аппарата.
Для автоматизации торговли нужно не только кассовое оборудование, но и сканеры штрих кодов. Они бывают разных типов и классифицируются по таким параметрам:
- по методу считывания;
- по расположению;
- по типу интерфейса.
Для многих магазинов, работающих в розницу, подходит ручной одноплоскостной лазерный сканер.
Преимущества автоматизации торговли
Чтобы перевести в автоматический режим небольшую торговую точку, достаточно установить:
- онлайн-кассу;
- весы, принтеры этикеток, сканеры и прочее;
- программный продукт.
Это необходимый минимум, который не только облегчит предпринимателю организацию и контроль деятельности, но и обеспечит ряд других преимуществ:
- оптимизацию ежедневно выполняемых операций;
- повышение рентабельности;
- рост эффективности за счет снижения операционных затрат;
- возможность быстро проводить анализ экономической эффективности;
- принятие актуальных и обоснованных решений.
Вместе с добавлением новых бизнес процессов и сценариев работы, компания расширяет и функциональные возможности. При необходимости всегда есть возможность интегрировать в общую систему новые модули и компоненты для поддержки стратегии роста и развития компании.
Что нужно учесть
Прежде чем принимать решение об автоматизации торговли, нужно предусмотреть:
- есть ли в бюджете средства для закупки оборудования;
- возможность обучения персонала;
- для установки некоторого оборудования может потребоваться переформатирование помещения;
- наличие пространства для техники;
- необходимость в обновлении стеллажей и полок.
Автоматизация – это не только оборудование, но и программное обеспечение, объединяющее всю технику в одну сеть.
Чем лучше организован бизнес, тем более прибыльным он будет. Налаженные процессы позволяют оперативно реагировать на изменения, прогнозировать решения и обеспечивают эффективный контроль. Применение современных технологий и соответствующего оборудования помогают достичь высоких результатов.