Автоматизация розницы | фишки для перехода на новый уровень
«Вы бы еще про счеты вспомнили!» — именно так хочется сказать тем, кто ведет учет своих товаров вручную. Сегодня на первый план в работе над повышением выручки выходит автоматизация розницы. Подсчет трафика, организация товароучета, предложения по cross-продукции – все это можно автоматизировать, облегчив тем самым контроль и выработку правильных решений.
Автоматизация розницы: «Эвотор» для малого бизнеса
Автоматизация розницы: узнавать клиента и его потребности
Автоматизация розницы: подбираем cross-товары
Автоматизация розницы: инвентаризация и борьба с кражами
Автоматизация розницы: как выбрать место для магазина
Автоматизация розницы: маркетинг никто не отменял
Автоматизация розницы: подытожим возможности
Автоматизация розницы: считаем входящий трафик
Чтобы понимать, какова конверсия в магазине, необходимо понимать объем трафика. Подсчеты легко можно автоматизировать с помощью счетчиков, установленных на входе. С их помощью будет ясно, сколько посетителей вошло в магазин, сколько вышло. И не только: усовершенствованные также датчики покажут, сколько клиентов прошло мимо.
Кстати, если значительный трафик движется в другом направлении, может быть развернуть его к вам? Придумайте акцию, интересное предложение, измените точку контакта – сделайте что-то для привлечения дополнительных клиентов.
Современные решения позволяют также устанавливать небольшие видеокамеры внутри магазина. Это позволяет составить карту треков, то есть увидеть, как посетители ходят по залу.
«Технически это выглядит так: камеры практически ежеминутно делают снимки, затем эти данные накладывают на цифровые карты, в итоге мы получаем локации покупателей, — рассказывает технологию Ирина Хазипова из компании «Первый бит». – Точки максимального скопления людей подкрашиваются красным, зоны, где никого нет – зеленым. Таким образом, можно принять решение, как передвинуть товар, чтобы избежать толкучки в одной зоне. Или какой cross-товар предложить там, где уже покупатель сконцентрировал свой интерес. Это возможность увеличить средний чек».
Автоматизация розницы: организуем товароучет
Развитию и росту прибыльности розничных магазинов способствуют IT-решения не только для бухгалтерии и финансов, но и для учета торгового ассортимента на складе и в магазине. К примеру, программы «БИТ.Кассир» позволяют анализировать движение товара, разделять его на товарные группы, выделять более/менее оборачиваемые или вообще неликвидные. «На основании таких данных проще принимать решения, в какой товар вкладываться, а от какого уходить совсем», — поясняет Ирина Хазипова.
Кроме того, с помощью софта можно управлять сроками годности, переоценкой товара, быстро предложить клиенту замену со склада.
Избежать товарного дефицита, спрогнозировать закупки, например, по цвету и размеру, позволяет сервис Nextail. С помощью платформы дефицит размеров сокращается до 60%, основной объем товаров продается по полной цене, не залеживаясь до распродаж. В итоге, это дает рост выручки не менее чем на 5%.
Автоматизация розницы: «Эвотор» для малого бизнеса
В 2018 году практически все предприниматели должны перейти на онлайн-кассы и отправлять электронные чеки через интернет в налоговую. Большинство решений, связанных с установкой онлайн-касс, — это «боль» для малого бизнеса, ведь затраты выходят значительные.
Сократить расходы, по мнению Ирины Хазиповой, может смарт-терминал «Эвотор». Для создания этого устройства объединились Сбербанк, сооснователь компании Qiwi Андрей Романенко и компания «АТОЛ» (производитель кассовых устройств).
«Эвотор» — это и принтер, который дает чек, и планшет с кассовой программой, и фискальный накопитель, — рассказывает Ирина Хазипова. – Дополнительно можно установить приложение для получении аналитики по чекам. Есть возможность осуществления контроля удаленно: то есть собственник может со своего компьютера проверить, сколько чеков выбито, когда открыта смена, какие товары продавались, какова выручка на определенный час. Кроме того, эта система позволяет работать с ЕГАИС без каких-либо дополнительных программ».
Программа подходит как для одной розничной точки, так и для небольшой сети.
Автоматизация розницы: узнавать клиента и его потребности
Можно удивляться – «до чего автоматизация розницы дошла», но повсеместное внедрение умного софта – это дело не столь уж отдаленного будущего.
Уже сейчас есть камеры, соединенные с СRM, позволяют распознавать постоянных покупателей. Идентификация происходит прямо на входе, продавец может обратиться к посетителю по имени, понять, из какой он потребительской группы, предложить ему товары, соотносимые с теми, которые он выбирал в прошлый раз. Все это, безусловно, работает на повышение лояльности («меня здесь знают, помнят и любят»), вероятность повторения покупок увеличивается в разы.
Некоторые крупные сети уже обзавелись серьезными аналитическими системами, которые на основании предыдущих покупок сопоставляют, каким может быть корзина покупателя. Есть часть наименований покупатель принес на кассу, у кассира высветится сообщение, что еще можно допродать клиенту.
Автоматизация розницы: подбираем cross-товары
Большие возможности для автоматизации розницы открывают RFID-технология (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация). Товары автоматически идентифицируются через RFID-метки.
В первую очередь, это избавляет движение товаров в магазине от бумажного сопровождения: то есть если коробка с чипом на товаре вынесена со склада в торговый зал, это сразу отразится в учетной программе.
Эта же технология работает в «умной» примерочной. Представьте: покупатель приносит туда товар, информация о котором сразу передается на интерактивную панель (наличие других размеров, цветов и т.д.). Но кроме этого, высвечиваются данные о cross-товарах, которые подходят к выбранному. К примеру, к этому платью, можно купить еще вот такую сумочку, туфли или шарфик. И это увеличивает шансы, что покупатель оставит больше денег в вашем магазине.
«С помощью RFID-меток также можно сократить число персонала. Допустим, в оптике у стойки с очками можно поставить планшет. Как только покупатель берет очки со стенда, планшет улавливает это движение и выдает информацию с описанием и стоимость. То есть не надо ждать консультанта, чтобы прояснить детали товара», — рассказывает Ирина Хазипова.
Автоматизация розницы: инвентаризация и борьба с кражами
Также радиочастотная идентификация позволяет быстро проводить инвентаризацию и бороться с воровством. Чтобы провести инвентаризацию, не надо закрывать магазин: терминал буквально за 2 минуты считает все данные с товаров на стенде, например, с ювелирными изделиями.
Или возьмем ситуацию с кражей. Если вдруг на выходе пищит датчик, охраннику не надо сканировать посетителя, думать, что он взял, и искать, где спрятал. Он сразу получит сообщение системы о том, что выходит покупатель, в кармане которого неоплаченные часы.
Автоматизация розницы: как выбрать место для магазина
Как принять правильное решение, где открыть магазин? Стандартно нужно найти данные, что о доходах населения, проживающего в той или иной точке, как идет движение трафика, есть ли там конкуренты, какие точки притяжения могут дополнительно усилить интерес.
Можно заказать сбор таких данных, собирать аналитику самостоятельно, но это в любом случае потребует затрат. Но можно получить уже готовые данные с помощью сервиса GEOmatrix. Система уже собрала данные о трафике в некоторых городах, причем это обновляющаяся информация.
В систему также подгружаются данные по недвижимости с платформ «Циан», «Авито», так что можно получить еще и данные по аренде или покупке коммерческих площадей.
«Система уже знает самые выгодные точки в Москве с учетом той или иной сферы. Например, для салонов красоты будет интересно одно расположение, для фуд-ритейла – другое, для телекома – третье, — рассказывает CEO GEOmatrix Арно Труссе. – Зная это, где есть трафик, меньше конкурентов, минимизируется риск вложений».
Надо учитывать, что ситуация меняется: дорогу поблизости закрыли, конкуренты появились. И система отслеживает эту информацию регулярно. Так что если вы получили доступ к сервису до открытия свой точки, время от времени обращайтесь за обновленными данными. «Когда знаешь, что поблизости свои товары вот-вот предложит конкурент, можно заранее продумать действия, которые сократят отток покупателей», — говорит Арно Труссе.
Автоматизация розницы: маркетинг никто не отменял
Автоматизация розницы, подкрепленная грамотным маркетинговым сопровождением, работает на увеличение прибыльности. Маркетолог Роман Тарасенко предлагает использовать следующие фишки, которые помогут росту выручки магазина.
► 1. Усилить эмоциональную составляющую покупки за счет нестандартного ценника. Например, к бирке можно прикрепить изображения счастливых обладателей продаваемой вещи. В некоторых случаях срабатывает даже «смайлик».
► 2. Предлагать идти от максимальной корзины. То есть показать покупателю, что вот такой набор – это максимальная комплектация, из нее можно что-то убрать. Считается, что предложение сократить позиции работает эффективнее, чем предложение что-то докупить. Если правильно «зацепить», то покупатель, подумав, соглашается и на максимум.
► 3. Использовать аромомаркетинг. В супермаркете, например, запах свежей выпечки, особенно булочек с корицей, пробуждают аппетит и человек начинает покупать больше.
► 4. Придумать варианты для «стоп-потока». Например, возле зоомагазина расположить наклейку с запахом, привлекательным для животного. Владелец собаки обязательно остановится и увидит, куда его тянет питомец.
► 5. Окружить покупателей искренним вниманием и заботой, внедрить философию « мы не продаем, а помогаем покупать».
Автоматизация розницы: подытожим возможности
Автоматизация розницы предполагает установку счетчиков на входной группе магазина, чтобы точно понимать объем трафика – людей, которые вошли в торговую точку, а также прошедших мимо.
Небольшие видеокамеры в магазине помогут проследить локации покупателей. Это даст возможность перераспределить товары, сделать выкладку cross-продукции.
Внедряйте IT-решения не только для бухгалтерии и финансов, но и для учета торгового ассортимента на складе и в магазине, чтобы грамотно управлять сроками годности, переоценкой, избегать дефицита и прогнозировать закупки.
Помните, что цифровые возможности позволяют распознавать постоянных клиентов, что дает возможность делать им релевантные предложения. А RFID-технологии помогают оборудовать «умную» примерочную, чтобы своевременно предложить cross-товары, а также быстро проводить инвентаризацию и бороться с воровством.
Понятно, что автоматизация розницы и маркетинговые фишки этим перечнем не ограничиваются. Мы даем ориентиры, внедряя которые вы повышаете успешность своего бизнеса.
Хотите автоматизировать продажи в рознице и увеличить выручку?