ABC- и XYZ-анализ
Чтобы обеспечить высокие стабильные продажи и максимальную прибыль компании, необходимо постоянно анализировать данные по объемам реализации, себестоимости и оборачиваемости товаров. Для этого проводится многофакторный ABCXYZ-анализ – это оценка прибыльности каждого покупателя или продукта для фирмы.
Что такое ABCXYZ-анализ
Анализ ABCXYZ – это многофакторное изучение клиентов или ассортимента по различным критериям. Такая оценка помогает выявить наиболее выгодные группы покупателей или продуктов.
ABCXYZ-анализ клиентов
Выявление наиболее выгодных и перспективных покупателей дает возможность компании сконцентрировать внимание именно на них. Все клиенты анализируются по крупности сделок (ABC) и частоте совершенных покупок (XYZ).
Обозначение терминов:
Категория А – клиенты, которые совершают самые большие покупки.
Категория В – покупатели со средним объемом закупок.
Категория С – заказчики небольшого количества товаров/услуг.
Категория X – клиенты, которые часто делают закупку.
Категория Y – покупатели с нерегулярными заказами.
Категория Z – единичные заказчики.
Кроме разбивки всех покупателей на категории, необходимо также проводить анализ закупок в динамике, отслеживая, как клиенты мигрируют из одной категории в другую.
По каждому покупателю нужно заполнять такую таблицу:
Оценка динамики нужна для понимания, довольны ли клиенты сотрудничеством с компанией (например, постоянные покупатели могут перейти в группу нерегулярных заказчиков из-за недовольства сервисом или изменением цен и пр.). Своевременное выявление таких тенденций дает возможность быстрой реакции и оптимизации условий, чтобы вернуть выгодных покупателей. Это особенно важно в сфере B2B, где уход даже одного постоянного заказчика может обернуться значительной потерей прибыли.
ABCXYZ-анализ номенклатуры
По такой же методике проводится анализ продуктовой линейки. Номенклатура товаров оценивается по прибыльности, объемам заказов и коэффициенту оборачиваемости продукции. Исследование проводится для выявления нерентабельных позиций, которые не приносят прибыли, а только отвлекают ресурсы на хранение или продвижение.
Как анализируется номенклатура предприятия:
- Группа А. Самые прибыльные и популярные товары, которые занимают около 20 % номенклатуры и приносят до 80 % прибыли.
- Группа В. Товары, которые занимают до 30 % и дают 15–20 % прибыли.
- Группа С. Маловостребованные позиции, которые занимают до 50 % товарной линейки и практически не приносят прибыли (не более 5 %) или убыточны.
Распределение продуктов по таким категориям позволяет уделить наибольшее внимание выгодным позициям, сократить или снять с производства нерентабельные товары. Продукция категории, которая приносит максимум прибыли, является приоритетной – обеспечиваются достаточный объем ее производства и наличия на складе, постоянно ведется работа над улучшением качественных и функциональных характеристик.
При сокращении нерентабельных позиций нужно сначала понять, влияет ли их наличие на уровень продаж (иногда стоит оставить в номенклатуре неприбыльные позиции, чтобы сохранить широту линейки и интерес целевой аудитории к предложениям компании).
Для чего проводится анализ клиентов и продуктовых линеек
ABC- и XYZ-анализ проводится для повышения эффективности работы отдела продаж и увеличении прибыли компании без вложения средств в продвижение. По правилу Парето «20 % клиентов (или продуктов) обеспечивают компании 80 % прибыли».
Какие возможности дает ABCXYZ-анализ:
- Выявление 20 % ключевых клиентов или товаров и контроль над основными финансовыми поступлениями. Далее эта категория (группа АХ) анализируется более детально – откуда пришли покупатели (благодаря какому каналу продвижения), каковы их мотивы и интересы (составляется портрет целевого потребителя), что для них наиболее важно в процессе принятия решения о покупке и пр.
- Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы.
- Оптимизация структуры ассортимента и объемов производства. Сокращение нерентабельных позиций позволяет максимизировать прибыль, уменьшить издержки на изготовление и реализацию товаров или услуг.
Важно!
При анализе прибыльности товаров новые продукты не учитываются, оценивать нужно только те категории, которые уже имеют своего покупателя и известны в своем сегменте.
Преимущества ABC- и XYZ-анализ
Анализ клиентов и продуктов по уровню прибыли и частоте покупок отличается такими преимуществами:
- простота сбора данных, отсутствие необходимости вложения средств в исследование;
- наглядность результатов для грамотного планирования будущих продаж;
- возможность перераспределения ресурсов для повышения прибыли, повышения финансовой стабильности компании;
- улучшение понимания своей целевой аудитории;
- универсальность. Такой тип анализа можно проводить для других бизнес-процессов.
Этапы проведения ABCXYZ-анализа
Перед проведением анализа необходимо определить цели и задачи исследования, имеющиеся проблемы (низкая результативность отдела реализации, снижение прибыли фирмы, нестабильность продаж и пр.).
Как проводится ABC- и XYZ-анализ клиентов:
- Формирование базы всех клиентов за определенный период (1 год, 3–5 лет). Не стоит брать короткие периоды, т. к. анализ продаж за 3–4 месяца может не учитывать фактор сезонности.
- Группировка клиентов по объему выручки и прибыльности продаж.
- Группировка по частоте закупок.
- Распределение всех покупателей в таблицу по ABC- и XYZ—показателям. Самыми выгодными являются покупатели в сегменте АХ – это категория заказчиков, которые часто совершают крупные закупки. АВ – это тоже выгодная группа покупателей, которые делают средние заказы, но регулярно. Клиенты из сегмента AZ и BZ закупают товары с непрогнозируемой регулярностью. Покупатели категории CZ закупают мало и редко (или разово), их не сбрасывают со счетов, но на них не стоит отвлекать ресурсы.
- Определение наиболее приоритетных групп потребителей.
- Разработка мероприятий по повышению лояльности выбранных целевых групп, увеличению продаж именно этим категориям заказчиков.
Как проводится ABC- и XYZ-анализ номенклатуры:
- Разбивка всех продуктов на товарные категории.
- Расчет прибыльности по каждой линейке и отдельным товарам.
- Оценка эффективности и рентабельности товарных групп и продуктов.
- Ранжирование продукции по уровню прибыльности, частоте закупок, оборачиваемости.
- Определение оптимального наполнения – ширины и глубины ассортимента, которое позволяет не потерять текущие позиции продаж и значительно нарастить объемы реализации.
Как повысить эффективность продаж
Используя данные, полученные в результате анализа клиентов и продуктов, можно значительно повысить прибыльность деятельности производственной или торговой фирмы.
Какие мероприятия можно провести для повышения рентабельности, стабилизации и увеличение объемов продаж:
- Составить портрет целевого потребителя (если такая работа еще не проведена) или откорректировать его по новым данным.
- Провести опрос для стимулирования перехода выгодных клиентов в категорию А. Это простой опросник, включающий вопросы о том, сколько товаров-аналогов они закупают у других поставщиков, покупают ли они в других компаниях продукцию, которая есть и в нашем ассортименте и пр. Если в номенклатуре компании есть позиции, которые клиенты закупают у конкурентов, необходимо подготовить для них интересное ценовое предложение по этим товарам или услугам. В опросник также можно включить вопрос об уровне лояльности с оценкой от 1 до 10 (желательно, чтобы опрашиваемые давали более развернутый ответ с указанием, почему они поставили ту или иную оценку).
- Сделать анализ по частоте и объему закупок для выявления уменьшения среднего чека и регулярности заказов. Собрать информацию об ушедших клиентах в отдельную таблицу, созвониться с ними и узнать причину, по которой они уменьшили закупки или вообще больше не обращаются в компанию.
- Разработать специальные предложения, акции и мероприятия для стимулирования сбыта. Электронную рассылку со специальными предложениями и информацией о новинках нужно регулярно делать по базе текущих и ушедших клиентов. После проведения акций обязательно измеряется эффективность маркетинговых мероприятий.
Примеры ABC- и XYZ-анализа из B2B-сферы
Рассмотрим пример проведения такого анализа для производственной компании, которая изготавливает тротуарную плитку, бордюры, черепицу и другие стройматериалы. Годовой оборот фирмы составляет 100 млн руб. Заказчиками предприятия являются оптовые базы, строительные супермаркеты, строительные бригады, частные заказчики.
Для упрощения аналитики все заказчики будут сведены в общие категории (базы, магазины, физ.лица) с рассмотрением объемов продаж и частоты закупок по категориям. Оптовые базы закупают стройматериалы на сумму около 6 000 000 рублей ежемесячно, супермаркеты – на 900 000 рублей каждый месяц, стройбригады – 400 000 рублей с периодичностью заказов 1 раз в 2–3 месяца. В летний период (июнь, июль, август) эти показатели увеличиваются на 15–20 %. Частные заказчики покупают нерегулярно, в общей сложности на сумму около 5 000 000 рублей в год.
Сведем данные в таблицу.
Показатели | X | Y | Z |
A | Оптовые базы | ||
B | Супермаркеты | Строительные бригады | |
C | Частные заказчики |
При анализе данных также были выявлены уменьшения объемов продаж оптовикам, по сравнению с предыдущим периодом на 7 %. Для того, чтобы выяснить, с чем это связано, необходимо провести опрос с руководителями отделов закупок баз. Кроме этого, можно также опросить категории ВX и ВY – чтобы узнать, какие еще виды продукции они могли бы закупать в этой фирме.
Несмотря на то, что частные заказчики совершают покупки разово или очень редко, нужно их оставить, т. к. для них действует другая цена, и рентабельность реализованной продукции выше.
В периоды март-апрель необходимо усилить рекламную активность. Клиенты категории АX, ВX и ВY обзваниваются персональными менеджерами, которые закреплены за заказчиками, делается регулярная рассылка с новинками и акциями. Для частных заказчиков реклама размещается в интернете (контекстные объявления), на билбордах. Более подробно о проведении ABCXYZ-анализа клиентов и продуктов можно прочитать в книгах Екатерины Уколовой «Что должен делать руководитель отдела продаж», «15 идей для отдела продаж. Чтобы стать № 1 на своем рынке», «30 главных ошибок, которых нет в отделах продаж компаний № 1 в своих отраслях».