Зачем нужен отдел продаж

Отдел продаж – ключевое звено, от работы которого зависит взаимодействие производителя продукта и его потребителя. Эффективностью деятельности подразделения определяется прибылью компании, лояльностью клиентов, престижностью и узнаваемостью торговой марки предприятия. Чем конкретно занимается отдел продаж в современной компании и почему без него нельзя обойтись? 

Задачи отдела продаж

Из названия подразделения следует, что его основная задача – продажи товаров и услуг. Но этим деятельность не ограничивается. Вот лишь некоторые функции, с которыми справляется отдел: 

Поиск и привлечение клиентов 

Ключевая задача, одна из самых сложных и ответственных. Не будет никаких продаж, если некому продавать товары и услуги. Клиентская база постоянно расширяется, а для этого сотрудники должны иметь мотивацию и высокую квалификацию. Вместе с этим отсеивается нецелевая аудитория, незаинтересованная в товарах и услугах компании. Этапы работы таковы:

  1. Определение целевой аудитории. В этом отношении отдел продаж работает совместно с отделом маркетинга. Именно менеджеры получают важную для маркетинговых исследований информацию напрямую от клиентов, когда встречаются с ними для заключения сделки. Портрет потенциального потребителя формируется с учетом особенностей реализуемой продукции и региона, целей и возможностей организации. 
  2. Выбор способов поиска клиентов. В качестве источника новых потенциальных клиентов могут выступать справочники предприятий, социальные сети, рекомендации от постоянных покупателей, сайты компаний, заинтересованных в вашем предложении. Нередко отдел продаж занимается переманиванием клиентов у ближайших конкурентов. Предприятиям также подходят такие способы, как привлечение через каталоги и тематические выставки.
  3. Привлечение новых потребителей. На этом этапе начинается активная работа в отношении потенциальных клиентов. Сотрудники отдела продаж используют УТП, определяют самую эффективную форму донесения информации до клиента, формируют клиентский пакет и разрабатывают скрипты, согласно которым происходит аргументация важности предложения для клиента. На этом же этапе продумываются способы снятия возражений. 

Также важной задачей сотрудников отдела продаж является выход на ЛПР – лицо, принимающее решение. Особенно важно это в В2В-сфере. Быстрый выход на ЛПР, например, на руководителя предприятия, экономит массу времени и ресурсов, что делает эту функцию крайне необходимой. 

Заключение сделок

Это непосредственно продажи, которые могут происходить в B2B и B2C секторах. Сюда же относится ведение потенциального клиента от точки первого контакта до непосредственной продажи. Для этого в отделе должна быть правильно настроена воронка. Но и этим дело еще не ограничивается. Чтобы подразделение действовало эффективно, его сотрудники должны уметь: 

  • определять ключевые потребности потенциального клиента;
  • узнавать причину возражений и правильно их прорабатывать;
  • презентовать товар, чтобы клиенту захотелось его купить;
  • обоснованно применять up-sell – предлагать более дорогой товар;
  • создавать положительное впечатление, независимо от итога встречи;
  • выбирать действенные и понятные для покупателя аргументы;
  • завершать общение с клиентом четкими договоренностями;
  • владеть кросс-продажами, предлагать правильные дополнения.

Ведение документации

Далеко не основная задача отдела продаж, которая ложится на сотрудников подразделения в случае, если в компании нет выделенных под эту работу сотрудников. В современной компании документооборот осуществляется в рамках электронной базы, что сводит к минимуму бумажную работу. В случае, если на отделе лежит работа с документами, в нее входит ряд задач:

  • обеспечение своевременного подписания документов с обеих сторон сделки;
  • занесение информации из деловых бумаг в программное обеспечение;
  • формирование счетов и расходных документов (если даны такие полномочия);
  • обеспечение сохранности, доступности и систематизации документов отдела. 

Несмотря на то, что сотрудники отдела продаж могут брать на себя работу с документами, все же следует поручить это другому подразделению, а продавцов мотивировать именно продавать. 

Постопродажный сервис

Компании, которые сопровождают клиента после покупки, имеют куда больший уровень лояльности, чем менее продуманные конкуренты. Именно поэтому отдел должен выполнять и эту функцию, чтобы формировать доверительные отношения с покупателями. В рамках постпродажного сервиса персонал отдела выполняет следующие задачи: 

  1. Принятие мер, направленных на увеличение ценности компании для клиента. Сюда входит предоставление ценной информации посредством блогов, социальных сетей и сайта, а также поздравления с Днем рождения и другими важными для покупателя праздниками. 
  2. Предоставление услуг посредника между клиентом и другими отделами организации. Часто так налаживается связь покупателя с производственным отделом, складом, сервисом.
  3. Своевременное реагирование на замечания, пожелания и запросы клиента. Особенно важно давать адекватную реакцию на отрицательные отзывы и работать над негативом. 

Кроме этого, постпродажный сервис включает в себя определение текущих потребностей, проблем и болей клиента. 

Обработка входящих запросов

Задача представляет собой работу с обращениями действующих и потенциальных клиентов, которые заинтересованы в получении информации о компании либо конкретном ее продукте. Суть заключается в том, что менеджеры оперативно и в полной мере предоставляют человеку информацию в ответ на вопрос, что положительным образом сказывается на лояльности и готовности потенциального клиента стать реальным. В этом плане персонал выполняет задачи: 

  • реагирование на входящие звонки либо запросы в чатах или мессенджерах;
  • предоставление развернутого ответа на запрос для удовлетворения интереса клиента;
  • мотивация потенциального покупателя продолжить диалог сейчас либо в дальнейшем;
  • получение важной информации о клиенте и ее последующая фиксация в программе;
  • подбор альтернативы в случае невозможности удовлетворения запроса покупателя. 

Для эффективного выполнения перечисленных задач сотрудники должны быть осведомлены не только о свойствах конкретного продукта, но и отлично понимать работу организации в целом. 

Информирование клиентов

На первый взгляд, задача кажется идентичной работе с обращениями, но это не так. Если в случае выше суть заключается в реагировании на запросы клиентов, то здесь работа представлена самостоятельным информированием целевой аудитории о важных событиях: 

  • проведение новых маркетинговых мероприятий;
  • производство или разработка нового товара, услуги;
  • изменение сроков поставки продукции по договору;
  • необходимость клиенту исполнить обязательства. 

Чтобы справиться с обязанностями в рамках информирования клиентов, сотрудники должны: 

  • в понятной форме излагать информацию потенциальным и реальным клиентам;
  • уметь слышать собеседника и правильно интерпретировать его ответы;
  • оперативно и в полной мере отвечать на вопросы, которые возникают у клиента.

Также, если есть необходимость, сотрудник отдела продаж заносит важную информацию, полученную от клиента, в программу. Лучший вариант – CRM-система. 

Остальные задачи отдела

Кроме уже описанных обязанностей менеджеров по продажам, в компетенции отдела входят: 

  1. Выполнение планов продаж. Здесь все зависит не только от самих продавцов, но и от РОПа. Без должной мотивации и системы контроля за подчиненными план либо не будет выполняться вовсе, либо с этим будут проблемы – неравномерность выполнения, отклонения, которые приводят к потере клиентов и невозможность своевременной реализации корпоративных целей. 
  2. Повышение стоимости контрактов. Здесь также ключевую роль играет мотивация, ведь если ее нет, зачем менеджеру по продажам искать более прибыльных для компании клиентов? 
  3. Разработка предложений по улучшению сервиса. Менеджеры по продажам как никто другой понимают проблемы, боли и потребности реальных клиентов, поэтому их идеи по улучшению обслуживания в компании ценятся особенно высоко.

В зависимости от структуры и деятельности компании часть перечисленных ранее задач может сниматься с отдела продаж и выполняться другими сотрудниками. Встречаются и ситуации, когда на подразделение ложатся дополнительные функции. 

Что, если отдела не будет?

Отсутствие отдела продаж в компании – серьезная ошибка, которая приводит к ряду последствий:

  1. Низкая прибыль. Даже если продукт сам по себе хороший, его нужно правильно подать и описать, а также проработать возражения покупателя, увеличить шанс на успешную сделку.
  2. Потеря клиентов. Организации, в которых есть отдел продаж, регулярно прозванивают базы и привлекают новых покупателей, поддерживают отношения со старыми. 
  3. Проблемы с имиджем. Репутация компании страдает, если у нее нет отдела продаж. Особенно это критично в B2B-сфере, когда речь идет о сотрудничестве с крупным бизнесом.

Заключение

Отдел продаж – незаменимое структурное подразделение, поэтому нельзя экономить на найме опытного РОПа и менеджеров. Однако недостаточно просто организовать его. В эффективном отделе есть здоровая конкуренция, регулярное обучение сотрудников, система материальной и нематериальной мотивации, а сам РОП должен непрерывно контролировать работу подчиненных.

✓ Номер введен верно