Если Вы уже разработали бюджет на следующий год или только готовитесь приступить к этому мероприятию, нелишне будет проверить, выдержит ли Ваш бюджет скачки курс валют, инфляцию, резкое падение спроса и другие рыночные потрясения.

Обычно, составляя бюджет, мы действуем от достигнутого: берем показатели прошлого года и корректируем их в соответствии с ожиданиями по росту объема продаж и изменения издержек. Такая система более-менее хорошо работает, когда в экономике все стабильно.

Если Вы не уверены в том, что общая экономическая ситуация в наступающем году будет развиваться благоприятным для Вашего бизнес образом, то бюджет надо протестировать на устойчивость к кризису.

Во-первых разбираемся с источниками поступления денежных средств и соответственно с источниками формирования нашей будущей прибыли. Например, если отдел продаж считает, что товар А будет продаваться неплохо, а товар Б может зависнуть, то товар Б из бюджета исключается.

Во-вторых, разбираемся с расходами.

Для этого мы последовательно берем каждую статью затрат и смотрим ее эффективность: определяем возможные источники проблем и издержки, которые можно сократить без ущерба общему делу.

Например, большинство компаний, когда наступает время потуже затянуть пояса, начинают урезать маркетинговые расходы. Разумеется, сразу же снижается объем реализации, и бюджет трещит по все швам. Поэтому, в фокусе вашего внимания должны быть общепроизводственные и административные издержки: затраты на логистику, расходы на хознужды, представительские расходы, оплата труда административного и вспомогательного персонала, бонусы и премии.

Составьте план «Б» — кризисный бюджет, в котором все не жизненно важные расходы урезаны по максимуму, оцените, какую экономию дает этот вариант бюджета, позволяет ли он избежать убытков даже при самом пессимистическом варианте развития событий — и Вы будете готовы к любым неожиданностям.

Дополнительно хорошо будет составить пошаговый план перехода к кризисному бюджету: какие расходы и в каком порядке урезаются при ухудшении текущей ситуации.