регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
5 слабых сторон компании,
как точки роста продаж
как точки роста продаж
Чтобы оценить насколько выполнимы ваши планы по росту продаж, составьте SWOT анализ компании. Вы сразу поймете, что мешает расти быстрее и какие факторы тормозят ваше развитие. Рассказываем, каким правилам надо следовать, проводя такой анализ, и что делать дальше с полученными данными.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Оставляйте заявку
Читайте в статье:
Основная цель SWOT анализа – исследование мощных и уязвимых сторон компании. Его результаты вскроют главные изъяны и помогут избежать очевидных ошибок. По сути SWOT — это метод стратегического планирования, который через выявление преград и преимуществ компании позволяет:
1. Отсечь все ненужные действия, забирающие ресурсы компании;
2. Определить приоритетные направления затрат;
3. Обособиться от конкурентов и ускорить рост бизнеса.
Аббревиатура SWOT расшифровывается так:
S — сила (Strenght),
W — слабость (Weakness)
O — возможности (Opportunities)
T — проблемы (Troubles).
SWOT анализ помогает оценить влияние внутренних факторов и внешней среды рынка на развитие компании. Для этого нужно составить следующую таблицу:
Сильные
стороны
(Strengths)
Слабые
стороны
(Weaknesses)
Внутренняя среда
Возможности
(Opportunities)
Угрозы
(Threats)
Внешняя среда
Чтобы получить действительно полезные результаты и применить их для роста выручки, мы советуем ориентироваться на следующие правила:
► 1. Проводите анализ по каждому сегменту рынка или продукту. Не делайте общий анализ вашей компании. Общие данные бесполезны, в них нет деталей, которые могут сыграть важную роль в определении конкурентного преимущества.
► 2. Учитывайте, что сильные и слабые стороны бизнеса в отношении определенного сегмента рынка/конкретного продукта — это подконтрольные данные, на которые компания способна повлиять. Возможности и угрозы – вне сферы вашего влияния.
► 3. Определяйте слабые и сильные стороны компании с точки зрения покупателя, а не вашего видения. Ваш продукт воспринимают через призму сравнения с конкурентами. Поэтом, анализировать надо данные максимально относящиеся к этому продукту или сегменту рынка.
► 4. Соблюдайте максимальную объективность. По возможности, используйте результаты других исследований и задействуйте несколько человек для анализа этих данных.
► 5. Используйте точность формулировок при заполнении таблицы. «Высокий сервис обслуживания» — слишком общая фраза. А вот «доставка еды 24/7» говорит о конкретной сильной стороне.
Необходимо правильно оценить угрозы и риски для компании, а также грамотно определить возможности перехода в смежные ниши. Для этого важно проработать два момента:
Определите вашу целевую аудиторию как можно точнее: пол, возраст, географию проживания, профессия, уровень доходов. Составить такой портрет поможет ABCXYZ-анализ.
Почему важно, понимать, кто ваша целевая аудитория? Вы сможете правильно рассчитать затраты времени, которое ваши сотрудники потратят, обрабатывая запросы потенциальных клиентов и поставить им корректный план продаж. Также эти знания помогут составить рекламный и маркетинговый бюджет из расчета затрат только на ваших потенциальных клиентов.
Проанализируйте ваши сильные и слабые стороны (внутренняя среда) с точки зрения покупателя и сравните себя с конкурентами (внешняя среда).
Посмотрите на свои слабые стороны и представьте, как вы можете их улучшить или, наоборот, сделать преимуществом.
Определите рациональность конкурирования по слабым параметрам. Возможно, нет смысла вкладывать ресурсы в их улучшение. Например, не стоит делать ставку на сверкающие витрины магазина в центре Москвы, если у вас нет на это бюджета. Вы можете обойти конкурентов и увеличить продажи за счет другого способа обслуживания — доставки товара на дом.
Таким образом, правильный анализ слабой стороны может подтолкнуть вас к уникальному решению — занять лидирующие позиции в смежных нишах.
И еще один важный момент — проанализируйте, какие еще существуют методы решения проблемы клиента, кроме вашего продукта, и как, вы можете конкурировать с ними.
Предположим, что мы производим зубную пасту и хотим увеличить выручку в 3 раза до 15 млн руб. в месяц.
S
(сильные стороны)
— хороший инновационный продукт
— хорошая упаковка
— своя научная база
— узнаваемый бренд
— эффективный канал продаж через стоматологов
W
(слабые стороны)
— мало каналов продаж
— объем продаж в существующем канале ограничен
— законодательные ограничения для стоматологов по реализации товаров
— небольшой ассортимент
O
(возможности)
— найти другие каналы
— выйти на рынки других стран
— увеличить ассортимент
Т
(угрозы)
снижение платежеспособности населения: в связи с кризисом люди экономят как на походе к стоматологу, так и покупке недешевых средств гигиены.
Теперь, исходя из слабых сторон, составляете план действий (action-plan) на год вперед – что надо изменить, чтобы достичь цели по увеличению выручки. Поставьте задачи в разбивке по неделям и назначьте ответственных сотрудников. Показатели выполнения этого плана включите в мотивацию ваших менеджеров.
SWOT анализ хорошо подходит как инструмент для финансового директора компании и всей его команды. Если компания растет и расширяет свою деятельность, то результаты такого исследования могут заинтересовать потенциальных кредиторов: инвесторов, банки, лизинговые компании.
Но методика SWOT в первую очередь все же будет очень полезна для вас при определении своего финансового положения и составления планов и бюджетов на будущие периоды деятельности. Именно данный инструмент будет очень полезен для понимания планируемой цифры прибыли.
Нужно добавить, что для проведения полноценного финансового SWOT анализа потребуются данные некоторых показателей: дебиторка, кредиторка и т.д. Хорошо, если в компании уже существует практика формирования управленческого баланса и составления отчетов о прибылях и убытках и движении денежных средств. Оттуда вы почерпнете необходимую информацию для анализа.
Чтобы определить, какие факторы внешние и внутренние могут повлиять на ваш бизнес постарайтесь ответить на ряд вопросов:
Ответы на эти вопросы — информация о внешних проявлениях. Далее проработайте вопросы по внутренним проявлениям:
Таким образом, сложится полный набор факторов, от которых зависит бизнес. Делайте выводы — что поменять, где подстраховать.
Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»
Компания предоставляла услуги по переезду офисов и складов. Проанализировав конкурентную среду и смежные ниши, решили переквалифицироваться в аутстаффинг складских рабочих – предоставляли в аренду грузчиков для крупных компаний. В результате удалось увеличить выручку за счет выбора уникальной ниши (на тот момент аутстаффингом складских рабочих еще никто не занимался).
Компания Zappos вовремя изменила канал продаж обуви – с торговых точек на интернет. В тот момент никто на рынке не использовал такую нишу. Компании удалось получить внушительную прибыль.
Компания продавала облачные решения для бизнеса и имела большой call-центр для обслуживания клиентов. После проведения SWOT анализа оказалось, что проблема в привлечении нецелевых клиентов: только 100 клиентов из 1000 были предпринимателями и являлись потенциальными клиентами. Как только менеджеры сконцентрировались на работе со совей целевой аудиторией, продажи начали расти.
Даем гарантию результата по договору