Прибыль и деньги | как внезапно не стать банкротом

Прибыль и деньги. Получение прибыли — главная задача любого бизнеса. Парадокс в том, что стремясь увеличить прибыли, многие не умеют ее правильно рассчитать. Если вы делаете это неверно, вы совершаете главную финансовую ошибку, по сравнению с которой другие просто меркнут. Рассказываем, как научиться отличать прибыль от денежного потока (cash flow) и как их правильно рассчитать.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

прибыль и деньги

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Читайте в статье:

  • Прибыль и деньги: Какую ошибку часто допускают собственники бизнеса?
  • Прибыль и деньги: считайте деньги отдельно, а прибыль — отдельно!
  • Прибыль и деньги: пример расчета прибыли и cash flow
  • Прибыль и деньги: два важных отчета

Прибыль и деньги: Какую ошибку часто допускают собственники бизнеса?

Они подменяют расчет прибыли расчетом движения денег. Ситуации, когда собственники и менеджеры компании понимают под прибылью сash flow, встречаются часто. Но такой подход — коренное заблуждение, которое может стать для вашего бизнеса фатальным.

Как следствие — принятие крайне неверных управленческих решений. Когда прибыль путают с движением денежных средств, возникает искаженный взгляд на состояние дел в компании. Поэтому расходы компании могут неоправданно увеличиваться или уменьшаться, что может привести к банкротству.

В чем разница между прибылью и cash flow?

Прибыль — это положительная разница между выручкой компании и затратами на получение этой выручки.

Cash flow — это движение денежных средств в рамках компании или ее конкретного проекта. То есть все деньги, полученные за конкретный период, минус все деньги, потраченные за этот же период.

Наш опыт общения с клиентами из разных сфер подтверждает, что компания при наличии денег на расчетном счете или в кассе может работать в убыток и даже не подозревать об этом. И наоборот, организация может испытывать постоянную нехватку денег, но стабильно получать прибыль.

Прибыль и деньги: считайте деньги отдельно, а прибыль — отдельно!

Для этого надо запомнить формулы.

Прибыль = выручка — себестоимость товара или услуг — расходы (управленческие и коммерческие, включая зарплаты, проценты за пользование кредитными средствами и списания амортизации основных средств) — налоги

Cash flow = поступления денег — выплаты

Прибыль и деньги: пример расчета прибыли и cash flow

Торговая компания закупила 50 коробок товара по 2000 руб. за одну коробку, а продала 30 коробок по 4000 руб. за каждую.

Cash flow по двум этим операциям составляет 20 000 руб. (разница, оставшаяся на счету в результате покупки товара за 100 000 руб. и его продажей за 120 000 руб.).

Прибыль составляет 60 000 руб. (разница между продажей 30 коробок за 120 000 руб. и затратами на покупку этих же 30 коробок в 60 000 руб.).

Теперь, если вычесть из прибыли 2000 руб. на зарплату, 1000 руб. на аренду и 1200 руб. на налоги, то мы получим чистую прибыль в размере 55 800 руб.

Этот пример ясно показывает, почему ни в коем случае нельзя путать прибыль и cash flow.

Обратите внимание еще на два момента:

1. Оплачен или не оплачен клиентом ваш товар/услуга на момент подсчета прибыли не имеет значения. Необходимо уяснить, что даже если вы работаете с заказчиками по предоплате или на условии постоплаты, прибыль от продажи все равно рассчитывается в момент отгрузки товара/услуги. Факт этого подтверждается первичным документов — товарной накладной или актом выполненных работ.

2. Если вы работаете в сфере услуг, считайте прибыль по каждому проекту и заказчику отдельно. Расчет прибыли для предприятий из сферы услуг бывает особенно сложен. Таким компаниям необходимо вести подсчеты по каждому проекту или заказу, а также грамотно распределять косвенные накладные расходы.

Прибыль и деньги: два важных отчета

После того, как вы поняли разницу в расчете прибыли и cash flow, мы советуем обязательно составить два вида финансовых отчета:

  • Отчет о финансовых результатах, где рассчитывается прибыль
  • Отчет о движении денежных средств, где учитывается движение денег

Попытка объединить эти отчеты в один — это непростительная ошибка, которая может привести, в том числе, к краже денег и имущества. Обязательно проверьте есть ли эти два отчета у вас в бизнесе. И если нет, то срочно начните их составлять и анализировать.

Прибыль и деньги — кровь компании, поэтому рассмотрим эти 2 отчета подробнее.

Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах еще иногда называют отчетом о прибылях и убытках. Он демонстрирует результаты компании по прибыли и деньгам.

В структуре данного отчета отражается 4 вида прибыли, рассчитываемых последовательно.

1. Валовая прибыль

Валовая прибыль = выручка — себестоимость продаж (прямые или переменные издержки)

2. Операционная прибыль (так называемая, EBITDA)

Операционная прибыль = валовая прибыль — операционные расходы (косвенные или постоянные)

3. Прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения = операционная прибыль — амортизация — начисленные проценты по займам

Необходимо дать дополнительные пояснения по амортизации. Непосредственно к деньгам она не имеет отношение. Это просто процедура переноса стоимости основных средств по частям. Используя сущность амортизации можно списывать затраты, связанные с приобретением оборудования не сразу, а помесячно.

Проценты по займам также нужно вычитать, чтобы понять, какая у вас операционная прибыль. Это важно как для инвесторов, так и для кредиторов. Только так они смогут понять реальное положение вещей на предприятии, оценить его закредитованность.

4. Чистая прибыль

Чистая прибыль = прибыль до налогообложения — начисленный налог на прибыль

Самый главный совет, который можно дать человеку, который составляет отчет о финансовом результате — это не валить все в кучу, а анализировать каждое бизнес-направление. Только так можно понять, какое из них приносит прибыль, а какое нет.

Затраты

В теме о прибыли и деньгах, особенно когда речь идет об отчете о финансовом результате, очень важны затраты и их классификация. Они бывают постоянными и переменными.

Постоянные затраты — это такие расходы, на размер которых почти изменения объема продукции почти никак не влияют. К ним принято относить:

  • амортизацию основных средств;
  • арендные платежи;
  • заработную плату управленческого персонала;
  • связь и т. д.

Переменные затраты — это такой тип издержек, величина которых корректируется вместе с изменениями объема производства. К ним относятся:

  • сырье и материалы;
  • закупки комплектующих и полуфабрикатов;
  • заработная плата производственных рабочих;
  • топливо и электроэнергия именно на производственные нужды;
  • некоторые виды косвенных затрат: инструменты, вспомогательные материалы и т. д.

Деление затрат на постоянные и переменные, как вы уже поняли, стратегически необходимо, так как позволяет принимать в последствии верные управленческие решения.

Отчет о движении денежных средств

Именно по этому отчету можно легко провести финансовый анализ компании. Ведь он дает полную картину, в которой отражаются источники денежных средств и их использование в отчетном периоде.

В отчете содержится информация о производственных результатах, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности. Он нужен не только менеджерам самого предприятия, но внешним лицам, заинтересованным в его деятельности.

Из отчета о движении денежных средств становится доподлинно ясны:

  1. Способность компании в результате своей деятельности обеспечивать превышение поступлений денежных средств над выплатами.
  2. Способность компании выполнять свои обязательства.
  3. Объём и источники поступления денежных средств и направления использования этих денег.
  4. Обеспеченность денежными средствами для ведения деятельности.
  5. Причины разности между величиной полученной прибыли и объёмом денежных средств.
  6. Степень самостоятельного обеспечения инвестиционных потребностей за счёт внутренних источников.

Кроме того, приток и отток наличных принято разделять по 3 критериям: по операционной деятельности, финансовой и инвестиционной.

Операционная деятельность — основной вид деятельности. Также сюда включают иную деятельность, создающую поступление и расходование денежных средств.

Финансовая деятельность — такой вид деятельности, который приводит к изменениям в размере и составе капитала и заёмных средств компании.

Инвестиционная деятельность связанна с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов и других инвестиций.


Мы рассказали, почему нельзя путать расчет прибыли с движением денег. Если вы хотите понимать, где ваши деньги и на что развиваться дальше, используйте наши советы, чтобы принимать правильные управленческие решения.

прибыль и деньги

Хотите увеличить свою прибыль? Начните с финансового планирования



Еще статьи

alisa


Помогите нам делать статьи еще качественнее. ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ

ОЦЕНИТЕ
Загрузка...
Оставить ответ