Пресейл в продажах

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
ТОП-5 действий
для победы
в переговорах

Для заключения крупной сделки при индивидуальном заказе продукта или услуги необходимо тщательно проработать технические и функциональные нюансы. Это комплекс мероприятий, который выполняет специалист, владеющий соответствующей квалификацией и подготовкой, хорошо понимающий технологию производства и особенности применения данного продукта. 

Что такое pre-sales

Пресейл – предварительная продажа (пресейлинг, пресейлл, pre-sales, preselling), комплекс предпродажных мероприятий, который выполняет продавец товаров/работ/услуг до заключения контракта с клиентом. Это важная часть процесса реализации, который применяется в разных сферах деятельности и бизнес-моделях (B2B, B2С). 

Пресейл-менеджер – это человек, который обладает техническими знаниями, опытом разработки и сдачи проектов, аналог которого нужно реализовать в процессе выполнения заказа. Например, компания продает программное обеспечение и для его реализации необходимо подготовить техническое задание и определить этапы внедрения ПО на предприятии заказчика. Пресейл-специалист выполняет эту работу, готовит документацию для подразделения, которое будет производить продукт.

Цели и задачи пресейл

Основные функции процесса pre-sales.

  • Анализ технических возможностей компании при постановке определенной функциональной задачи (или перечня требований) заказчиком.
  • Подбор индивидуального решения, которое сможет полностью удовлетворить запросы конкретного клиента. В пилотном проекте под заказчика указываются функционал и особенности продукта, возможности развития.
  • Упрощение процесса продажи, установление понимания между представителями компании, оказывающей услугу и теми, кто заказывает продукт.
  • Формирование правильной стоимости проекта. Без проработки технического задания, определения необходимых работ и процессов для выполнения заказа невозможно точно рассчитать цену. Расчет стоимости «на глаз» может привести к убыткам или оттолкнуть клиента (при завышенных расценках, по сравнению со среднерыночными предположениями).
  • Завершения сделки. Заинтересованность в продукте не обязательно обозначает завершение продажи. Грамотный пресейл помогает менеджеру отдела продаж закрыть сделку. 

Преимущества правильно организованного пресейла

Что дает работа квалифицированных пресейл-специалистов, владеющих необходимыми техническими знаниями и опытом в нужной сфере?

  • Повышение уровня доверия заказчиков. Приобретение дорогих многофункциональных продуктов требует детального изучения предложений от различных поставщиков. Чем понятнее и детальнее изложены характеристики и принцип работы, тем проще сделать выбор в пользу хорошо проработанного варианта.
  • Отстройка от конкурентов. Создание индивидуального продукта или тщательная адаптация базовой модели к потребностям заказчика является важным конкурентным преимуществом.
  • Снижение расходов на техническое обслуживание и поддержку. Если в процессе использования продукта его необходимо постоянно дорабатывать, это влечет за собой дополнительные расходы компании-продавца. А когда все продумано и не возникает сбоев, нет необходимости отвлекать дорогостоящих специалистов для устранения недостатков.
  • Завершения сделки за короткие сроки. Заказчик быстрее подписывает договор и оплачивает заказ, если все технические моменты ему понятны и расписаны (в идеале – отдельным приложением к договору).

Пресейл в B2B

В модели B2B (бизнес для бизнеса) роль предварительной подготовки перед продажей играет одну из важнейших ролей, т. к. каждая сделка приносит компании значительную прибыль. В большинстве случаев бизнес для бизнеса реализует оборудование, технику или программные продукты, которые разрабатываются для конкретной отрасли и компании или адаптируются базовая модель. 

Особенности пресейлинга для сферы B2B:

  • После установления контакта с потенциальным клиентом, с ним предварительно общается проектный менеджер. Это специалист, владеющий знаниями технологии производства, условий эксплуатации и обслуживания, оптимизации процессов.
  • Для участия в тендерах, которые объявляют крупные компании или организации, необходимо привлечение технических специалистов. Квалифицированный пресейл-менеджер может оценить возможность фирмы выполнить требования потенциального заказчика.
  • Расчет стоимости разработки и реализации проекта осуществляется после согласования всех технических особенностей и требований заказчика к готовому продукту. Клиент должен четко понимать, во сколько ему обойдется покупка продукта и его использование (в том числе техническая поддержка и администрирование на аутсорсинге). 

В сфере B2B менеджер по продажам и пресейл-специалист должны работать, как единая команда – никакие изменения условий и характеристик проекта не делаются без согласования друг с другом, иначе фирма может понести убытки. 

Пример этапов заключения сделки с применением пресейллинга при формировании RFP (Request for Proposal) – запроса предложения заинтересованного лица

Pre-sales в прямых продажах

В прямых продажах, когда общение с потенциальным покупателем происходит на удобной ему территории, необходимо присутствие пресейл-специалиста на встречах. В идеале, менеджер по продажам вместе с пресейлом заранее готовятся к встрече, собирают информацию о возможном покупателе, особенностях отрасли компании. Продумываются варианты продукта, которые могут заинтересовать заказчика. Хорошо подготовленная эскизная презентация проекта, адаптированного под конкретного заказчика, поможет заинтересовать его. Нужно также продумать перечень вопросов, которые необходимо будет задать будущему клиенту для лучшего понимания его потребностей и требований.

Пресейл в FMCG

В сфере FMCG (fast moving consumer goods – быстро оборачиваемых потребительских товаров) пресейл актуален при заключении сделок производителей и оптовых компаний с розничными сетями и магазинами. Для эффективного сотрудничества поставщиков с ритейлерами может потребоваться грамотно организованная логистическая цепочка, разработка предложения по оптимальному закрытию ассортимента с учетом особенностей конкретных точек продаж и потребностей целевых групп. При формировании наиболее выгодного предложения пресейлу может потребоваться проведение переговоров с потенциальным заказчиком – для выявления потребностей по ассортименту, условиям оплаты и доставки, особых требований к транспортировке, хранению или изготовлению по индивидуальным параметрам. 

В этой сфере пресейл-специалист готовит предложение для конкретной компании-закупщика и потом, после заключения контракта, менеджер по продажам уже осуществляет отгрузку продукции, ведет документооборот, делает напоминания о необходимости заказа и пр. 

Менеджмент пресейл

Менеджмент pre-sales состоит в грамотной организации работы технических специалистов, которые работают в связке с менеджерами по продажам. Нужно правильно подобрать работников с необходимой квалификацией (или обучить имеющихся сотрудников). 

Цели и задачи менеджмента пресейл:

  • повышение конкурентоспособности продуктов, реализуемых компанией;
  • увеличение количества сделок, объемов продаж. Очень часто низкий процент эффективности продажников состоит в слабых технических знаниях и предварительная подготовка проекта грамотным технарем значительно повысит показатели завершенных сделок;
  • формирование положительного бизнес-имиджа фирмы. Довольные клиенты оставляют хорошие отзывы о поставщике продукта, рекомендуют фирму своим друзьям и знакомым;
  • снижение затрат на привлечение клиента. Чем выше процент успешных сделок, тем ниже расходы на продвижение продукта. Кроме того, фирма не тратит ресурсы на переделки или сбои, которые могут возникать в рамках гарантийного срока. 

Организуя работу пресейла, не нужно забывать о важности работы менеджера по продажам. Именно продажники находят потенциальных покупателей, выстраивают с ними доверительные отношения, выясняют потребности. Потом подключается пресейл-специалист, который готовит техническую сторону продукта. После согласования всех нюансов менеджер по продажам обсуждает цену, заключает договор и завершает сделку.

регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
Чек-лист
подготовки
к переговорам
получитебесплатно
регистрируйся на вебинар
Екатерины Уколовой
Чек-лист
подготовки
к переговорам
✓ Номер введен верно