Методика smart – специальный формат, которые делает все бизнес-цели конкретными, достижимыми, привлекательными, актуальными и строго ограниченными по времени. Поясним, как пользоваться smart, PDCA и декомпозицией, чтобы реализовать наилучший финансовый «сценарий» для своего бизнеса.
Smart переводится с английского языка как «умный». Поэтому ставьте свои цели с умом.
Методика smart пример
Поговорим о каждом критерии методики smart немного подробнее и на примере посмотрим, как она работает.
Конкретность
В первую очередь всегда стремитесь к абсолютной ясности, когда ставите цель. Именно конкретика и придает эту ясность. Конкретность цели в бизнесе означает то, что в одной короткой формулировке вы сразу отвечаете на 3 вопроса.
Что должно быть сделано?
Когда должно быть сделано?
В каких количественных показателях это будет выражаться?
Например, по методике smart цель может быть зафиксирована только таким образом и не иначе: «Войти в ТОП-5 отрасли к 01.01.20ХХ».
Измеримость
Это качество детализирует цель в цифрах. Так вхождение в ТОП-5 может означать, что вам необходимо увеличить обороты к 01.01.20ХХ на 30%. Однако вы сколько угодно сильно можете хотеть достичь запланированного роста, но если не понимаете каким образом это сделать, то самая конкретная задача все равно останется неосуществимой. Измеримость цели в бизнесе предполагает определение величины ключевых показателей эффективности и их исполнение на ежедневной основе.
Цель должна обладать привлекательностью. Но эта привлекательность реализуется по-разному в зависимости от позиции человека в компании.
Достижимость цели по smart важна для рядовых сотрудников и исполнителей, чья инициатива ограничена определенными технологиями и процедурами. Единственное, что им остается — тщательно все выполнять. К этому сотрудников будет побуждать правильная схема материальной и нематериальной мотивации, размер которой обусловлен результатом.
Амбициозность цели актуализируется в случае с высшем руководящим составом компании. Для этого уровня должно быть важно не только получение бонусов, но и психологическое удовлетворение от собственной самореализации в проекте, который является для них настоящим вызовом.
Агрессивность цели – это для собственника и «духовного» лидера компании. Он должен ставить перед собой задачи, которые будут каждый раз заставлять его и его управляющих прыгнуть выше головы.
Релевантность
Определение релевантности целей – это ключевое звено методики smart. Цели могут быть высокими, вдохновляющими, амбициозными, агрессивными и даже достижимыми, но… — глупыми. Оставайтесь в реальности и подвергайте сомнению свои «бизнес-идеалы». Если вхождение в топ-лист лидеров, означает определенный уровень оборота, но его достижение никак не приведет собственника к росту прибыли, то цель нерелевантная и неактуальная. Более того, бесконтрольный рост оборота может привести компанию к закредитованности, а потом и к краху. В общем стремитесь к выгоде, а не к «медалям за храбрость».
Ограниченность во времени
Это очень простой, но очень важный критерий. Он является частью конкретики. Всегда ставьте четкий, амбициозный, но реальный срок достижения цели, исходя из внешних и внутренних факторов, влиянию которых сейчас подвержена компания.
Smart методика постановки целей: 3 их вида
Все цели важны и глобальны, каждая для своего уровня. Поэтому их можно и нужно прогонять через фильтры 5 параметров smart. Чтобы подготовиться к «форматированию» цели по методике smart, познакомимся с их видами.
Финансовые
Это цели самого высокого уровня для собственников и топ-менеджеров. Они заключаются в планировании величины прибыли и выручки. Они же — самые общие и требуют глубочайшей проработки методом декомпозиции. Декомпозиция представляет собой процесс разложения плана на мелкие детали ежедневных показателей — «счетчиков», персонализированные под каждого сотрудника.
Лидогенерация и лидоконвертация
Цели данного порядка по отношению к финансовым предполагают большую специфичность и решаются начальниками коммерческих подразделений – руководителями отделов продаж (РОПами), групп маркетинга, служб контроля качества.
В лидогенерации нужно контролировать качество, количество, стоимость поступающих из разных каналов продаж лидов за определенный период.
В лидоконвертации отслеживаются показатели конверсии – общие и промежуточные между этапами в разных разрезах воронок.
Показатели активности менеджеров
От того, насколько исполнительны продавцы и равномерны в своей активности зависит глобальный финансовый результат. Задачи по достижению определенных промежуточных показателей (количество звонков, встреч, отправленных коммерческих предложений, выставленных счетов и оплат) «смартируются» РОПами, супервайзерами и старшими менеджерами.
Цели по каждому клиенту
В этом также поможет методика smart. Цели менеджера сводятся именно к задачам по каждому клиенту. Задачи этого уровня ставятся РОПами, исходя из замеров доли в покупателе и необходимости роста среднего чека. Но их исполнение в основном зависит от амбиций рядовых продавцов. Нужные показатели спускаются сотруднику, который мотивируется правильным образом и «видит» их достижимость.
Smart методика: 7 ступеней декомпозиции
Невозможно поставить цель по smart, не прибегнув к методу декомпозиции финансового плана по прибыли. Благодаря ему, вы сможете «наполнить» 5 критериев smart содержанием.
Декомпозиция – 7-ступенчатый алгоритм, который нужно осуществлять по следующему плану.
Определение цифры прибыли, исходя из внешних и внутренних факторов
Расчет выручки по доли прибыли в ней
Поучение количества сделок по выручки и среднему чеку
Определение числа лидов по конверсии в сделку
Расчет промежуточной общей активности по показателям конверсии из этапа в этап бизнес-процесса
Деление количества по каждому виду активности на число рабочих дней с целью выяснения общих ежедневных показателей.
Распределение ежедневных планов по показателям между действующими менеджерами
Если имеющиеся сотрудники в отделе в соответствие с отраслевыми стандартами просто не потянут полученные показатели, то еще раз протестируйте цель на релевантность. В итоге вы должны понять, что отвечает вашим истинным потребностям: нанять новых сотрудников или скорректировать цель.
Методика smart: 4 фазы цикла Деминга
Цикл Деминга или PDCA (Plan — планируй, Do – делай, Check — проверяй, Act — Корректируй/действуй) является движущим механизмом последовательного воплощения и корректировки частных показателей цели.
Очень важно и полезно соблюдать алгоритм PDCA, который представляет собой постоянный цикл действий, направленных на улучшение всех промежуточных показателей.
Ставим цели по методике smart и прорабатываем показатели
Совершаем действия по исполнению показателей
Контролируем их исполнения и выявляем ошибки
Корректируем показатели или действия в случае необходимости и продолжаем работать.
Цели smart: когда не сработают
Для реализации цели сначала нужно высказать и записать намерение. Посмотрите на него с точки зрения конкретности, измеримости, актуальности, достижимости и ограниченности по сроку.
Почему мы даем такую рекомендацию? Потому что в некоторых случаях смарт цели ставить не имеет смысла, метод не сработает. Это происходит в следующих ситуациях:
Если нет цели прийти к конкретному результату, а есть только направление для приложения усилий
Если достижение цели предполагается в отдаленном времени. Расстановка сил может существенно поменяться и не один раз, поэтому технология смарт здесь не сработает
Для достижение цели необходимы действия. Если понятно, что никто ничего делать не будет, то постановка целей по смарт бессмысленна
Мы описали нюансы работы по методике smart. Если вы примените ее в своей работе, а также учтете ее тонкости, то вероятность достижения запланированного результата возрастет многократно.
Хотите получить шаблоны для отдела продаж и адаптировать их под свой бизнес?