регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
ТОП-3 функции
small talk
в процессе продаж
small talk
в процессе продаж
С английского small talk буквально переводится как «маленький разговор», хотя правильней было бы назвать ее «маленьким светским разговором».
Несмотря на кажущуюся непритязательность, для опытного переговорщика она является хорошим подспорьем, поскольку облегчает решение нескольких задач, на которых нередко завязан успех переговоров.
Задачи, которые помогает решить техника small talk, могут меняться на протяжении переговоров.
При знакомстве ее можно использовать для установления первичного контакта с потенциальным клиентом, избежав при этом банального: «чем могу помочь?».
Например:
«Здравствуйте. Я Иван Иванов, менеджер отдела продаж. Пока Вы здесь осматриваетесь, могу ли я предложить Вам чашку чая? У нас, между прочим, 25 сортов настоящего цейлонского. Вы какой предпочитаете? Обратите внимание на этот сорт…»
В описанной ситуации клиент избавлен от необходимости немедленно и четко формировать свои ожидания, а напротив, получает возможность не торопясь осмотреться в новой обстановке. Приятный вкус напитка и обсуждение его качеств настраивают человека на позитивный лад. Доверие к продавцу возрастает. Клиент предоставляет ему первичный, пусть и небольшой кредит доверия, которым можно воспользоваться, задав несколько важных вопросов, чтобы узнать: имя клиента, направление и размер его бизнеса, ожидания от посещения вашего офиса.
В ходе короткой беседы наблюдательный продавец способен собрать значительное количество информации о клиенте, еще не приступив к этапу «выявление потребностей». На что стоит обратить внимание:
легкость, с которой собеседник идет на контакт;
слова, которые он использует в разговоре;
построение фраз;
невербальные сигналы (мимика, положение рук, ног, головы);
интонации;
стиль беседы, предпочитаемый клиентом.
Эта информация, собранная до начала переговоров, позволяет избежать некоторых ошибок и сэкономить время.
При несовпадении позиций и возникновении сложностей, у участников переговоров нарастает утомление, эмоции накаляются. В такой ситуации «светская беседа» поможет отвлечься, передохнуть, успокоиться и предоставит возможность взглянуть на возникшие противоречия под другим углом, способствуя их разрешению к обоюдному удовольствию. Даже если компромисс не будет найден прямо сейчас, переговорщики составят друг о друге мнение как об адекватных собеседниках и смогут продолжить его поиски.
Непосредственно во время проведения переговоров, в случае недопонимания, применение «маленького разговора» позволяет успокоиться и выйти из ситуации «тоннельного зрения», взглянув на проблему под другим углом.
Пример:
«Мария Ивановна, я предлагаю на секунду прерваться, мне тут подарили шоколадные конфеты, ручной работы, вы предпочитаете их попробовать с чаем или кофе?»
Клиент, не видящий в данный момент выхода из сложившейся ситуации, с удовольствием берет предложенную продавцом паузу, чтобы собраться с мыслями и все еще раз обдумать.
Непродолжительный разговор способен добавить приятное впечатление от взаимовыгодной сделки или хотя бы сгладить некоторые шероховатости, помогает собеседникам подчеркнуть свое уважение друг другу.
Пример:
«Семен Семенович, признаюсь, я первый раз встречаю человека, столь основательно подходящего к выбору поставщика. Думаю, что начинаю понимать, как Вы оказались во главе кампании. Если не секрет, где вы этому научились?»
Стоит помнить, что «маленький светский разговор» – это не палочка-выручалочка, работающая безотказно, а всего лишь инструмент, возможности которого раскрываются только в умелых руках.
Рекомендации при применении small talk:
Если описанные условия не выполняются, то разговор, скорей всего неуместен.
Регулярная практика в применении «маленького разговора» с дальнейшим анализом результатов позволит отшлифовать этот метод и сделать его по-настоящему работающим. «Маленький разговор» относится к тем вещам, которые мало просто знать, их надо еще и уметь применять.
Используемые темы должны вызывать у собеседника положительные эмоции. Это аксиома. Чтобы не ошибиться, следует учитывать его возрастные, национальные гендерные и другие особенности. В большинстве ситуаций уместно будет выбрать следующие темы:
Темы, говорить на которые противопоказано:
Насколько эффективно сотрудник применят описываемую технику можно судить по комплексу наблюдаемых изменений в переговорах.
Самый значимый из них – отношение клиента к продавцу.
При правильном применении техники:
Несмотря на кажущуюся простоту, методика «маленького разговора» в применении нередко вызывает затруднения у неопытных продавцов, что приводит к потере мотивации к обучению и, соответственно, к потере возможности получить конкурентное преимущество. Ошибки, которыми нередко грешат руководители отделов:
Применение техники переговоров small talk позволяет решать ряд важных задач, на которые опирается успех переговоров. Однако она требует системного (целостного) понимания ее места во всем переговорном процессе. Важна тщательная подготовка и постоянное совершенствование, которое достигается регулярным применением.
Эту технику можно смело рекомендовать к изучению как начинающим, но амбициозным продавцам, так и опытным переговорщикам, желающим повысить свое мастерство.