Как мотивировать персонал?
Разработка системы мотивации – одна из важнейших задач владельца бизнеса. Нельзя полностью поручить ее РОПу: он часто бывает незаинтересован в том, чтобы менеджеры по продажам работали эффективно. Кроме того, а кто будет мотивировать самого руководителя отдела?
Поэтому нужно изучить основы: принципы мотивации в отделе продаж, 3 уровнях мотивирования и его специфика для различных типов сотрудников.
Принципы мотивации
Это исходные точки индивидуального рисунка поощрения сотрудников:
- Нужно донести до них простую мысль: делаешь план – получаешь выше рынка труда, не делаешь – получаешь ниже (принцип Дарвина). Так выделяются две группы сотрудников, первая получает больше, вторая – меньше. Естественно, все захотят быть в первой. Можно усовершенствовать эту схему, давая в 3 раза больше тем, кто выполнил план.
- Другая основа для стратификации – бонусы. Выполняешь до 80 % плана – накопленные с личных продаж бонусы умножаются на 0 (то есть сгорают), от 80 % до 100 % – остаются неизменными, а от 100 % – растут в два раза (принцип больших порогов).
- Работники должны мотивироваться только тем, за что они полностью отвечают. Так, нельзя вводить пенсию за старость клиентов, потому что процесс их появления во многом является естественным и зависит от слишком большого количества факторов. Также нельзя мотивировать на прибыль или на маржу, если вы сами устанавливаете цены.
- Подсчет дохода не должен занимать больше 20 секунд, иначе сотрудник просто не сможет вспомнить, зачем он вообще работает и чего может достичь. Для этого следует ограничиться тремя критериями определения дохода. Работая над мотивацией, время от времени подзывайте своего подопечного и проверяйте, может ли он за ⅓ минуты объяснить, на какой результат трудится.
- Принцип зеркала – мотивируйте РОПов и менеджеров так, чтобы между ними не было конфликта интересов. Если у руководителя будет план по прибыли, то для него будет невыгодно повышение зарплаты своих подчиненных. А если растет, то у самих менеджеров нет мотивации для увеличения оборота, и прибыль все равно не вырастет. Круг замкнется.
И, конечно же, главный принцип мотивации отдела продаж – формирование итоговой зарплаты сотрудников из трех уровней:
- твердый оклад;
- мягкий оклад;
- бонусы.
Самым большой ошибкой является игнорирование этого деления и выплата премии за голый процент от продаж. Даже если сначала это покажется действенным, то затем эффективность метода будет падать все ниже и ниже.
Теперь посмотрим, как по уровням рассчитать зарплату сотрудника. Каждый из них имеет свою специфику.
Твердый оклад
Это сумма, которую сотрудник получит на выполнение своих базовых обязанностей – то есть за физическое присутствие на рабочем месте в течение стольких-то дней месяца.
Если он по какой-то причине не вышел в установленный срок, оклад снижается – причем не обязательно настолько же, сколько примерно стоит его рабочий день. Санкции могут быть намного строже. При этом в обратную сторону это не работает, то есть за дополнительный день работы твердый оклад не растет.
Для его расчета нужно ориентироваться на средний оклад в вашей сфере и в вашем регионе. Также можно использовать формулу:
Сумма съема однокомнатной квартиры / 2 + средние траты на продукты и транспорт (все в ценах вашего региона).
Так сотрудник удовлетворит базовые потребности по Маслоу и захочет большего.
Мягкий оклад
Его также называют ежемесячной премией и KPI – Key Performance Indicators (ключевыми показателями эффективности). Перечень возможных показателей разнится в зависимости от функции. Например, у Хантера это может быть количество заключенных договоров, первичных звонков и проведенных переговоров.
Главное, чтобы было не более трех показателей – в соответствии с принципом № 4, по которому менеджер должен определить свою зарплату за 20 секунд. Значит, нужно рассчитать каждый показатель, а затем сложить их все, чтобы получился один общий KPI. Получается, KPI = KPI1 + KPI2 + KPI3.
Для расчета каждого слагаемого есть удобная формула:
KPI1 = базовая сумма (25 000) * Вес KPI1 * КВыпПл
Вес KPI1 – процент важности KPI1 в сравнении с KPI2 и KPI3.
Если KPI = 100 %, то KPI1 = 30 %. В формуле будет написано 0,3.
КВыпПл – процент выполненного плана. Допустим, это 82 %. А так как в соответствии с принципом № 2 за выполнение от 80 до 100% количество баллов не меняется, то мы можем написать в формулу «1».
KPI1 = 25 000 * 0,3 * 1 = 7500
Вычислить KPI2 и KPI3 можно по той же формуле и с той же базовой суммой 25 000:
Вес KPI2 = 35 % (0,35). КВыпПл = 78 % (то есть «0» по принципу № 2). А так как мы умножаем на 0, то и KPI2 = 0.
Вес KPI3 = 35 % (0,35). КВыпПл = 101 % (то есть «2»). KPI3 = 25 000 * 0,35 * 2 = 14 000.
Получается, KPI = 7500 + 0 + 14 000 = 21 500.
Бонусы
Для их подсчета нужно четыре показателя:
- Сумма личных продаж конкретного сотрудника.
- Процент, который получает этот человек от всей суммы. Он утверждается директором и меняется не чаще, чем раз в полгода.
- Процент от выполнения плана. Здесь снова вспоминаем принцип № 2. Можно усложнить его: за выполнение от 80 до 90% количество баллов умножится на 0,5, а от 90 до 100 % – также останется неизменным.
- Дебиторская задолженность. Если она меньше 5 %, то коэффициент равен 1 задолженности равен. Если от 5 до 7 %, то 0,9. От 7 до 10 % – 0,8. Больше – 0,6.
Затем все это перемножаем. Естественно, работник не получит ничего, если не выполнит 80 % плана. Если дебиторская задолженность не слишком высокая (не выше 5 %), то количество бонусов не изменится.
Однако открытым остается вопрос: «Как следует соотносить друг с другом твердый оклад, KPI и бонусы, чтобы лучше мотивировать сотрудника?» Это зависит в первую очередь от того, какие функции он выполняет. В зависимости от них работники делятся на:
- хантеров («охотников»),
- фермеров,
- клоусеров,
- KAM’ов.
Разберем каждый случай.
Мотивация Хантеров
Их задача – прочесывать «лес» в поисках новых клиентов. Они работают на количество:
- Первичных лидов.
- Первичных звонков.
- Квалифицированных лидов.
Именно эти три показателя лучше всего брать для KPI у Хантеров. Также актуально количество проведенных переговоров и отправленных коммерческих предложений – но уже менее, так как эти меры обычно применяются ближе к заключению сделки.
А вот план по поступившим денежным средствам и среднем чеку менее актуален, так как заключать договоры – задача других людей. Но и эти показатели возможны.
В связи с этим оклад будет составлять 30 % от зарплаты, премия – 50 % (так как хантеры должны прежде всего выполнить план по количеству лидов и звонков), а бонусы – всего 20% (потому что они выплачиваются за выручку, то есть за закрытые сделки).
Мотивация Фермеров
Они работают с действующими клиентами. Значит, самые актуальные для них KPI связаны с тем, какую долю текущей базы покрывает их деятельность, сколько им удалось вернуть клиентов и насколько увеличить средний чек.
Однако важно мотивировать не только по количеству обслуженных людей, но и за конкретную сумму, которую Фермер приносит фирме. Ведь бонусы составляют 60% его зарплаты, в то время как на твердый и мягкий оклад приходится по 20%. Поэтому можно ввести и другие KPI и мотивировать за рост средней цены одной продажи и реализацию определенного товара.
Мотивация Клоусеров
Они закрывают сделки, принося компании новых клиентов. Поэтому и получают 70% зарплаты бонусами, а остальные 30% делятся поровну между мягким и твердым окладом. В их KPI прежде всего войдут количество закрытых сделок и коэффициент конверсии (то есть процент успешных заключенных договоров от общего числа сделанных попыток).
Здесь также будет актуально мотивировать количеством встреч и уникальных предложений, так как они обычно завершают цикл продаж.
Мотивация KAM’ов
KAM – Key Account Manager (менеджер по работе с ключевыми клиентами). Его работа отличается рядом особенностей:
- Он ведет клиента от начала и до конца.
- От начала до завершения переговоров с VIP-клиентами проходит больше времени, чем со всеми остальными. Поэтому начислять баллы лучше сразу за 3 месяца.
- KAM’ы всегда получают больше остальных.
Их зарплата складывает в основном из твердого оклада и бонусов (40 и 50 % соответственно), а вот на ежемесячную премию приходится всего лишь 10 %.
Это связано с тем, что определить постоянные показатели эффективности в деятельности менеджер по работе с ключевыми клиентами достаточно проблематично. Обязанности у них очень разнообразные, и все они достаточно неравномерно распределены – в один месяц может быть много встреч, в другой начнутся заключения договоров.
И все же, правильно подобрать KPI тоже важно. Если деятельность KAM’ов тяготеет к Фермерам, то можно мотивировать за работу с VIP-базой, если к Хантерам – то количеством подтвержденных VIP-лидов. В принципе, для менеджеров по работе с ключевыми клиентами могут подойти все перечисленные KPI – многое зависит от бизнес-сферы.
Выводы:
- при составлении системы мотивации нужно опираться на базовые принципы – и здесь не так важно, какая у вас ниша;
- очень важно делить поощрение на три части – твердый оклад, ежемесячная премия, бонусы – и знать, как считать каждую из них;
- также мотивация зависит от функций, которые выполняет менеджер. Над Хантерами, Фермерами, Клоусерами и менеджерами по VIP-базе нужно работать отдельно.
Современный бизнес – это продажи. Потому что в самих товарах и услугах почти нечего изобретать. А вот методы их подачи – богатое поле для экспериментов. Тот, кто начнет первым его обрабатывать, соберет все сливки.