Как построить воронку продаж? Чтобы в комплексе увидеть, какие у вас есть проблемы и что надо «подкрутить» для роста продаж, начните с построения и анализа воронки продаж. Рассказываем, как «разрезать» ваши бизнес-процессы, чтобы увидеть слабые места.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Как построить воронку продаж
Читайте в статье:
Как построить воронку продаж и правильно посчитать конверсию?
В каких разрезах нужно анализировать воронку продаж?
Какую стратегию выбрать по работе с воронкой?
С какого этапа надо начинать работать с воронкой?
Как построить воронку продаж: внедрите CRM
Один и самых важных инструментов, который может рассказать очень многое об организации и работе отдела продаж в компании, это воронка продаж.
Воронка продаж — это число потенциальных клиентов, которые находятся на разных стадиях взаимоотношений с менеджерами. Она показывает весь цикл продаж от знакомства с клиентом до момента заключения сделки.
Как построить воронку продаж и правильно посчитать конверсию?
Вы сможете построить воронку продаж только тогда, когда точно понимаете, как выглядит бизнес-процесс. В разных сферах бизнес-процессы могут немного отличаться. Но суть должна оставаться той же: бизнес-процесс представляет собой четко выверенную и оптимальную схему.
Приведем пример.
Лид получен
Лид квалифицирован
Отправка коммерческого предложения
Отправка договора и счета
Оплата
Именно из этих этапов и состоят «слои» воронки продаж. При этом необходимо всегда соблюдать 3 правила.
Лиды всегда движутся в одну сторону от заявки к оплате и никогда не возвращаются на предыдущий этап. Если вам нужно вернуть его в силу тех или иных причин, то это уже другая сделка в CRM.
Лиды никогда не перескакивают через этапы. Бизнес-процесс оптимален. А такие скачки, скорее всего, свидетельствуют о поспешности, и клиент решит, что на него давят.
В воронке не может быть малоинформативных стадий: «думает», «в разработке», «на согласовании» и т.д. В противном случае у вас будет много клиентов, которые тянут резину. А это чревато пустой тратой ресурсов компании.
Как только воронка построена вы сможете измерить внутри нее множество важных показателей. Например, таких как:
количество лидов
количество квалифицированных лидов
длина сделки
длина этапа
общая конверсия
промежуточная конверсия между этапами
Все эти параметры необходимо отслеживать на регулярной основе. Особое внимание стоит уделить конверсии. Сокращение ее величины в первую очередь будет свидетельствовать о проблемах, требующих срочного решения.
Вы должны уметь правильно считать конверсию. Для этого используйте формулу:
Из данной формулы следует, что при расчете конверсии вы не учитываете показатель лидогенерации, а только количество тех, кто оплатил (положительно закрытые сделки) и количество тех, кто отказал (отказ).
Приведем простой пример. В текущем месяце к вам поступило 35 новых лидов. При этом было закрыто 10 сделок. И вы получили еще 10 отказов. Получается, что при расчете конверсии нас не интересует тот факт, что к вам пришло 35 заявок. Главное, сколько купили и сколько отказали. Подставляем цифры в формулу: 10 / (10 + 10) * 100% = 50%.
В каких разрезах нужно анализировать воронку продаж?
Каждый руководитель отдела продаж как минимум должен уметь настраивать в CRM воронку продаж в следующих разрезах:
→ По новым клиентам. Обязательно нужно смотреть, как переходят с этапа на этап потенциальные клиенты с момента первого контакта и до оплаты вашего товара или услуг.
В этом примере 1680 человек попали в воронку за счет холодных звонков. И, пройдя все этапы взаимодействия, в итоге клиентами компании стали 121 человек.
→ По текущим клиентам. Здесь нужно смотреть, как происходят вторая, третья и следующие продажи.
→ По каналам продаж. Изучайте, какие каналы продаж самые эффективные и приносят вам наибольшее количество потенциальных клиентов – холодные звонки, email-рассылка, наружная реклама, конференции, вебинары и т.д.
→ По продуктам. Анализируйте, какие продукты продаются лучше/хуже. Какой комплект товаров пользуется популярностью, что обычно покупают вместе с конкретным товаром.
→ По целевой аудитории. Смотрите, кто ваши клиенты: пол, возраст, семейное положение, сфера деятельности и т.д.
Например, по этой воронке можно сказать, что женщины покупают товар лучше, чем мужчины. Соответственно, если направить усилия на работу с женщинами, то выручка вырастет.
Здесь видно, что воронка производителей неплохая: нет резких провалов при переходе с этапа на этап. А в работе с торговыми представителями есть узкие места, на которые надо обратить внимание.
→ По региону. Исследуйте, в каких регионах ваши продажи идут лучше, задумайтесь почему. Увеличивайте усилия в этом направлении, и параллельно пересмотрите свою маркетинговую стратегию в регионах, где ваш товар продается плохо.
→ По сотрудникам. Это важно делать, чтобы понимать, на каких этапах вашим сотрудникам не хватает знаний, опыта, убедительности, что у них не получается. И планировать их обучение в соответствии с выявленными проблемами.
Какую стратегию выбрать по работе с воронкой?
Расширяйте стенки воронки и увеличивайте ее пропускную способность. То есть на каждый этап должны заходить как можно больше клиентов.
Работайте над конверсией каждого этапа, что в результате улучшить общую конверсию всей воронки.
Вычисляйте в воронках наиболее конверсионные целевые группы, продукты, каналы продаж и направляйте усилия менеджеров и маркетологов на них.
Или параллельно работайте сразу над пунктами 1-3.
С какого этапа надо начинать работать с воронкой?
Начните с самого проблемного. Это этап, на котором происходит наибольшая потеря клиентов.
Задача для B2B. У вас должна расти конверсия всей воронки и уменьшаться длина сделки
Задача для розницы. Увеличивайте пропускную способность воронки и средний чек.
Как построить воронку продаж: внедрите CRM
Для построения воронки продаж обязательно нужно сформулировать бизнес-процессы и спроецировать их на этапы. Бывает так, что число бизнес-процессов не равно числу этапов. Например, согласование договора по бизнес-процессам может проходить через нескольких сотрудников разных отделов, но отражать каждого как отдельный этап не нужно.
Строить воронку продаж лучше всего в CRM-системе. Без нее это будет трудоемко, отдельно надо будет собирать информацию из разных источников. Скорее всего, рассчитывать на регулярность при таком подходе будет сложно и проблематично. А забрасывать идею контролировать продажи с помощью воронки нельзя: это самый лучший способ понять, как реально идут дела.
Поэтому обязательно внедряйте CRM, ведите там все сделки, храните историю взаимодействия с клиентами, формируйте отчетности, получайте нужные данные и стройте воронки продаж регулярно.
Кейс: увеличение среднего чека
Екатерина Уколова Управляющий партнер «Oy-li»
Сервис доставки обедов
В компании, которая оказывала услуги по доставке готовых обедов, после настройки воронки по каналам продаж выяснили, что email-рассылка приносит 70% потенциальных клиентов, а реклама на разных площадках в интернете – 8%. Тогда отказались от работы с площадками и сконцентрировались только на email-рассылках, расширении базы и качестве писем. Продажи увеличили в несколько раз.
Торговля
Компания продавала товар, в цвете которого преобладало золото. Когда посмотрели на воронку продаж в разрезе регионов, выяснили, что основная доля продаж приходится на южные регионы – Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан. В других регионах этот товар продавался плохо. Перестроили бизнес-процессы в сторону работы с югом России и увеличили выручку на 30%.
Oy-li
Мы исследовали свои каналы продаж: с одного конверсия была 2%, с другого 10%. Мы отказались от первого и направили усилия менеджеров на второй. В результате выручка по второму каналу выросла на 50%, а менеджеры перестали тратиться свое время на неэффективный канал.
Хотите увеличить продажи и повысить эффективность менеджеров?