По результатам исследований, в России всего 10% компаний реализуют свои стратегические цели. И дело тут вовсе не в том, что оставшиеся 90% сталкиваются с какими-то непреодолимыми препятствиями или ставят совсем уж нереализуемые цели. Все куда проще: проблема почти всегда кроется в финансовом планировании.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

Уколова Круглов

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Можно выделить 7 самых серьезных ошибок, которые совершает абсолютное большинство компаний — и избежав повторения которых вы на порядок повысите свои шансы на успех:

1. Бюджет не привязан к стратегии развития компании

Несмотря на то, что бюджет в основном касается довольно прозаических вещей, именно он в значительной степени определяет то, насколько вам удастся привести компанию к светлому будущему, полному сверхприбылей и поверженных конкурентов.

Поэтому при составлении бюджета нельзя отталкиваться только от текущих нужд и возможностей отдельных подразделений. Необходимо учитывать то, к каким результатам и целевым показателям вы хотите привести компанию в дальнейшем, и включать в него мероприятия из стратегического плана.

2. Бюджет не информативен

Во многих компаниях к оформлению бюджета подходят исключительно с точки зрения текущей хозяйственной деятельности. Однако бюджет должен не только учитывать стратегию компании, но и в определенной степени ее иллюстрировать. То есть, он должен быть составлен таким образом, чтобы в дальнейшем было возможно проанализировать результаты с точки зрения различных стратегических инициатив и получить необходимую информацию для последующего распределения ресурсов.

3. Работники не ознакомлены со стратегическими планами

Все сотрудники, принимающие участие в процессе планирования, должны в полной мере понимать стратегию компании и иметь доступ ко всей сопутствующей информации — иначе они просто не смогут оценить, насколько их деятельность вообще полезна для глобальных планов компании.

В целом же — пусть это и не имеет прямого отношения к планированию — желательно, чтобы четкое представление о стратегии компании имели вообще все менеджеры.

4. Планы составляются без учета мнения ключевых сотрудников

Работники, ответственные за составление финансовых планов и бюджетирование, зачастую имеют крайне отдаленное представление о том, в каких условиях находятся конечные исполнители.

Конечно, нет никакой необходимости обсуждать финансовые планы с каждым менеджером по продажам (да и вряд ли вам удастся получить от них адекватную оценку ситуации), но даже мнение руководителей низшего звена может быть крайне полезным.

5. Новые планы составляются на основе старых

Учитывать результаты, полученные в прошлом отчетном периоде, несомненно, важно, однако при планировании нельзя опираться исключительно на них. Каждый новый финансовый план стоит составлять исходя из стратегических целей и задач — а они вряд ли будут из раза в раз повторяться.

Информация же о том, как до этого соотносились ваши планы и фактические результаты должна использоваться в качестве вспомогательного инструмента, нужного для постановки более реалистичных целей.


Таким образом можно вывести главное правило планирования: сначала стратегия, затем бизнес-план и в самом конце — бюджет.


То есть, например, формирование бюджета отдела маркетинга с учетом стратегии компании будет происходить примерно таким образом:

Финансовое планированиеВ целом, рецепт построения эффективной системы финансового планирования не так уж сложен: просто не забывайте о том, что вся ваша компания — сколько бы в ней ни было отделов и подразделений — это единый механизм с одной общей целью.

6. Используется только один из видов финансового бюджета

Распространенная ошибка – упрощение, когда для финансового планирования используется только один из видов финансового бюджета. Это может быть прогнозный баланс или план движения денежных потоков.

Более оптимально будет применением трех стандартный и прозрачных форм – бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджет по балансовому листу. Они представляют всю необходимую информацию в разрезе:

  • Прогнозируемого финансового результата (бюджет доходов и расходов)
  • Финансовых потоков (бюджет движения денежных средств)
  • Финансового положения компании (бюджет по балансовому листу)

7. Часть финансовой информации исключается из консолидированного финансового бюджета

Это может быть случайной ошибкой или приказом руководства исключить финансовые потоки по какому-то из проектов, который в целом может быть и не связан с текущей деятельностью.

Но такой подход усиливает финансовые риски, может привести к неверному решению в плане инвестиций.

Уколова Круглов

Хотите научиться составлять бюджет для себя, чтобы планировать прибыль?