Для чего нужен Вебвизор

У вас отлажена работа отдела продаж, а маркетологи активно трудятся над привлечением клиентов, оптимизацией продукта и цены, но заявки приходят редко, а выручка не удовлетворяет? Каково будет ваше удивление, если причина неудач – чрезмерно сложная форма заполнения заявки на сайте? Или некорректное отображение полей для регистрации? Используя Вебвизор, вы сумеете анализировать поведение посетителей и находить этап, на котором они уходят, не совершив целевое действие. 

Что такое Вебвизор

Вебвизор – это инструмент аналитического сервиса Яндекс.Метрика, предназначенный для видеозаписи действий пользователей на сайте. Яндекс.Метрика – ресурс для анализа сайта, аудитории и других маркетинговых решений. 

Этот уникальный сервис позволяет точно увидеть, что делал посетитель на сайте – какие разделы кликал, насколько быстро прокручивал страницы, где задерживался и пр. Вебвизор записывает не все визиты, а только 150 000 посещений за день и сохраняет их в течение двух недель.

Теперь ответим на основной вопрос: Вебвизор нужен для:

  • аналитики – изучение поведения, предпочтений потребителей и обнаружение мест «провала», когда клиент уходит с сайта, так и не совершив заказ;
  • повышения юзабилити – сервис является лучшей обратной связью с пользователем и помогает выявить не только его предпочтения, но и ошибки в функционировании веб-ресурса и другую полезную информацию.

Цели

Открывая в глобальной сети любой ресурс, интернет-серфер изначально видит лишь некоторые его части. Если его заинтересовала «шапка» страницы, он перейдет к основному тексту, обратит внимание на колонки, размещенные слева и справа и лишь потом прокрутит всю страницу и дойдет до нижней части. 

Сайт – это виртуальная торговая площадка. У вас есть приоритетный продукт, тот товар или услуга, которые вы предлагаете аудитории в первую очередь. На сайте информация о нем находится в «горячей» зоне, на самом видном месте. Такой контент призывает пользователя совершить целевое действие – перейти по ссылке для регистрации, заказа обратного звонка и др. Иногда цель – просто ознакомление посетителя с продуктом, например, просмотр рекламы или прочтение статьи. 

Работает ли заложенный на ресурсе пользовательский сценарий показывает не только статистика маркетологов, но и Вебвизор. Он непосредственно демонстрирует, как ведут себя визитеры на сайте, и помогает выявить закономерности в их поведении, что пользователь делает на сайте, к каким разделам и страницам переходит, где остается надолго и т. д. Если все это видеть, можно понять, что приносит сайту успех, конверсию, а что задерживает получение новых лидов. Так вы сможете корректировать сценарий, менять структуру сайта, контент и пр. 

Основная цель Вебвизора – отслеживание данных. Какие сведения помогает анализировать инструмент:

  • движение курсора посетителя по ресурсу;
  • клики мышью по элементам сайта;
  • прокрутка страницы – последовательность, динамика;
  • используемые клавиши клавиатуры;
  • устройство входа, используемый браузер;
  • открытие в браузере других вкладок и окон.

Это крайне важная информация для маркетологов. Благодаря ей можно выявить проблемные места сайта, а также разработать план дальнейшего развития в онлайн-пространстве. Но чтобы сделать правильный анализ, требуется разбираться в эксплуатации Вебвизора.

Как пользоваться

Вебвизор – часть сервиса Яндекс.Метрики и встроена в него. Чтобы Вебвизор работал, его нужно включить в разделе «Счетчики» либо настроить уже имеющийся счетчик. 

Что позволяет увидеть Вебвизор:

  1. Список посещений посетителей за две недели. На главном экране с отчетом в виде иконок отображается основная информация о каждом визите – операционная система клиента, используемый браузер, страна, период посещения, а также активность.
  2. Интересно разработан показ активности каждого пользователя. Для оценки Яндекс.Метрика использует шкалу из пяти делений и цветовое решение – чем ближе к зеленому цвету, тем больше и качественнее активность интернет-серфера. Например, одно деление красного цвета означает, что клиент открыл сайт и ничего не делал на нем. 
  3. Сегменты – стандартная настройка Метрики, позволяющая сортировать и выделять аудиторию по сегментам. Здесь вы можете найти тех посетителей, которые вас больше всего интересует. Сервис позволяет очень точно искать подходящие записи, вплоть до возраста, пола, географического положения, поведения на сайте – например, выделить тех, кто кликнул раздел или перешел с главной страницы в определенный блок.
  4. Главная часть сервиса – сам табличный отчет. Каждая строка – отдельная запись визита. Столбцы настраиваются пользователем по своему усмотрению. Здесь вы можете просмотреть аналитическую информацию по записям, сортировать данные по подходящим условиям и пр. 

Вы можете настроить отображение дополнительных столбцов – выполнение цели, количество входов на страницу, UTM-метки и пр., согласно вашим маркетинговым задачам и потребностям.

Просмотр записи

Вы можете открыть любую запись из списка Вебвизора и просмотреть ее. Изучать все записи подряд – трудоемкий и неэффективный процесс. Именно поэтому в сервисе предусмотрены фильтры и иконки с краткой информацией.

Записи можно ставить на паузу, ускорять и выбирать конкретный момент из всей съемки. Например, на цветовой диаграмме вы увидели много желтого цвета, значит, в этот момент пользователь совершал большое количество нажатий. Вы выбираете именно этот отрезок в записи и просматриваете его для выяснения причин активности.

Примеры работы с Вебвизором

Другие неудачные решения, выявленные при анализе поведения клиентов на сайтах:

  1. Сложные формы для заполнения – при виде целого ряда строк клиенты могут с досадой закрыть сайт. Решение: если ваш продукт предполагает необходимость обработки большого объема информации, разбейте заполнение на шаги и максимально упростите процесс подсказками.
  2. Слайдеры и переключатели – разработчики любят украшать главную страницу ресурса яркими слайдерами с различным контентом, но их практически не листают, соответственно, не читают информацию на них. Интерес к таким элементам есть только у тех пользователей, которым очень понравился ваш сайт и они часто его посещают. Если же у вас начинающийся или небольшой бизнес, то размещение информации на слайдерах и переключателях не привлечет клиентов. Однако слайдеры – хорошее решение для тех, кому нужны только заинтересованные лиды, готовые подробно изучить информацию на сайте. Альтернатива: традиционные блоки с текстом, которые нужно прокручивать вниз. 
  3. Блоки с большим количеством сложной, неструктурированной информации отпугивают клиентов и они уходят. Решение: если у вас сложный продукт, то придумайте схему ее подачи: графические элементы, таблицы, диаграммы и пр., облегчающие восприятие. 
  4. Отсутствие логической последовательности – если на сайте разделы и элементы не имеют строгой структуры и логики повествования, пользователь запутается и, скорее всего, уйдет. Решение: информацию делите по категориям, шагам.
  5. Дизайн блоков – слишком много цветов, яркий фон, аляповатый вид. Просмотры записей Вебвизора показывают, что клиенты покидают сайты с неудачным цветовым решением в дизайне. Решение: минимализм, крупные шрифты, спокойные тона.
  6. Технические проблемы с отображением контента – например, вместо красивого шрифта, который вы купили, у вас выводятся символы в стиле, совершенно не подходящем под общий дизайн страницы, или шрифт вообще не отображается. Нужно проверить верстку. Иногда причина в устройстве клиента – старая версия браузера, медленное интернет-соединение. Но итог – потеря лида. Решение: необходимо оптимизировать работу сайта с различными устройствами и браузерами. С этой задачей может справиться веб-мастер, программист. 
  7. Наличие прелоадеров при загрузке страницы – знаков в виде круга, другой анимации, обозначающей процесс загрузки. Если вы просмотрите записи Вебвизора, то заметите, что большинство людей при виде прелоадера закрывают страницу. Решение: не влияют на конверсию прелоадеры, которые появляются при скачивании файлов или вычислительном процессе, но никак не при загрузке страницы. Если страница «тяжелая» и медленно загружается, то лучше пусть пользователь видит, как появляются ее элементы, чем пресловутая анимация. 
  8. Большое количество блоков – если сайт не является лонгридом, то оптимально уместить информацию по торговому предложению в пяти блоках. Редко пользователи готовы прокручивать страницу больше. Даже до пятого блока добираются 10–15 % посетителей. Если вы за пять логических блоков не успели донести до клиента, чем вы занимаетесь, сколько это стоит и почему нужно выбрать вас, то человек с высокой вероятностью уйдет. В Вебвизоре есть функция – карта скроллинга, которая показывает, до какого блока какой процент пользователей добирается. Дальше пятого блока прокручивают пользователи, которых вы убедили в пользе и выгодах продукта, они готовы изучать компанию дальше – инстаграм, соцсети. Решение: вся информация для «подогрева» размещается на пяти блоках. Подогретый клиент готов рассматривать продукт дальше и дойдет до самого низа страницы.
  9. Несоответствие надписи на кнопке целевой странице. Если пользователь нажимает на кнопку «Рассчитать стоимость» и выводится форма обратной связи, то он закроет страницу. Решение: ссылка должна четко отражать то, что по ней найдет клиент. 

Ошибки 

Две самые частые ошибки, совершаемые аналитиком при использовании Вебвизора;

  1. Неправильные критерии оценки визита. Оценка должна выставляться по критерию функциональности сайта, а не по личной симпатии, эстетике и т. д. Обращайте внимание, как работают элементы вашего ресурса, насколько они быстро реагируют на действия посетителя, корректно ли отображаются блоки, анимационные элементы, сам контент. Благодаря просмотру записей вы увидите, работают ли все кнопки во всех браузерах и на всех устройствах. Возможно, какой-то IP-адрес не показывает визитерам важные сведения или функционал. Вебвизор помогает находить неполадки и ошибки в работе ресурса. 
  2. Анализ действий вместо анализа причин. Необходимо не просто следить за кликами, а понимать, почему посетители задерживаются на определенных элементах сайта, откуда они приходят на ваш ресурс и, самое главное, почему не выполняют целевое действие и уходят без подачи заявки.
✓ Номер введен верно