В каждом бизнесе должна быть формализованная стратегия развития компании минимум на 3 года. Чтобы ваши цели в бизнесе были достигнуты, используйте технологию SMART. Она позволяет грамотно оценить возможности, барьеры и найти трамплин для роста бизнеса. О том, как пользоваться технологией SMART, читайте в статье.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Читайте в статье:
- Технология SMART: как ее применять
- Технология SMART и SWOT анализ
- Технология SMART: кто вы мясник или молочник?
- Действия, которые приносят деньги, по технологии SMART
- Кейсы: на что влияет технология SMART
Как применяется технология SMART
SMART – это аббревиатура:
S – specific — конкретная;
M – measurable — измеримая;
A – achievable, ambitious, agresive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
R – relevant, resource — согласованная, ресурс;
T – time bound – ограниченная по времени.
S – specific — конкретная
Цель должна быть максимально конкретной и одинаково пониматься вами и окружающими. По технологии SMART она предполагает ответы на следующие вопросы:
- Что именно должно быть сделано?
- Когда?
- В каких количественных показателей?
Неправильно
Стать успешнее
По SMART
К 01.01.2019 году войти в ТОП-10 компаний – экспортеров России по рейтингу Forbes
К 01.01.2019 году увеличить прибыль компании до 10 млн руб./мес.
M – measurable — измеримая
Вы и те, кому вы поручили достижение цели, должны понимать критерии, по которым будет понятно, что цель достигнута. Технология SMART мотивирует персонал настолько, насколько он видит свою конкретную выгоду в ожидаемых результатах.
Неправильно
Делать больше продаж
По SMART
Каждый продавец закрывает от 20 продаж в месяц со средним чеком от 100 000 рублей
A — achievable, ambitious, agresive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная
Achievable – достижимая
Такой критерий технологии больше подходит для наемных сотрудников, специалистов. Собственник спускает на них свои цели, но их действия ограничены рамками занимаемой ими должности.
Ambitious — амбициозная
Эта трактовка технологии SMART для ТОП-менеджеров компаний. Они по-прежнему ограничены волей собственника, но уже мыслят в рамках проекта. Поэтому их цели сложные, с огромным вызовом, но все же достижимые в рамках технологии.
Aggressive – агрессивная.
Критерий оценки достижимости цели по технологии SMART для предпринимателей. Когда цель, по мнению окружающих, выходит за рамки здравого смысла, но собственник делает все, чтобы достичь результата.
Attractive – привлекательна
Конечный результата должен захватывать перспективами ее достижения, причем не только собственника, но и тех, кому он делегировал выполнение поставленных целей.
SMART-технология используется также при управлении персоналом и постановке задач подчиненным. Поэтому крайне необходимо привязать итоговый результат к мотивации персонала, чтобы они лично были заинтересованы в его достижении.
R – relevant, resours – соответствующая данной ситуации, ресурс
Relevant – соответствующая данной ситуации
SMART-цель должна быть уместной в данной ситуации. Она должна вписываться в миссию вашей компании и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами.
Все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи.
Большая ошибка бизнеса ставить задачи на 1 год, но при этом не составлять ежеквартальные и ежедневные планы действий. Важно четко понимать, как вы ее достигнете.
Эта категория технологии SMART также связана с управлением персоналом.
Resource – ресурс.
Технология SMART позволяет объективно оценить ресурсы, которые у вас есть сейчас: персонал, наличие средств, время.
Одна из частых ошибок бизнеса – делегировать одному человеку задачи разных направлений. Когда вместо команды различных специалистов все направления ведет только один человек.
T – time bound – ограничение по времени
Технология SMART ставит условием ограничить любую цель во времени. Вы можете поставить четкую дату выполнения цели, либо привязаться к определенному периоду. Без сроков цель будет невыполнима.
Неправильно
Стать ТОП-1 в своей нише
По SMART
Стать ТОП-1 в своей нише по итогам 2018 года
SWOT-анализ или SMART-цели
Традиционно в бизнес-школах учат сначала сделать SWOT анализ, чтобы оценить возможности бизнеса. Но мы считаем, что первоначально нужно применить технологию SMART. Цели собственника — в приоритете, ведь он не ограничен в своем бизнесе.
Видя свои цели, собственник начинает задумываться, за счет чего их можно достичь: выйти на другие рынки, развить новые проекты, привлечь дополнительные ресурсы, использовать новые технологии.
Технология SMART: кто вы мясник или молочник?
Существует 2 стратегии развития компании: мясник и молочник.
- Вы «выращиваете» бизнес до конкретного результата и не забираете из него деньги.
- Вы каждый месяц небольшими частями забираете из него деньги.
Технология SMART не позволяет ставить одновременно две цели: вырасти в 2 раза и каждый месяц вынимать из бизнеса деньги. Вы должны определиться со стратегией.
Не выбирайте стратегию мясника постоянно, нельзя все время только реинвестировать и жить на зарплату.
Действия, которые приносят деньги, по технологии SMART
Многие компании либо зависли в прошлом опыте успеха, или надеются на будущий успех. Но при этом забывают про настоящее, в котором упускают реальные возможности что-то поменять. Вы успешны настолько, насколько успешны в этом месяце.
Использование технологии SMART позволяет избавиться от иллюзий и создать план действий, который реально увеличит продажи. Вы можете делать 1000 действий, но результат может быть нулевым, если вы неправильно поставите цели.
Воспользуйтесь технологией SMART и посмотрите, выполнение каких задач вам приносят деньги, а какие просто забирают ресурсы.
Теперь, исходя из слабых сторон, составляете план действий (action-plan) на год вперед – что надо изменить, чтобы достичь цели по увеличению выручки. Поставьте задачи в разбивке по неделям и назначьте ответственных сотрудников. Показатели выполнения этого плана включите в мотивацию ваших менеджеров.
Кейсы
Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»
Строительная компания живет прошлыми достижениями и ставит задачи, ориентируясь на уже несуществующие ресурсы. Постановка целей по технологии SMART могла бы дать возможность открыть новые рынки и выбрать правильный порядок действий.
Собственники мебельной компании с оборотом 50 млн руб. в месяц зарабатывают только 700 000 руб. прибыли на троих. В системе явно присутствуют лишние действия, которые не приносят результата, а лишь съедают маржу. Технология SMART позволила бы конкретизировать проблему и устранить ее за счет выбора правильной цели