
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Метод СПИН, разработанный маркетологом Нилом Рэкхемом и активно использующийся зарубежными менеджерами, позволяет выявить потребности покупателя и ненавязчиво подвести его к решению о приобретении вашего товар или услуги.В основа метода лежат вопросы четырех типов (Ситуационные, Проблемные, Извлекающие, Направляющие), которые задаются последовательно, шаг за шагом приближая вашего собеседника к покупке.
Ситуационные вопросы
При встрече с клиентом вам в первую очередь нужно собрать информацию о его бизнесе и прояснить текущее положение вещей. Важно, чтобы ваш собеседник сам выдавал вам информацию, отвечая на ваши вопросы.Список вопросов стоит подготовить заранее. Вы можете даже написать несколько списков для разных категорий клиентов — затраченные усилия не пропадут даром, поскольку ситуационные вопросы позволяют создать базу для дальнейшего взаимодействия с потенциальным заказчиком.
Проблемные вопросы
Выяснив положение дел в бизнесе клиента, важно определить слабые места и проблемы. Люди делают покупки, чтобы решить свои проблемы, поэтому на этом этапе мы даем им возможность эти проблемы осознать. Например, общаясь с будущими участниками наших тренингов по продажам мы задаем вопросы:
- Вырос ли ваш план продаж по сравнению с прошлым годом?
- Сколько менеджеров выполняют план продаж?
- Какой процент холодных звонков приводит к заключению сделок?
- Какие проблемы вы видите в работе вашего отдела продаж?
Извлекающие вопросы
Эта группа вопросов позволяет клиенту увидеть, к чему ведет отсутствие решения проблем, которые были обозначены на предыдущем этапе.
Классические виды вопросов:
- К чему это обычно приводит?
- Как будет развиваться ситуация, если вы не решите эту проблему?
- Какое воздействие это оказывает на ваши продажи?
- Как часто повторяется эта ситуация?
- Как вы оцениваете упущенную выгоду?
Направляющие вопросы
Эта группа вопросов переключает внимание клиента с проблем на решения, на выгоды вашего продукта или услуги, на те ценности и преимущества, которые он получит в результате сделки. Скорее всего у вас есть список выгод и преимуществ вашего товара. Все что вам нужно сделать на этом этапе — адаптировать этот список к интересам и проблемам вашего клиента и переформулировать тезисы списка в виде вопросов. Овладев техникой СПИН-продаж, вы сможете даже мимолетный интерес потенциального клиента превращать в потребность, развивать эту потребность в стремление действовать и предлагать конкретный план действий, заключающийся в приобретении вашего продукта.
СПИН-технология продаж: выводы
С помощью СПИН-вопросов менеджеры ведут покупателя через пять стадий к покупке:
- Признание потребности
- Оценка вариантов
- Разрешение сомнений
- Принятие решения
- Факт покупки
СПИН-продажи предполагают четкую последовательность. С помощью ситуационных вопросов выясняются детали, подробности, налаживается контакт с покупателем. Здесь важно не углубляться в дебри, а за 3-5 вопросов уточнить нужные данные.
Следующий блок проблемных вопросов акцентируют внимание клиента на проблеме. Извлекающие вопросы усиливают в клиенте понимание, что проблема требует разрешения. А направляющие вопросы помогают ему принять решение, уверовать, что именно ваш продукт изменит ситуацию в лучшую сторону.
Обязательный элемент СПИН-продаж — техника активного слушания. Не надо говорить за клиента, надо впитывать информацию и использовать ее в своих интересах.
Хотите получить чек-лист по эффективным каналам для вашего бизнеса?
Записывайтесь на программу «Отдел продаж под ключ»