При разработке системы мотивации отдела продаж важно учитывать специфику работы каждой категории сотрудников и, соответственно задавать соотношения оклада и бонусной части зарплаты.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Мотивация отдела продаж
Читайте в статье:
- Мотивация руководителя
- Мотивация менеджера по продажам
- Мотивация сотрудников клиентского отдела
- Мотивация отдела продаж: бонусы
Мотивация руководителя
Стимулировать к производительному труду нужно не только рядовых сотрудников, но и руководителя отдела продаж. Размер бонусной части оплаты труда руководителя должен зависеть как от выполнения личного плана продаж, так и от выполнения плана отделом.
Оптимальная схема выглядит следующим образом:
- оклад в общем доходе начальника отдела продаж составляет 40-50%;
- переменная (бонусная) часть зарплаты делится пополам на результаты личных продаж и продаж отдела.
Мотивация менеджера по продажам
Однако, если цены гибкие и предполагают скидки, такая система работает плохо — в погоне за объемом, менеджер будет снижать цену и предлагать скидку при каждом удобном случае. В результате маржа падает. Поэтому, если ваша компания активно использует скидки, привяжите процент менеджера к общей валовой прибыли компании.
Чтобы исключить конкуренцию продавцов внутри подразделения и ориентировать их на командную работу при расчете бонусной части оплаты нужно учитывать выполнение плана отделом продаж в целом:
- если план не выполнен — процент, по которому рассчитывается бонусная часть зарплаты, уменьшается;
- при выполнении плана для расчета премии берется базовый процент;
- если план продаж отделом перевыполнен, процент повышается на заранее установленную величину.
Если в вашей компании с постоянными клиентами работает отдельная группа сотрудников, так называемый клиентский отдел, то результаты работы этого отдела также полезно учитывать в оплате менеджеров по продажам.
Хорошо зарекомендовала себя система прибавления к бонусной части оплаты труда продажников процента от заказов «старых» клиентов, приведенных данным менеджером.
В этом случае доход менеджера по продажам состоит из трех элементов:
- оклад (20-50% от общей суммы дохода);
- премия за выполнение плана;
- премия по результатам продаж ранее привлеченным клиентам.
Такой подход заставляет менеджера по продажам не просто пытаться продать клиенту товар любой ценой, но и мотивирует его работать на перспективу.
Мотивация сотрудников клиентского отдела
Сотрудники отдела по работе с постоянными клиентами не привлекают новых покупателей, их возможности заработать ограничены спросом существующей базы клиентов.
Поэтому для них оклад должен составлять больший процент дохода (от 60 до 80%).
Оставшиеся 20-40% зависят от выполнения плана продаж подразделением в целом.
Мотивация отдела продаж: бонусы
Бонусы — переменная часть заработка сотрудников отдела продаж, которая напрямую зависит от выполнения плана. Поэтому система мотивации должна учитывать, как сотрудники справляются с поставленными целями. Речь о том, что между между выполнившими, недовыполнившими и невыполнившими план должны существовать «большие пороги».
Разберем на примере. Если сотрудник:
- сделал меньше 80% плана – остался без бонуса
- сделал от 80% до 100% плана – получил условно 50% от оклада
- вышел за 100% плана – получил 100% от оклада (то есть в 2 раза больше, чем менеджеры из пункта 2)
- перешагнул 120-130% плана – получил 200% от оклада (то есть в 2 раза больше, чем менеджеры из пункта 3)
То есть пример демонстрирует 100-процентную разницу в бонусной части между заработками «середнячков» и «ударников».
Нужна эффективная система мотивации?
Расскажем, как ее построить с гарантией результата