Принцип «все делают всё» не работает. Он ведет к хаосу, потери лидов и времени. Поэтому должностные инструкции отдела продаж отдельно для сотрудников и руководителей, регулирующие процессы, должны стать неотъемлемой частью бизнес-модели компании. Рассмотрим 2 принципа составления подобных документов для рядовых продавцов, 5 особых пунктов таких регламентов, 2 стандарта труда и 5 основных обязанностей руководителя.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Должностная инструкция отдела продаж
Читайте в статье:
-
Должностная инструкция отдела продаж: составляем по функциональному принципу
-
Должностная инструкция отдела продаж: используем поканальный принцип
-
Должностная инструкция отдела продаж: оговариваем 5 «особенных» пунктов
-
Должностная инструкция отдела продаж: соблюдаем 2 стандарта труда
-
Должностная инструкция отдела продаж: фиксируем 5 обязанностей руководителя
- Должностная инструкция отдела продаж: карта рабочего дня
Должностная инструкция отдела продаж: составляем по функциональному принципу
Чтобы этого не происходило, функции менеджеров должны быть дифференцированы и четко определены. Лучше всего в этом деле помогает создание детальных должностных инструкций отдела продаж. Содержание этих документов зависит от специфики бизнеса компании и внешних факторов. Для составления этих регламентов можно руководствоваться несколькими принципами.
В частности, регламент, составленный по функциональному принципу, принято делить на 3 категории в соответствии со структурой отдела продаж.
1. Поиск, квалификация и привлечение клиента. Этим занимаются хантеры. В их функции могут входить:
- телемаркетинг;
- seo-оптимизация;
- таргетинг;
- генерация трафика;
- лендинг
2. Первичное закрытие клиента, то есть первая покупка. Данную функцию осуществляют менеджеры-клоузеры. В их порядке работы должны быть прописаны обязанности;
- реализовать продукт как можно большему количеству новых покупателей,
- увеличить средний чек.
3. Отгрузки по текущей базе данных. Эти сотрудники должны выполнять показатели по:
- увеличению доли в клиенте;
- upsale и cross sale;
- снижению «отвала» клиентов.
Должностная инструкция отдела продаж: используем поканальный принцип
Этот принцип работает не для всех сегментов бизнеса. Но он гармонично может дополнить функциональный подход, так как рассматривает обязанности сотрудников под иным углом.
Поканальная классификация может выглядеть примерно так.
- Прямые
Подразумевается «классическое» коммерческое подразделение с внутренним делением по функциям: привлечение и квалификация клиента, его закрытие, поддержка. Ничего специфичного и сверхъестественного.
- Розничные сети
А вот это уже интереснее. Использование чужих розничных сетей для реализации своих товаров или услуг. За взаимодействие с ними отвечает специально выделенный сотрудник отдела продаж.
- Взаимодействие с дилерами
Если компания в силу бизнес-сегмента взаимодействует с дилерами, то скорее всего необходима отдельная структура, которая не должна входить в классическое коммерческое подразделение.
- Тендеры
Узкая, но довольно сложная область знания и деятельности. Поэтому в этой сфере тоже должен действовать специально обученный специалист отдела продаж.
Должностная инструкция отдела продаж: оговариваем 5 «особенных» пунктов
Обратим внимание на 5 «особенных» обязанностей продавцов, которые должны быть «вынесены за скобки» и прописаны дополнительно в должностной инструкции.
1. Работа с «холодной» базой. Подразумевает ежедневный обзвон 100-200 потенциальных клиентов. Многих такая перспектива может напугать. Обязательно оговаривайте в требованиях это условие работы.
2. Работа с «теплой» базой. Этот пункт рассматривается менеджерами, скорее, как привилегия. Поэтому будет выглядеть привлекательно для потенциально перспективного соискателя.
3. Работа с входящими. Работу с входящим трафиком можно разделить на 3 категории:
- обработка заказов с сайта,
- прием входящих заявок,
- работа с пришедшим покупателем.
Каждый из этих видов деятельности потребует дополнительных навыков.
4. Работа с элементами информационных технологий. Продавцы должны уметь не только продавать, но и быть подкованными в некоторых вопросах информационных технологий. Последние самым серьезным образом способствуют росту числа успешно закрытых сделок. Среди прочих обязанностей в должностной инструкции могут быть прописаны требования:
- работа с CRM,
- занесение данных в 1С,
- мониторинг рынка через сервисы карт и каталоги.
5. Включите в должностную инструкцию работу с товаром. Это особый пункт. Если менеджеру придется заниматься выкладкой, обязательно сразу оговорите это. Вообще любую дополнительную функцию следует озвучивать заранее.
Должностная инструкция отдела продаж: соблюдаем 2 стандарта труда
В должностной инструкции отдела в качестве обязанностей может быть прописано выполнение количественных показателей. На сегодняшний день сформировались некоторые стандарты труда продавцов в зависимости от отрасли. Можно ориентироваться на них. Именно они могут послужить индикатором адекватности должностных инструкций.
Чтобы вам легче понять, о чем идет речь, приведем ряд цифр по 2 стандартам: встречам и звонкам.
Количество встреч
- 25 встреч в FMCG секторе
- 8 встреч в рознице
- 2 встречи в В2В при условии, что нет звонков
- 1 встреча в B2B, если есть звонки
Количество звонков
- 250 звонков в рознице
- 150 звонков в масс-маркете
- 100 звонков в B2B, сектор малого и среднего бизнеса
- 50 звонков в B2B, сектор среднего и крупного бизнеса
- 15 звонков в день при наличии встреч
Используйте эти данные как источник информации для составления должностных инструкций отдела. И если они далеки от «отраслевой реальности», корректируйте их, чтобы они в итоге оказались релевантными для сегмента.
Должностная инструкция отдела продаж: фиксируем 5 обязанностей руководителя
Должностная инструкция руководителя отдела (РОПа) будет существенным образом отличаться от регламента рядового продавца.
1. Одна из характерных функций РОПа – планирование. Для этого нужно обладать определенным опытом и навыками. В частности, общие цели компании РОП должен уметь декомпозировать до промежуточных показателей активности конкретного менеджера:
- количество звонков;
- количество встреч;
- количество отправленных коммерческих предложений;
- количество выставленных счетов;
- количество оплат.
2. В должностную инструкцию РОПа должна входить обязанность организации процесса. Лучше всего она реализуется через проведение совещаний: еженедельные, ежедневные, «летучки». Именно стройная система регулярных собраний позволяет в полной мере руководить и контролировать процесс продаж.
Совещания позволяют проходится по нескольким контрольным точкам:
- планы на месяц;
- планы на неделю;
- ежедневные планы;
- факт оплат;
- состояние по pipeline;
- экспресс мотивация и обучение.
3. РОП должен обладать качествами лидера для мотивации сотрудников, так как это в прямом смысле будет вменено ему в качестве обязанностей по должностной инструкции отдела.
Кроме того, руководитель должен хорошо разбираться в:
- психологии работника,
- видах и способах мотивации,
- соотносить конкретный психологический тип подчиненного и действенным для него способом мотивации.
4. Функция контроля является основополагающей для РОПа и в обязательном порядке прописывается в должностной инструкции. Чтобы осуществлять ее эффективно, руководитель должен:
- уметь быстро разобраться с функционалом CRM и любой другой технологией;
- уметь выстроить систему бизнес-показателей для конкретной компании и анализировать ее с целью коррекции курса;
- уметь грамотно работать с подчиненными в рамках системы совещаний.
5. Если в компании нет внутреннего тренера, в обязанности РОПа должна входить функция обучения. Пропишите в должностной инструкции отдела продаж необходимость практичных и регулярных тренингов для его сотрудников.
Опытный РОП руководитель может выстраивать обучение на основании листов развития и прослушки бесед менеджеров с покупателями.
Должностная инструкция отдела продаж: карта рабочего дня
Обязательно контролируйте, чем заняты сотрудники. Но чтобы разобраться, следуют ли они стандартам, соблюдают ли бизнес-процессы, нужно создать регламенты.
Опишите и зафиксируйте бизнес-процессы в вашей сфере. Например:
- Лидогенерация
- Звонок
- Коммерческие предложения
- Презентация
- Согласование и заключение договора
- Выставление счета
- Исполнение договора
- Оплата
Когда процессы прописаны, то достаточно просто можно будет составить список рабочих и личных дел сотрудника. А затем проанализировать, как этот эталонный перечень соотносится с реальностью. В этом помогает такой инструмент как фотография рабочего времени, когда фиксируются действия менеджеров и прописывается тайминг. В итоге сложится понимание:
- Основные действия сотрудников
- сколько времени занимает работа с клиентами
- не имитируют ли некоторые из них бурную деятельность
- какие функции занимают больше всего времени
- от каких вторичных обязанностей можно освободить менеджеров и т.д.
Ещё больше идей и примеров по этой теме вы получите на наших авторских бесплатных вебинарах. Регистрируйтесь!
Мы рассмотрели несколько ключевых аспектов, которые необходимо учитывать при составлении должностной инструкции отдела продаж. Руководствуйтесь изложенными принципами, и вы сможете составить логичный и понятный регламент для своих продавцов и РОПа.
Хотите получить должностную инструкцию для ваших менеджеров и руководителя отдела?
Приходите на нашу программу с гарантией результата