Зачем нужен тренер по продажам? Какие выгоды он приносит компании? Как подобрать настоящего профессионала, который превратит ваших менеджеров в монстров продаж? Ответ вы найдете в этой статье.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Тренер по продажам
Читайте в статье:
- Тренер по продажам: подбор кандидатов
- Тренер по продажам: типы квалификации
- Тренер по продажам: оценка эффективности
- Тренер по продажам: мотивация тренера
- Тренер по продажам: преподавательский «корпус»
- Тренер по продажам: проводим ABC XYZ-анализ
- Тренер по продажам: замеряем пенетрацию
- Тренер по продажам: выделяем наиболее эффективные каналы
- Тренер по продажам: настраиваем бизнес-процессы
- Тренер по продажам: как проверить сотрудников
Подбор кандидатов
Отдел продаж постоянно нуждается в повышении уровня квалификации персонала. Обучение продавцов — это уже необходимость для каждой компании.
Сегодня рынок перенасыщен предложениями тренеров по продажам. Они похожи друг на друга. И очень сложно выбрать кандидата, который действительно внесет качественные изменения в работу отдела.
Как найти своего тренера по продажам:
- Определитесь, какие результаты вы хотите получить от него и как вы будете замерять этот результат.
- Максимально подробно опишите свои требования в вакансии при подборе кандидатов.
- Подготовьтесь к собеседованию. Создайте список необходимых вопросов. В частности, как и где уже были достигнуты результаты, которых вы ждете от кандидата.
- Изучите резюме, проверьте достижения и послужной список тренера.
- Оцените отзывы о кандидате.
Помните, что основная ценность работы тренера – это умение формировать навыки продаж у сотрудников. А также контроль эффективности применения этого навыка каждым сотрудником.
Типы квалификации
Тренеров не обучают в ВУЗах, но при этом высшее образование играет не последнюю роль при выборе кандидата на эту должность.
Тренеры бывают двух типов:
- Тренеры, у которых гуманитарное образование в сфере психологии. В лучшем случае это высшее образование, в худшем – факультативные курсы.
- Тренеры, которые окончили физико-математический, политехнический или экономический факультеты.
Ни первые, ни вторые не имеют специального уклона в сферу продаж, однако вторая категория тренеров имеет совершенно другое видение и подход к обучению.
Тренеры с психологическим образованием — не самый лучший выбор для компании. Это категория теоретиков, которые в реалиях бизнеса не способны показать на своем примере, как происходит весь процесс.
Их тренерские способности базируются на умении имитировать обстоятельства и обучать в формате игры. Но при этом тренер использует абстрактный язык понятий. В структуре его программы нет ни скриптов, ни кейсов с возражениями клиентов.
Тренеры с техническим образованием говорят с вашими сотрудниками на языке цифр. Для них продажи – это четкие цифры, схемы, методики, пошаговые руководства. Неоспоримым их преимуществом является дополнительное образование в сфере продаж.
Самый идеальный вариант, когда у тренера есть несколько лет опыта работы в отделе продаж. Найти такого человека не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Тренер по продажам: оценка эффективности
Каким должен быть эффективный «учитель», который способен приносить результат в компанию?
- Уметь формировать необходимые навыки у сотрудников отдела продаж.
- На собственном примере уметь показать, как закрывать сделку.
- Находиться в состоянии постоянного профессионального роста.
Желательно, чтобы кандидат продемонстрировал вам свое умение проводить обучающую программу. Хотя бы 30-минутный тренинг.
Хороший вариант проводить такие демо-версии тренингов раз в неделю, получать обратную связь сотрудников и делать минимальные замеры эффективности сотрудников после таких встреч.
Тренер по продажам обязательно должен обладать следующими навыками:
- Доносить свои мысли на понятном для сотрудников языке
- Мотивировать сотрудников
- Выдавать четкую инструкцию к действию
- Создавать программу тренинга
- Задействовать в упражнения всех участников
- Давать конструктивную обратную связь
- Уметь рассказывать истории
- Работать с «трудными» слушателями
- Ставить правильные вопросы
- Использовать приемы вовлечения
- Обладать ораторским искусством (параметры техники речи, контакт глаз, жесты, интонация, движения, база рук, дикция, темп и слова-паразиты).
Мотивация тренера
Материальная мотивация тренера зависит от его опыта и прошлых достижений. Очень важно оценить соотношение цены и качества.
Система мотивации должна включать:
- Оклад
- KPI
- Квартальный процент
Он должен получать оплату своего труда исходя из финансовых достижений отдела продаж. Постоянно делайте замеры эффективности и сравнивайте их с результатами предыдущего периода.
Преподавательский «корпус»
Хороший внешний тренер по продажам вам нужен с определенной периодичностью, когда требуется прорыв. Если вы все сделали верно в соответствие с тем, что изложено выше, то с этим у вас проблем нет. Свежий взгляд со стороны полезен всегда. Но это не значит, что в компании должен отсутствовать процесс внутреннего обучения.
Функции внутреннего тренера могут выполнять только линейные руководители (начальники отделов) и лучшие менеджеры. Это вполне приемлемо, пока отдел продаж не разросся и не превышает 4 человек.
Как только компания становится больше, то, помимо руководителей и лучших продавцов, которые обучают сотрудников в фоновом режиме, в штате компании потребуется тренер как отдельная штатная единица. Обычно это происходит, когда количество сотрудников в коммерческой структуре переваливает за 50.
Проводим ABC XYZ-анализ
Первое, что должен предложить тренер по продажам, оказывая консалтинговую услугу компании, — это провести ABCXYZ-анализ текущей клиентской базы. Он даст понять, на каких покупателей сконцентрировать свое внимание для роста выручки, а от взаимодействия с какими лучше отказаться – итоговая сумма сделки с ними не стоит затраченного времени.
ABCXYZ-анализ разделит текущую клиентскую базу на несколько категорий:
А — контрагенты c наибольшими объемами закупок,
В — покупатели со средним объемом закупок,
С — покупатели с небольшим объемом закупок.
X — те, кто чаще всего обращается в компанию и закупают на одни и те же суммы,
Y — те, кто обращается в компанию нерегулярно, и с непредсказуемыми суммами сделок,
Z — те, кто совершает единичные покупки.
Расположите по оси АВС покупателей по выручке, по оси XYZ – по частоте совершаемых сделок. При пересечении данных категорий образуются 9 клиентских групп: AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ.
Покупатели из категорий А и В обеспечивают основной приток финансов в компанию – сосредоточьте внимание на них. Стимулируйте переход покупателей из категорий BX, AY, BY в категорию AX. Не распыляйтесь на тех, кто попал в категорию С, – они не принесут значительный объем выручки компании.
Замеряем пенетрацию
Пенетрация в клиенте – это доля продукции вашей компании в общем объеме закупок партнера. Она отражает истинный закупочный потенциал компании. Квалифицированный тренер, который оказывает вам консалтинговые услуги, должен уметь не только выявить его, но и показать возможности для стимулирования контрагента к более частым покупкам и на большие суммы (up-sale и cross-sale).
Сделать это можно с помощью опроса. Выясните:
- Каковы объемы закупок такого же товара в других компаниях?
- Каковы объемы закупок другого вида товара у конкурентов?
- Каковы преимущества работы с конкурентами?
- Какие товары они покупают у других, хотя могли бы покупать у вас?
- Что вы можете сделать для того, чтобы контрагент покупал у вас на 15-20% больше?
В среднем к такому опросу будут готовы около 70% текущих покупателей. Далее тренеры Oy-li организуют сессии с ведущими представителями отрасли, которые подскажут, что сделать для того, чтобы заказчики стали покупать у вас больше. А сейчас 4 направления работы для расширения доли от тренеров компании:
- Создайте новое коммерческое предложение по замечаниям покупателей;
- Определите каналы соприкосновения с целевой аудиторией;
- Скорректируйте планы менеджеров по текущим клиентам;
- Замеряйте долю регулярно.
Выделяем наиболее эффективные каналы
Тренеры компании Oy-li рекомендуют выделять самые эффективные для компании каналы продаж и работать с ними. Наши тренеры знают не менее 20 таких каналов, но для налаживания эффективных бизнес-процессов достаточно и 3-4.
К примеру, компания может пойти по пути собственных проб и ошибок. В этом случае ей не избежать непредвиденных трат, что непременно приведет к замедлению развития бизнеса и даже его закрытию.
Исходя из опыта работы тренера с различными сегментами бизнеса, можно определить в продажах для каких из них не подойдут холодные звонки. Реклама в традиционных масс-медиа может также оказаться неэффективной. Растущий интерес к интернету и соцсетям делает этот канал более привлекательным, но и он может оказаться малоэффективным в том случае, если целевая аудитория определена неверно. Скорректировать представление о ней поможет квалифицированный тренер.
Настраиваем бизнес-процессы
Основной упор, который важно сделать, — это автоматизация бизнес-процессов для роста выручки. В компании не только разделяются зоны ответственности продавцов, но и доводятся до автоматизма каждый из этапов заключения сделки:
- Поиск покупателей: обработка входящих лидов, работа по текущей базе и «отвалом»;
- Холодный звонок и отправка коммерческого предложения;
- Презентация продукта, ведение переговоров;
- Заключение договоров и его исполнение;
- Контроль поступления оплаты.
Все это позволяет правильно настроить воронку продаж, и вне зависимости от настроения отдельных сотрудников, регулярно наращивать выручку.
Тренер по продажам: как проверить сотрудников
Мы советуем периодически проверять знания сотрудников с помощью тестирования. Для подготовки к нему составьте учебник, который будет освещать не менее 300 вопросов, затрагивающих как можно больше деталей и аспектов. В сам тест включите порядка 100 вопросов.
Какие вопросы могут быть в тестах:
- Об истории компании — когда и кем создана, миссия, ценности, специализация, достижения, награды, планы.
- О ключевых клиентах.
- О ключевых продуктах — самые высокомаржинальные, которые надо продавать в первую очередь.
- О результатах по кейсам — отзывы клиентов, которые чего-то достигли благодаря сотрудничеству с вами.
- О конкурентных преимуществах компании — чем ваша лучше других.
Тестирование надо проводить не только среди новых сотрудников. Возьмите за правило делать это во всем отделе продаж 1 раз в квартал.
Мы рассмотрели, какие направления комплексного исследования бизнеса позволяют повысить эффективность работы компании в десятки раз. Внедрять их мы рекомендуем совместно с тренером по продажам, чтобы добиться максимального эффекта.