Результаты работы менеджера напрямую зависят от правильного распределения обязанностей в отделе продаж. Наш опыт показал, что можно использовать до 6 разных схем в зависимости от сферы бизнеса, каналов продаж, размера клиентов и т.д. Убедитесь, что ваши продавцы работают максимально эффективно.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Обязанности в отделе продаж
Читайте в статье:
-
Обязанности в отделе продаж: по функциям
-
Обязанности в отделе продаж: по каналам
-
Обязанности в отделе продаж: по целевой аудитории
-
Обязанности в отделе продаж: по продуктам
-
Обязанности в отделе продаж: по территории
-
Обязанности в отделе продаж: зоны управляемости
- Обязанности в отделе продаж: навыковая модель
-
Обязанности в отделе продаж: кейсы
Распределение обязанностей в отделе продаж происходит в зависимости от внешних факторов:
- функции;
- каналы продаж;
- целевая аудитория;
- продукт;
- территория
Также структура отдела продаж может быть сформирована, исходя из внутренних факторов:
1. Линейная структура. В рамках такой структуры обязанности в отделе продаж распределяются по функциям. При этом группа сотрудников сконцентрирована вокруг своего руководителя.
2. Ячеечная структура. Менеджеры отдела продаж с разным функционалом группируются вокруг конкретного клиента. Они обеспечивают весь цикл реализации продукта этому клиенту.
Обязанности в отделе продаж: разделение по функциям
Обязанности в отделе продаж по их функциональному составу делятся на три категории.
- Квалифицированный поиск и привлечение клиента (hunter). Эта обязанность возлагается на группу сотрудников:
- телемаркетинг (отдел холодных продаж, call-центр);
- seo-оптимизация;
- таргетинг;
- генерация траффика;
- лендинг;
- интернет-маркетинг.
- Закрытие клиента (сloser). В этой сфере работают менеджеры, нацеленные на:
- продажи наибольшему количеству новых клиентов;
- увеличение суммы среднего чека.
- Поддержка продаж (farmer) в рамках текущей базы данных. Эти сотрудники замотивирована на:
- увеличение доли в клиенте;
- допродажи (up sale) и продажи смежного товара (cross sale);
- снижение показателя «отвала» клиентов
Распределение обязанностей в отделе продаж по 3 функциям в целом зависит от сферы бизнеса. Если вы занимаетесь розницей, то в вашей структуре могут быть задействованы только функции привлечения (hunt) и закрытия (close). А функцию поддержки продаж заберут на себя маркетологи, которые будут и привлекать, и стимулировать клиентов к повторным покупкам. В сфере услуг, скорее всего, понадобится поддержка продаж. Поэтому тут следует подумать о выделение отдельных штатных единиц для реализации этой функции.
Обязанности в отделе продаж: разделение по каналам
Во-первых, сначала нужно определиться с каналами, которые для вас рентабельны.
Во-вторых, следует выстроить структуру, которая позволит отрабатывать эти каналы как можно эффективнее.
Поканальная структура может выглядеть примерно так.
- Взаимодействие с дилерами
Если в составе вашего предприятия существует такая обязанность, то скорее всего структура, которая выполняет ее, не должна входить в отдел продаж.
- Прямые продажи
Это, собственно, классический отдел продаж с внутренним делением по функциям: привлечение и квалификация клиента, его закрытие, поддержание продаж.
- Тендеры
Представляют собой довольно специфическую деятельность. В этой сфере должен действовать специально обученный специалист.
- Розничные продажи
Розничные продажи представляют собой реализацию продукта с помощью своих точек продаж. Канал в канале. Лучше под эту функцию выделять отдельных людей.
- Розничные сети
Использование чужих розничных сетей для реализации своих товаров или услуг. За взаимодействие с ними отвечает специально выделенный сотрудник.
Если в вашей компании функции продаж не распределены поканально, и все работают со всеми, то очень вероятна потеря в выручке. Так, менеджер, который занимается и тендерами, и прямыми продажами, может «прикрываться» потенциальными миллионными сделками по тенедерам и «забывать» о продажах на 50 000 руб.
Обязанности в отделе продаж: разделение по целевой аудитории
В разрезе целевых аудиторий обязанности в отделе продаж можно разделить по 2 основным критериям:
- отрасль;
- крупность.
Продажи приходится часто распределять между менеджерами по принципу специфичности отрасли и величине сделок. Наиболее часто такое деление в продажах происходит в таких сферах бизнеса как:
- маркетинговые услуги;
- бухгалтерские услуги;
- строительные материалы;
- медиа;
- информационные технологии и т.д.
Обязанности в отделе продаж: разделение по продуктам
Продукты бывают простые и сложные. В соответствие со степенью сложности их отгрузки обязанности в отделе продаж можно квалифицировать как:
1. Транзакционные продажи. Простые быстрые отгрузки. Характерно для розницы или готовых продуктовых решений.
2. Экспертные продажи. Отгрузка сложного продукта. Характерно для бизнеса, сопряженного с проектной деятельностью, нестандартными решениями и интеллектуальными продуктами:
- дизайн-проекты;
- it-решения;
- внедрение сложных процессов и т.д.
Мотивация отдела продаж: «Быстрые деньги»
Вы можете мотивировать сотрудников на получение быстрых денег. Этот прием хорошо работает в рознице. Например, при выполнении какого-то плана к концу недели менеджер может сразу забрать определенную сумму денег, не дожидаясь дня получения зарплаты.
Можно еще устроить конкурс «Кто первый продаст продукт/услугу». Такая мотивация отдела особенно полезна, когда требуется побороть страх менеджера перед большим чеком. Люди боятся называть большие цифры. И ваши сотрудники не являются исключением. Дайте им заработать быстро. А они научатся продавать дорогие продукты.
Обязанности в отделе продаж: разделение по территории
Обязанности в отделе продаж могут вполне зависеть от местоположения ваших клиентов. В этом смысле может учитываться:
- локализация дилеров;
- назначение торговых представителей в регионах;
- выделение ответственных за районы мегаполиса и т.д.
Обязанности в отделе продаж: разделение по зонам управляемости
У ответственного за те или иные группы обязанностей в прямом подчинения должно находится не более 7 объектов управления:
- менеджеров;
- точек продаж;
- магазинов;
- замов и т.д.
Если количество объектов управления превышает число 7, эффективность продаж снижается.
Обязанности в отделе продаж: навыковая модель
Должностные обязанности в отделе продаж должны соотноситься с навыковой моделью, ведь это инструкция о процессах и процедурах в компании. В навыковой модели необходимо зафиксировать порядок действий и поведенческие моменты для сотрудников, как нужно действовать в той или иной ситуации, а также прописать навыки, необходимые для заключения сделки.
Навыковая модель разнится в зависимости от сферы бизнеса. Так, в сегменте В2С для коротких сделок менеджер должен знать и применять 5 этапов продаж, то есть уметь установить контакт, выявить потребность, провести презентацию, отработать возражения и закрыть сделку. Для длинных сделок в этом сегменте потребуется умение торговаться и задавать СПИН-вопросы.
Для В2В компаний, которые работают в сегменте малого и среднего бизнеса уже возникает необходимость делать холодные звонки и презентации. А для крупных сделок навыковая модель будет дополняться умениями полноценно провести переговоры, заводить деловые связи (нетворкинг), участвовать в тендерах.
Кейсы
Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»
Ячеечная структура отдела продаж обеспечивает более тесную связь с клиентом. Тогда в каждую ячейку можно посадить сильного переговорщика, ответственного исполнителя, креативного маркетолога и т.д. Такая система хорошо работает в сферах сертификации, маркетинговых агентств, рекламных компаний. В одной из наших фирм-партнеров, которая занималась сувенирной продукцией, был сильный менеджер по привлечению и закрытию новых клиентов. Всем остальным сотрудникам это удавалось гораздо хуже. Было принято решение сгруппировать вокруг нее ячейку с исполнителями. После первой покупки исполнителю передавали клиента на последующее обслуживание.
Одна компания, занимавшаяся сооружением крыш, в качестве хантеров использовала гастарбайтеров. Они высматривали строящиеся дома и интересовались телефоном прораба. Затем по этому номеру перезванивали из отдела продаж с вопросом, когда начнется строительство крыши. Этот канал продаж дал компании оборот в 250 млн руб. в год.