Неважно, каким бизнесом вы занимаетесь, продаете товар или услуги, сколько на рынке конкурентов – всегда можно найти точки роста для отдела продаж. Роман Севриков пришел в компанию и сразу попал на тренинг в Oy—li. Он учился и параллельно внедрял все новые инструменты. Ему удалось за несколько месяцев сократить длину сделки в 3 раза и настолько же увеличить выручку. В интервью Роман рассказывает, какие изменения помогли достичь таких результатов.
Хотите найти свою нишу и добиться таких же результатов, как герой этого интервью?
Приходите на программу Oy-li
Роман Севриков,
Руководитель отдела продаж
Справка
Компания занимается утилизацией
твердых бытовых отходов в Москве
Выручка — до 2,4 млрд руб. в год
Какие слабые места вы нашли в вашем отделе продаж?
Отсутствие системы продаж — это самое слабое место. До обучения в Oy-li у нас не было понимания, где искать клиентов, какая наша целевая аудитория, какие каналы продаж использовать. У нас не было по сути ничего, в том числе CRM-системы. Мы работали только на входящих звонках.
Продажами никто не занимался. Очень многие бизнесмены думают, что если они умеют что-то делать, то этого достаточно для продаж. Если ты умеешь производить товар, то это не значит, что его кто-то купит, над этим придется серьезно поработать.
Какие инструменты внедрили?
Мы провели ABCXYZ-анализ клиентской базы, определили свою целевую аудиторию и разделили ее на 3 сегмента: те, кто нам очень интересны, просто интересны и наименее интересны.
По каждому сегменту настроили воронку продаж, предварительно внедрив CRM-систему, связав ее с IP-телефонией, подключив систему email-рассылок, виджет в Фейсбуке.
Прослушка звонков позволила держать менеджеров в тонусе: во-первых, они всегда знали, что я их слушаю, во-вторых, мы выявляли ошибки, разбирали, меняли скрипты.
По совету Екатерины Уколовой, мы начали проводить минисовещания по 40 раз в месяц. И это подход реально работает. Это очень крутой инструмент.
Внедрение листов развития менеджеров и сквозных отчетов очень сильно помогло. Система «Светофор» — это просто потрясающая штука, работает «на ура» в любом бизнесе.
Также мы создали серию писем, которые раскрывали преимущества работы с нами. Их рассылку запускали как раз в тот момент пока ЛПР (лицо, принимающее решение) рассматривал наше коммерческое предложение. В этот момент цепочка писем помогала принять решение в нашу пользу.
Я переделал все коммерческие предложения, сделав их продающими с помощью языка «характеристика-преимущество-выгода». В результате нам удалось увеличить средний чек на 20%.
Что изменили в структуре отдела продаж?
Как раз вскоре после обучения мы купили компанию-конкурента, и у нас появилось 2 отдела продаж. Мы решили их сохранить, но разделили по типам клиентов. Один отдел работал с покупателями из категории А (самыми лояльными), второй – из категории В (кто хотя бы раз заказывал наши услуги). И отдельно мы назначили менеджера, который работал с сегментом B2G – принимал участие в тендерах.
Кроме того, еще мы подключили к CRM виджет, который позволил автоматически передавать клиентов из отдела продаж в другое подразделение уже на обслуживание.
Удалось ли сократить среднюю длину сделки?
Мы сократили ее в 3 раза! Если раньше она составляла около 2 месяцев, то сначала мы ее сократили до 21 дня, а потом до 14!
Прежде всего это стало возможно благодаря CRM: система четко заставляла менеджеров сделать следующий, следующий и следующий шаг. Каждую сделку мы стали контролировать по всей воронке продаж. И сразу появились вопросы к менеджерам: «Почему ты поставил второй звонок аж через неделю? Давай позвоним клиенту завтра».
Расскажите о новой системе мотивации менеджеров
Раньше система была такая: менеджер получал клиента и в конце года с него бонусы. Например, 10% от прибыли за первые 3 месяца, потом 5% от прибыли следующие 4 месяца и так далее.
Мы все это изменили, перевели менеджеров на систему мягкого оклада, привязали его к количеству отправленных коммерческих предложений, сделанных встреч и звонков.
Менеджеры сначала были недовольны. Но как только я все объяснил, они сразу зашевелились и забегали. Любую систему нужно продавать! Даже систему мотивации (смеется).
Раньше показатели были примерно такие – 40 звонков в день, 5 отправленных коммерческих предложения, 3-4 встречи в неделю, 1 сделка в неделю. А теперь за счет всех внедренных инструментов и продающего коммерческого предложения, удается закрывать сделки просто из звонков, без встреч и лишней траты времени.
Что изменили в маркетинге?
Игорь Манн посоветовал внедрить очень много интересного, помогла его книга «Маркетинг без бюджета». В этой книге он дает около 70 инструментов для внедрения. Из всех этих фишек мы внедрили 39. Например, мы поменяли визитки: сделали их в форме мусоровоза. И это прям сразу нас выделило на фоне конкурентов. На обороте визитки мы поставили цены и QR-код со ссылкой на сайт.
Как сократить длину сделки
Расчет длины сделки
Длина сделки рассчитывается исходя из:
- общего числа сделок, закрытых положительно и отрицательно,
- общего числа календарных дней, которые они продолжались.
Например. В марте было 6 сделок. Две по 15 дней, две по 10 дней, две по 14 дней. В сумме получаем 78 дней (15+15+10+10+14+14).
Считаем среднюю длину сделки: 78 / 6 = 13. Если какая-то сделка выходит за пределы этого срока, надо принимать решение – вести переговоры дальше или уже не тратить времени.
Расчет конверсии
На рост продаж также влияет конверсия. Формула ее расчета такова:
Число купивших клиентов / (число купивших + число отказавшихся клиентов) х 100%
Например. В марте у компании было 50 новых клиентов. 12 заключили сделку, 17 – отказались от покупки, 21 – не определились с выбором. Считаем конверсию: 12 / (12 + 17) х 100% = 41,3%
Хотите тоже получить толчок для развития вашего отдела продаж?
Приходите на программу «Отдел продаж под ключ»