Как увеличить продажи на производстве, работающего на российском рынке и за рубежом? Собственник компании STOLLER Сергей Мазин рассказал, как используя декомпозицию в качестве базового принципа при планировании, а также при помощи реструктуризации коммерческой структуры и изменения системы мотивации, достичь роста оборота на 29% за 1 месяц.
Хотите найти свою нишу и добиться таких же результатов, как герой этого интервью?
Приходите на программу Oy-li
Сергей Мазин,
собственник компании STOLLER
Справка
Компания STOLLER
Сфера деятельности – производство и монтаж светопрозрачных конструкций (окон) из дерева и дерево-алюминия.
Местоположение – производственная база в г. Волгоград. Продажа изделий по всей России: 70% — г. Москва, 20% — регионы, 10% — экспорт. Магазины компании присутствуют в Москве, Волгограде, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону и за рубежом.
В штате около 70 сотрудников
Годовой оборот за прошлый год 280 млн руб. до обучения в Oy-li
Сайт – oknastoller.ru
Компания STOLLER действует на рынке с 2000 года. За это время она прошла путь от предприятия «Пребрежное», которое производило и отгружало деревянную упаковку для партнеров в области нефтехимии в Европе. Постепенно в «Пребрежном» научились обрабатывать дерево и «вырастили» собственных мастеров столярного дела.
В результате достигнутых договоренностей двух компаний (австрийской «Estfeller» и российской — «Прибрежное») в 2012 году появилась новая компания STOLLER. На сегодняшний день она выступает на рынке под одноименной торговой маркой – «STOLLER» и представляет свою продукцию не только на российском, но и европейском рынках.
Сергей Мазин: «Мы постоянно учимся. Выбираем для себя новые инструменты, внедряем и смотрим на результат. В Oy-li пришли за очередными инсайтами и в итоге получили их. Они касались структуры коммерческого подразделения, планирования, а также того, что большие финансовые цели можно ставить от желания собственника, а не от рынка».
Декомпозиция планов: зачем «разрезать» прогнозную прибыль до уровня 1 рабочего дня
Сергей Мазин: «Изначально мне очень понравилась сама идея заработать столько, сколько реально хочется без учета собственного видения рынка, мнения топ-менеджеров и имеющегося опыта. И это сработало».
Поставив финансовую цель в соответствие с видением собственника, а не «под диктовку» рынка, в компании «разрезали» планы, буквально, до уровня 1 дня и 1 менеджера, чего раньше не делалось.
Таким образом, была определена ежедневная выручка и ежедневная норма активности менеджеров по количеству звонков и встреч. Это, по мнению Сергея Мазина, очень важно понимать. Ведь если знаешь, что и в каком количестве должен делать каждый сотрудник каждый день, то большая цель по прибыли становится понятной и достижимой.
Материальная мотивация: как стимулировать выполнение плана
Сергей Мазин: «Раньше менеджеры получали оклад плюс процент с продаж. Теперь мы установили базовую планку, которая регулирует размер бонусов в зависимости от того достиг ее продавец или нет. Кроме того, ввели еще одну переменную часть в заработной плате. Ее выплата обусловлена выполнением KPI».
В STOLLER скорректировали систему мотивации. Оставили «твердый» оклад, размер которого всегда остается неизменным и никак не связан с объемом продаж.
В результате декомпозиции планов по прибыли внедрили несколько показателей эффективности KPI(Key Performance Indicators): количество звонков, количество встреч, ежедневная выручка, ведение сделок в CRM. За их выполнение выплачивается упомянутая переменная часть зарплаты – «мягкий» оклад.
Что касается бонусов, то их менеджер получает по «пороговому» принципу: выполнение плана до 80% — бонусные выплаты не осуществляются, 80-90% — 0,5% от выручки, 90-100% — 0,8%, 100% — 1%, свыше 100% — 1,2%.
Описанная система привела к оптимальному соотношению окладных частей в зарплате менеджеров STOLLER. При условии выполнения продавцом плана на 100% на «твердый» оклад приходится 20%, на мягкий за выполнение KPI- еще 20%, бонусы составляют 60%.
Сергей Мазин: «Реализация этой схемы, конечно, была не самым безболезненным процессом. Но нам удалось достучаться до сотрудников. И мы не потеряли ни одного сильного менеджера из команды».
Отчет «Доска»: что дает визуализация отчета
Сергей Мазин: «Ежедневный сводный отчет «Доска» добавил в нашу работу элементы конкурса и способствовал повышению конкуренции и соревновательности среди менеджеров».
Ежедневно все важные результаты дня заносятся в общую таблицу в разрезе каждого сотрудника. Ее принципиально заполняют вручную и в конце рабочего дня фотографируют для того, чтобы на следующий день продемонстрировать на утреннем брифинге (общем собрании) всем сотрудникам.
В качестве наиболее важных показателей для «Доски» в компании определили следующие показатели: план дня, факт дня, остаток плана до конца недели.
Структура коммерческого подразделения: как правильно ее организовать
Сергей Мазин: «На момент обучения мы проводили реорганизацию. Существовали отдельные компании по продаже дверей, производству и продаже деревянных окон, а также розничные региональные магазины в Ростов-на-Дону, Краснодаре, Ереване, Нью-Йорке, Баку и Сингапуре. Сейчас, кстати, открываемся в Лондоне. И во всем этом непростом процессе серьезную помощь нам оказал консультант Oy-li– Николай Долгов».
До обучения в результате слияния планировалась создание одной большой продающей структуры, по аналогии с другими подразделениями: бухгалтерией, логистикой, юристами, снабжением. Но то, что работает для одних, не сработает для продаж.
По рекомендации консультанта было создано 5 отделов продаж. И, как отметил собственник STOLLER, это еще один важный инсайт, согласно которому таких отделов должно быть несколько, а не один. Подобный подход позволяет сегментировать продажи по каналам, продуктам и аудиториям и «попадать» в целевые группы клиентов более точно.
Таким образом такой шаг, во-первых, создает так необходимую для коммерческой структуры внутреннюю конкуренцию. Во-вторых, делает сам бизнес более прозрачным и эффективным, так как разграничивает разные по своему основанию бизнес-процессы.
На сегодняшний день действуют:
- отдел розничных продаж, который отвечает за реализацию всех продуктов;
- клиентский отдел, взаимодействующий с крупными клиентами, дилерами и франчайзи;
- отдел по работе с архитекторами и дизайнерами;
- отдел по работе с компаниями, занимающимися частным домостроением;
- интернет-продажи.
Внутри каждого из отделов также существует свое функциональное деление сотрудников. Например, в рознице присутствуют хантеры – они звонят и ходят по встречам, а также фермеры – те, кто, находится непосредственно в салоне. При этом сотрудники иногда меняются местами по принципу «калейдоскопа».
Хантер также являются основной «боевой» единицей в отделах по работе с архитекторами и дизайнерами, а также со строительными компаниями. В интернет-продажах люди сидят на входящем потоке и обрабатывают его, завершая сделки на месте, выполняя, по сути, роль клоузеров.
Результат
В итоге после обучения в Oy-li и применении новых бизнес-форм и инструментов такая довольно крупная компания как STOLLER начала перевыполнять ежемесячный план. И вот результат: в первый месяц рост составил 29%, а во втором — 19%.
Как увеличить продажи на производстве
Декомпозировать планы
У компании должны быть стратегические цели. Для этого может пригодиться технология SMART. Аббревиатура расшифровывается так:
- Specific — конкретная,
- Measurable — измеримая,
- Achievable – амбициозная, но выполнимая,
- Relevant — обеспеченная ресурсами,
- Timebound – ограниченная по времени.
Можно ставить цели по доле рынка, выручке, прибыли и т.д. С учетом этих целей необходимо ставить планы, которые затем декомпозировать по регионам, отделам, сотрудникам, месяцам/дням, показателям эффективности.
Важно не просто поставить цель, но и использовать все инструменты для ее достижения. Детализация на подзадачи позволяет шаг за шагом идти к нужному результату. Например, для достижения цели бывает необходимо решить задачи по новым клиентам, продуктам, увеличению доли в текущих клиентам, по лидогенерации, по возврату клиентов и т.д.
Хотите обойти конкурентов и за 2 месяца увеличить продажи минимум на 30%.
Приходите на программу Oy-li