Структура отдела продаж во многом определяет успех в бизнесе. Правильная структура позволяет грамотно распределить обязанности между менеджерами и учесть это в их мотивации, что неминуемо приведет к росту прибыли. Об этом речь пойдет в беседе с учредителем торгово-розничной компании «МегаТкани» Натальей Грузенко.
Хотите найти свою нишу и добиться таких же результатов, как герой этого интервью?
Приходите на программу Oy-li
Справка
Компания «МегаТкани»
Основана в 2009 году в Уфе.
Наталья Грузенко, учредитель
Сфера деятельности – оптово-розничная торговля тканями и швейной фурнитурой
Сайт: www.megatkani.ru
Наталья, привет! Расскажи, чем занимаешься, какой у тебя бизнес?
Я занимаюсь оптово-розничной торговлей – тканями и фурнитурой, это опт и розница в Красноярске и Москве.
Какие у тебя результаты после наших курсов?
Пришли мы к вам на спаде. После того, как прошли первый этап в Оy-li, у нас было в первый месяц 30 % процентов прироста, во второй – 40 %. В общем, рост стабильный.
В твоем бизнесе напрашивается классический отдел оптовых продаж. Как ты построила структуру, что поменялось?
Структура еще не выстроилась окончательно, но в первую очередь мы разделили своих менеджеров на «хантеров», «фермеров» и «клоузеров», поделили клиентов между ними. Сейчас мы готовим менеджеров для «полей», составляем им KPI и учим.
Перестроились ли планы с точки зрения мотивации?
Изменение мотивации в процессе. В рознице эти изменения уже работают, что подтверждается хорошей конверсией – 75–80 %. Средний чек поднимаем, средний план и конверсия растут.
А в рознице какое увеличение было?
Около 20 %. Хотя она у меня изначально хорошо работала.
Это потому, что у тебя специализированный магазин. Случайные люди в такие места не приходят, а значит, изначально идут за покупкой. В этом спецмагазины схожи с продуктовыми, в которых конверсия доходит до 99 %. Главное, работать со средним чеком. Согласна?
Да, и работать с ним тяжело. Продавцы привыкли продавать то, что подешевле, и потому очень сложно убедить их в том, что нужно начинать предлагать и дорогой товар. Мотивация в этом очень помогает, и я считаю, что всё надо начинать именно с нее. Как только мы ввели мотивацию, необходимость дополнительных объяснений пропала сама собой.
А вот в опте сложность мотивации заключалась в том, что у нас изначально не было серьезной структуры в этом направлении. Потому у сотрудников не было конкретных задач. Люди занимались чем придется, по ситуации. И по факту выходило, что никто ни во что не углубляется. Сейчас мы поставили планы и разграничили обязанности.
С мотивацией я разбиралась целый месяц и переделывала ее несколько раз. Мои продавцы были от этого в шоке, но потом, когда я разобралась в теме, то поняла, насколько это круто.
К тому же, когда составляла таблицу декомпозиции по масштабированию, у меня столько инсайтов произошло в саморазвитии, что картинка, как оно всё должно быть, сама нарисовалась в сознании.
Были ли у отделов конкретные руководители или они появились после курсов?
На складах в Красноярске и Москве были и есть руководители, которые за всё отвечают. После обучения мы решили сделать их РОПами. Однако после экскурсии в отдел продаж Oy-li я узнала, какие обязанности выполняет коммерческий директор, а какие – РОП. Проанализировала информацию и думаю, что оставлю коммерческих директоров на местах, а РОПов добавлю.
А что внедрили с отчетностью?
До сих пор сотрудники мне пишут план дня. Есть отчет по звонкам.
А еще мы раздали опросник с просьбой посоветовать изменения, которые можно ввести, кроме скидок и отсрочки. Результаты разочаровали: даже сотрудники, которые занимаются закупками и знают, что цены у нас и так невысокие, предлагают ввести скидки. Прихожу к выводу, что нужно обучать персонал.
Как планируете это делать?
Сначала через РОПов. Тренера брать пока нет смысла, потому что ему будет сложно вникнуть в специфику товара. Зато уже делаем учебник по продукту.
Сейчас у нас продажи увеличились и нам не хватает сотрудников. Мы перешагнули какой-то порог, клиентопоток на порядок вырос, и мы не успеваем. Не успевает уже никто: ни грузчики, ни менеджеры, ни РОПы. Прибыль, конечно, тоже увеличивается. Значит, будем добавлять людей.
Что бы ты посоветовала тем, кто хотел бы прийти к нам на обучение, но не решается?
Я просто поняла, что мне это надо. Услышала дельные советы и пошла на курсы. Я рекомендую идти к вам потому, что эксперт, который у меня есть, мне реально очень сильно помогает. Для меня ценность Oy-li – это эксперт и шаблоны, примеры, таблицы, которые даются на уроках.
Хотите понять, в какой нише стоит развивать бизнес?
Приходите на программу Oy-li