Как увеличить маржинальность и обеспечить рост выручки в продажах услуг и оборудования для автоматизации торговли? По результатам обучения в Oy-li в компании «Терабайт» начали замерять и улучшать основные показатели в воронках продаж, провели ABCXYZ-анализ, измерили NPS, изменили организационную структуру и разработали новую систему лидогенерации. О том, как это обеспечило 40% ежегодного прироста выручки и увеличение маржинальности с 20% до 35%, рассказал учредитель «Терабайт» Валерий Хорошилов.
Хотите найти свою нишу и добиться таких же результатов, как герой этого интервью?
Приходите на программу Oy-li
Валерий Хорошилов,
учредитель «Терабайт»
Справка
«Терабайт»
Сфера деятельности – автоматизация торговли розничных предприятий
Местоположение – Воронеж
В штате 10 сотрудников
Годовой оборот – 17 млн руб.
Сайт – http://trbyte.ru/
«Терабайт» — молодая компания, на рынке чуть более 2 лет. Деятельность осуществляется по нескольким направлениям.
- Проектирование, разработка и подбор эффективных решений управления бизнесом,
- Внедрение и сопровождение специализированного программного обеспечения,
- Поставка, настройка, ремонт и сервисное обслуживание электронного торгового оборудования,
- Дизайн-проект, подбор, поставка и монтаж стеллажного оборудования.
Несмотря на высокий сформированный спрос, собственник компании Валерий Хорошилов, решил пройти обучение в Oy-li, не только для того, чтобы увеличить выручку, но и предотвратить потенциально возможное падение.
Построение и анализ воронки продаж
Валерий Хорошилов: «Первое, что мы решили сделать, так это отследить эффективность наших продаж по воронкам. Воронка является основным инструментом, который позволяет оценить состояние продаж на предприятии. Обучение в Oy-li дало понимание, как ей пользоваться и правильно анализировать показатели».
Чтобы построить воронку продаж, все бизнес-процессы компании должны быть прописаны, оптимизированы и перенесены в CRM. После этого нужно сформировать несколько воронок по разным срезам. Например, по новым и текущим клиентам, отдельным продуктам и сотрудникам, каналам и целевым аудиториям. В каждой из них контролируются показатели «входа», общей конверсии, конверсии между этапами, длины сделки и длины этапов.
На сегодняшний день мониторинг показателей продаж в «Терабайт» производиться по 4 воронкам.
1. «Быстрые» продажи. Те, которые закрываются по входящим обращениям с конкретным запросом от покупателя. Порой эти запросы не очень четкие, но в «Терабайт» они уточняются и обрабатываются нужным образом с учетом реальных потребностей заказчика.
2. Экспертные продажи. Представляют собой длинные сделки по комплексной автоматизации. Это сложный продукт. Основным этапом является формирование корректного технического задания, учитывающего все особенности запросов и потребностей покупателя. Поэтому в процессе заключения сделки эти продажи перерастают в полноценный консалтинг, который характеризуется высоким уровнем экспертности.
3. Продажа услуг. Подразумевается точечная продажа или допродажа определенных услуг в области оперативного сопровождения торговли: программное обеспечение, сервисное обслуживание ранее поставленного оборудования.
4. «Холодная» лидогенерация. Анализ воронки в этом срезе направлен на оценку усилий по прямым каналам привлечения клиентов. То есть с какой конверсией, например, те же холодные звонки, превращаются в лиды, а лиды – в покупателей.
По определенным причинам в компании «Терабайт» пока иcпользуют две CRM-системы: 1С и Битрикс. Первые 3 воронки формируются в 1C. А контроль конвертации лидов в новых клиентов происходит в Битрикс. По словам, Валерия Хорошилова, в итоге для удобства все будет перенесено в одну среду. Постепенно бизнес-процессы «мигрируют» в сторону 1С.
«Новая» лидогенерация
Валерий Хорошилов: «Мы действуем в довольно сложной области. Аудитории явно требуется качественный контент от эксперта, чтобы разобраться во всех тонкостях законодательства, сложностях оборудования и программного обеспечения. А обучение в Oy-li натолкнуло нас на мысли о контент-маркетинге».
Сейчас в «Терабайте» ведутся работы по «реконструкции» активности в интернете. Создан и выложен новый сайт. Он уже интегрирован с CRM. По любой заявке автоматически заводится сделка.
На сайте созданы 3 специальных раздела, которые сейчас дорабатываются и будут периодически пополняться с целью превратить их в полноценные блоги по следующей тематике:
- ФЗ-54. О применении контрольно-кассовой техники
- ЕГАИС. О системе учета торговли алкоголем
- ВЕТИС. О системе в области ветеринарии
Все это в будущем по планам руководства должно обеспечить серьезную долю всего притока клиентского трафика.
NPS, чтобы заполучить «хороших» критиков
Валерий Хорошилов: «На тренингах Oy-li, мы научились измерять рейтинг лояльности потребителей — NPS».
Замеры индекса лояльности – NPS (Net Prompter Score), ведут к лучшему пониманию потребностей целевой аудитории. Опрос проводился по стандартной технологии 2 вопросов тотально по всей базе текущих покупателей.
По словам Хорошилова, все, кто проставляли оценки работе компании в основном разделились на 2 категории — сторонников и критиков, а не стандартно на 3 — сторонников, нейтральных и критиков. Возможно, это объясняется молодостью предприятия, предполагает собственник. В любом случае, выводы были сделаны. Отдельные «критики» были взяты в разработку, что дало свои плоды в виде улучшения отношений и последующего роста продаж.
ABCXYZ-анализ для выявления «правильных» клиентов
ABCXYZ-анализ – хороший способ, чтобы понять, на кого из покупателей не стоит тратить свое время, а кто наоборот заслуживает самого пристального внимания и усилий.
В компании «Терабайт» провели такое исследование в разрезе клиентов по стандартным критериям объема и частоты отгрузок. Ясность, которое оно дало, позволило по-новому взглянуть на взаимоотношения с некоторыми контрагентами.
Валерий Хорошилов: «ABCXYZ – анализ, буквально, раскрыл глаза, позволил высветить реальную картину. До этого кое-кто из контрагентов нас просто шантажировал, требуя более выгодных условий. Но по результатам исследования стало совершенно очевидно, что отдельным заказчикам не только не стоит делать послаблений, но и вообще можно отказаться от работы с ними».
Значение ценности на высоко конкурентном рынке
Ценность продукта наиболее неуловимая вещь в бизнесе, но от этого ее критическая важность никуда не девается.
Валерий Хорошилов: «Мы действуем в высоко конкурентной среде, где все делают примерно одно и то же. Доказать свою уникальность довольно сложно. Тем не менее, обучение в Oy-li заставило нас серьезно задуматься над вопросами тех уникальных ценностей, которые мы могли бы создавать для наших клиентов».
Если об экспертности и комплексности говорят все на рынке автоматизации торговли, то немногие, особенно крупные компании, готовы глубоко вникать в нестандартные проблемы покупателей. «Терабайт», что называется, повернулся к заказчику лицом:
- предлагаются гибкие, оптимальные, точечные решения, не важно на каком этапе автоматизации сейчас находится розничное предприятие;
- клиент не остается наедине с собой и своей покупкой, а всегда может рассчитывать на квалифицированную и оперативную поддержку в рамках постпродажного обслуживания.
Изменения в организационной структуре
Валерий Хорошилов: «Терабайт» — небольшая компания. Продажами сейчас занимаются 3 человека, включая меня. Но даже в этой ситуации нам удалось эффективно структурировать функционал».
Один человек занимается хантингом. Второй взял на себя обязанности «фермера», обеспечивая допродажи. Валерий Хорошилов, пока выступает в роли клоузера, когда нужно «дожать» покупателя.
Как увеличить маржинальность
В результате внедренных изменений удалось достичь нескольких эффектов. Наблюдается существенный прирост ежегодного оборота: с 12 млн руб. до 17 млн руб. В результате изучения воронок и контроля показателей больше усилий стали прилагать в области услуг, что привело к росту маржинальности с 20% до 35%. Ну и в качестве бонуса, за счет более грамотного перераспределения обязанностей и новой структуры коммерческого подразделения собственник смог побывать в отпуске впервые за несколько лет.
Как увеличить маржинальность?
Под контент-маркетингом принято понимать комплекс информационных технологий, каналов и маркетинговых инструментов, которые используются с целью создания и бесплатного распространения полезных материалов нерекламной природы для покупателей.
К каналам интернет-маркетинга относятся
- Развлекательно-образовательные оффлайн мероприятия
- Вебинары
- Собственный блог / сайт
- Социальные сети
- Целевая рассылка на емейл
- Ютюб
По форме распространяемая полезная информация может быть:
- текстом;
- видео;
- картинкой;
- комбинацией всего выше перечисленного.
Перечислим несколько инструментов, которые вы можете использовать для работы.
Текстовая информация и ее наглядное изложение
Текст является первичной единицей контент-маркетинга. От коротких описаний до глобальных статей – все это помогает сформировать полноценную digital-воронку, в которую будет затягивать лиды. Дело в том, что современный покупатель считает себя очень умным и самостоятельным, и поэтому прежде чем совершить покупку (речь не идет о еде и развлечениях), в среднем прочитывает до 8 страниц текста. Пусть это будут ваши 8 страниц. Ну, и не забудьте приправить их привлекательной инфографикой, чтобы облегчить нелегкий «труд» клиента.
Видео
Вам придется освоить этот инструмент. Люди в основной своей массе все же визуалы и больше любят экшн. Кроме того, видеопродакшн в последнее время становится все доступнее. Многие молодые компании даже обходятся подручными бесплатными средствами. Помните, что для потребителя важнее личность и контент. А вот качественный монтаж и спецэффекты все же вторичны.
Лендинги
Лендинги – такой гибрид сайта и развернутой текстовой структуры. Одностраничник одним словом. Это и канал, и содержание – 2 в одном. У этого инструмента свои законы и правила. Прибегайте к нему, когда хотите продвинуть 1-2 схожих продукта. Подробнее разобраться с лендингами помогут статьи на нашем блоге.
Книга
Книга или Ebook поможет в случае, когда у вас сложный продукт. Неважно товар или услуга. Это такой «учебник» для покупателя, который позволит ему разобраться во всех тонкостях, даст реальные знания, покажет выгоды, научит зарабатытать/экономить, сформирует потребность или просто заставит почувствовать себя гораздо круче.
Проявлять экспертность
На высоко конкурентных рынках очень важно проявлять экспертность, и в случаях со сложным в техническом плане продукте уметь доходчиво донести нужную информацию до клиента.
Здесь очень важно, чтобы менеджер четко знал продукт, который он продает. Здесь речь идет не только о характеристиках и технических параметрах, но и о выгодах и преимуществах для покупателя.
Этому помогает ХПВ-язык, когда клиент получает информацию по схеме характеристика – преимущество — выгода.
Самый простой пример со стиральной машиной. Если сказать, что ее размеры 850 х 600 х 300, то покупатель без сантиметра не всегда сможет представить эти габариты. Поэтому добавляем свойство – это машина узкая, и преимущество – для ее установки нужно немного места. В чем здесь выгода для клиента? Стиральная машина с такими габаритами войдет даже в небольшую нишу и позволит сэкономить пространство.
Если дополнительно менеджер приведет сравнение с другим продуктом в свою пользу, то проявит еще большую экспертность.
Хотите понять, в какой нише стоит развивать бизнес?
Приходите на программу Oy-li