Как измерить, насколько хорошо менеджеры выполняют свои прямые обязанности? Как узнать, что они делают в течение рабочего дня, и что влияет на качество их работы? Рассказываем, какие инструменты помогут ответить на эти вопросы и какие решения повысят эффективность менеджеров.
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Оставляйте заявку
Эффективность менеджера
Читайте в статье:
- Эффективность менеджера: карта рабочего дня
- Эффективность менеджера: фотоотчет рабочего дня
- Как повысить эффективность работы менеджеров?
- Эффективность менеджера: фиксация бизнес-процессов
- Эффективность менеджера: внедрение CRM
- Эффективность менеджера: структура отдела, конкуренция и мотивация
- Эффективность менеджера: контроль квалификации и обучение
- Эффективность менеджера: знание продукта
- Эффективность менеджера: кейс
Эффективность менеджера: карта рабочего дня
Одна из важных функций руководителя отдела продаж — контроль эффективности работы продавцов. Надо понимать, чем заняты сотрудники в течение дня, на каких задачах они сконцентрированы и сколько времени они тратят именно на продажи. Также важно выяснить, у кого из продавцов, действительно, высокая эффективность, а кто лишь создает имитацию бурной деятельности в компании.
Чтобы замерить эффективность продавцов, мы советуем использовать такой инструмент как карта рабочего дня. Она отражает все задачи и время на их выполнение.
Составляйте карту по каждому сотруднику хотя бы один раз в месяц. Поручить ее заполнение можно отдельному сотруднику, который в течение трех дней будет отмечать, на что уходит время каждого продавца. Представьте его сотрудникам отдела, например, как стажера. Это необходимо, чтобы менеджеры не знали о проведении такой оценки в данный момент и работали по привычному графику.
Карта каждого продавца может выглядеть примерно так:
Чем могут быть заняты менеджеры в течение дня
Предпродажа:
- выгрузка прайса
- формирование заявки
- подготовка претензий
Обслуживание:
- контроль дебиторской задолженности
- выписка накладных
- перемещение товаров
- резервирование и т.д.
Форс-мажор:
- работа с рекламациями
- согласование дополнительных условий
- работа с поставщиками и т.д.
Отчетность:
- подготовка к собраниям
- присутствие
- формирование отчетов
Личные дела:
- обед
- перекур
- чаепитие.
Вы удивитесь, сколько информации об эффективность ваших сотрудников вы сможете узнать. Зачастую обнаруживается, что большую часть дня сотрудники тратят впустую. Причем, далеко не всегда они делают это специально и осознанно. Второстепенные задачи или проблемы других отделов могут мешать им сконцентрироваться на своих главных целях.
Эффективность менеджера: фотоотчет рабочего дня
На основании результатов карты рабочего дня продавцов составляется фотоотчет. Для этого все задачи разделите на 4 блока и оцените в процентном соотношении, сколько времени у каждого сотрудника ушло на каждый блок задач.
4 категории задач:
- непрофильные (внутренние)
- основные (задачи по продажам)
- сопутствующие (косвенные задачи, но влияющие на процесс продаж)
- личные
Как повысить эффективность работы менеджеров?
Благодаря фотоотчету РОП сможет получить ответы на следующие вопросы:
- Сколько времени каждый из продавцов тратит на решение определенного типа задач?
- Как повысить эффективность сотрудников за счет перераспределения обязанностей?
- Насколько высока эффективность определенного бизнес-процесса, можно ли его упростить или полностью исключить?
- Насколько высока эффективность каждого сотрудника при выполнении определенной задачи?
- Какие есть слабые места каждого менеджера, которые влияют на его эффективность?
- Как проходит день у опытного и самого слабого продавца?
- Почему не выполняется план?
- Насколько быстро и эффективно взаимодействуют между собой разные подразделения компании?
Как использовать полученные данные:
- Внести изменения в организационную структуру отдела или компании;
- Отрегулировать бизнес-процессы: упростите, отмените, автоматизируйте, передайте часть обязанностей другим сотрудникам/отделам;
- Увеличить нагрузку на выполнение продавцами только своих прямых обязанностей;
- Используйте график лучшего продавца как шаблон для организации деятельности остальных.
Мы разобрали, как с помощью карты рабочего дня и фотоотчета можно повысить эффективность сотрудников, рассмотрели основные задачи руководителя и его влияние на производительность труда своих подчиненных. Используйте эти инструменты, внедряйте их без затрат.
Эффективность менеджера: фиксация бизнес-процессов
После того, как вы сформируете фотоотчет и у вас будет полная карта дня на всех сотрудников. Приступайте к оптимизации бизнес-процессов.
Первое, что необходимо сделать – изучить то, что у вас уже есть и как-то работает. При этом отследите бизнес-процессы в следующих разрезах:
- покупатели – их особенности, обусловленные покупательским поведением
- коммуникации – все принятые формы контакта с покупателем
- этапы сделки – важно проследить что именно происходит между тем, когда лид попадает в работу и оплатой.
Работая над бизнес-процессом, важно переключить свое внимание с конкретных клиентов на сделки. Покупатель может быть один, а сделок несколько. И нужно отслеживать состояние каждой из них.
Дальше вам необходимо выстроить оптимальную этапность каждого бизнес-процесса, которая в последствии сформирует эталонную воронку. Приведем пример.
- Лид поступил
- Квалификация лида
- Установление контакта и выявление потребностей
- Отправка коммерческого предложения
- Согласование деталей договора и его подписание
- Оплата счета
- Оценка качества сделки
Как только вы пришли к подобной прозрачной структуре, необходимо максимально детально описать каждый этап: тайминг, скрипты, необходимые действия сотрудников.
Вы должны объяснить сотрудникам, что данный регламент следует соблюдать линейно: сделки никогда «не перепрыгивают» через этапы и никогда «не возвращаются» на предыдущий.
Если продавцы будут пропускать какие-то фазы бизнес-процесса, то покупатель может почувствовать оказываемое на него давление и отвалиться. «Окатываться» назад сделки тоже не могут – это ведет неоправданной трате ресурсов компании.
Эффективность менеджера: внедрение CRM
Внедрение CRM – неотъемлемая часть процессов, направленных на повышение эффективности работы продавцов. Это довольно сложная процедура, так как системы отличаются друг от друга, и не каждая вам подойдет. Поэтому к выбору CRM стоит подходить со всей тщательностью, настраивая ее постепенно.
- Сначала разберитесь с функционалом карточек, заметок и постановки задач по сделке.
- Интегрируйте CRM с сервисом телефонии, чтобы появилась возможность записывать беседы сотрудников с покупателями.
- Интегрируйте CRM с другими источниками трафика: сайтом, лендингом, социальными сетями.
- Начинайте строить воронки отдельно по новым и текущим клиентам, продуктам, аудиториям, каналам, сотрудникам, территориям.
В будущем вы должны будете настроить систему таким образом, чтобы снять с продавцов несвойственную им нагрузку по поиску покупателей, составлению коммерческих предложений с нуля, оформлению документации, выставлению счетов, логистике заказа и т. д.
Эффективность менеджера: структура отдела, конкуренция и мотивация
Структура отдела
Посмотрите, какой функционал сейчас выполняют сотрудники. Если все делают всё, то, скорее всего, отдел работает с минимальным КПД. Целесообразно поручить лидогенерацию одним, первые продажи – другим, а обслуживание постоянных покупателей – третьим.
Также руководствуйтесь оптимальной нормой управления – в 1 отделе не должно быть больше 5 сотрудников. Каким бы талантливым не был руководитель, эффективность работы будет неумолимо снижаться, если он разрывается между 6 и более подчиненными.
Конкуренция
Здоровая конкуренция между продавцами очень важна. Структурно она обеспечивается по формуле: 1 отдел (1 руководитель + 3 менеджера) + 2 отдел (1 руководитель + 3 менеджера)…+ n отдел (1 руководитель + 3 менеджера).
При таком подходе достигается максимальная отдача от работы всего коммерческого подразделения.
Мотивация
Сотрудники станут более эффективными, если вы будете платить им по сложной схеме:
1. «твердый» оклад – фиксированная оплата, не зависящая от выполнения плана, которая не превышает 30% потенциального заработка.
2. «мягкий» оклад — за выполнение показателей KPI не более 10-20% от зарплаты
3. бонусы – не менее 50%, выплачиваемые по сложной пороговой системе процентов в зависимости от нормы выполнения плана.
Эффективность менеджера: контроль квалификации и обучение
Эффективность менеджера также зависит еще и от того, насколько регулярно замеряется уровень его квалификации и проводится соответствующее обучение.
Постоянный мониторинг качества работы продавца, от уровня которого зависит эффективность подчиненного, должен проводится ежемесячно с помощью листа развития.
Лист развития представляет собой чек-лист с навыками, владение которыми менеджер должен демонстрировать в общение с клиентом для успешной продажи. Пробелы по какому-то из навыков, обнаруживающиеся в результате проверки, должны быть «заполнены» точечно с помощью целевых тренингов.
Используйте систему «Светофор» для оценки бесед сотрудников с клиентами. Для каждого менеджера оценка выставляется в процентах. Чем лучше результат, тем выше оценка. Все показатели отображаются в 3 цветах: зеленый — больше 80%, желтый — 60−80%, красный — менее 60% . В итоге вы увидите разноцветное полотно, наглядно демонстрирующее ситуацию с качеством работы персонала.
Эффективность менеджера: знание продукта
Менеджер будет работать эффективно, если досконально знает продукт, который продает. Как это проявляется? Менеджер умеет:
- Аргументированно представить выгоды продукта с точки зрения покупателя
- Правильно обосновать стоимость
- Сравнить свой продукт с аналогом в свою же пользу
Чтобы быстрее и проще изучить все характеристики и достоинства продукта, в компании должен быть учебник по продукту. Кроме того, нужно организовать систему тестирования, а также прослушивать записи разговоров, чтобы убедиться, что сотрудники применяют знания на практике.
Знание продукта поможет не только представить продукт, но и при необходимости сформировать потребность покупки у клиента. Сотрудник при наличии знаний сможет дать контраргументы в сторону продукта другого производителя, убедить покупателя, что ваш товар именно то, что ему необходимо.
Кейс
Екатерина Уколова
Управляющий партнер «Oy-li»
Мы работали с медицинским центром с оборотом в 550 млн руб. в год. Составление карты рабочего дня и появление «стажера» помогли выявить, что сотрудники принимали оплату клиентов «в карман» и много времени тратили совсем не на продажи. Мы скорректировали бизнес-процессы и смогли увеличить выручку на 45%.
Хотите правильно организовать рабочий день менеджеров?
Приходите на программу «Отдел продаж под ключ»