регистрируйся на вебинар Екатерины Уколовой
получитебесплатно
Шаблон оргструктуры
коммерческого отдела
компании
коммерческого отдела
компании
От структуры отдела продаж во многом зависит в целом успех бизнеса. Правильная оргструктура ОП дает возможность грамотно распределить обязанности между менеджерами и разработать для них соответствующие мотивации. Она должна быть поддержкой всех бизнес-процессов и стимулировать плавный и, одновременно, быстрый переход клиентов по их основным этапам. В зависимости от типа бизнеса есть разные модели построения ОП и задача собственника – выбрать из них оптимальный.
Как делится оргструктура в ОП? Существует несколько принципов деления:
В зависимости от схемы построения взаимосвязей между сотрудниками отдела продаж выделяют два типа структуры – линейную и ячеечную.
В случае организации отдела продаж по линейному принципу все должности линейно подчиняются вышестоящему сотруднику. Если есть РОП, то у него в подчинении хантеры и фермеры. Такой тип структуры распространен в большинстве компаний.
При ячеечной организации в каждой команде есть представители разных этапов процесса взаимодействия с клиентами. Есть те, кто работает с новыми клиентами, менеджеры по обслуживанию текущей базы и те, кто назначает встречи. Такой вид структуры широко используется в сертификации, риэлторском и рекламном бизнесе.
В отделе продаж ячеечного типа может быть организовано несколько групп по 3–4 сотрудника с различными функциями во главе с руководителем группы – супервайзером. Все эти группы подчиняются РОПу. Такая организация достаточно гибкая, так как позволяет быстро реагировать на изменение стратегии компании. Состав и задачи таких групп-ячеек можно быстро менять. Если бизнес расширяется – группы усиливаются менеджерами по привлечению клиентов. В случае, когда компания закрепляется на рынке, на первый фланг выходят сотрудники по удержанию покупателей – фермеры и клоузеры.
Конечно, в вашем отделе продаж не обязательно нужно применять только какой-то конкретный тип организации в чистом виде. Это может быть комбинация различных схем, оптимальная для вашей сферы. Главное – правильно расставить приоритеты.
Обычно в отделе бывают сотрудники-универсалы (занимаются одновременно всем и ничем) и менеджеры, разделенные по функциям продаж (функционалы). Второй вариант работает более эффективно, так как более узкая специализация повышает мастерство и экономит время.
Такой тип менеджеров полностью зацикливает все бизнес-процессы на себе – от привлечения клиента и заключения договора до полного его сопровождения. Еще он может заниматься даже процессом отгрузки и доставки продукции. Так часто построена работа в только созданных небольших компаниях.
К преимуществам такой организации можно отнести только простоту управления и экономию на зарплате штата менеджеров. Зато недостатков можно перечислить множество:
В этом случае выделяются наиболее важные функции или этапы продаж и за каждым из них закрепляется отдельный менеджер. Он отвечает за свой этап/функцию. Такое разделение основано на персональной ответственности сотрудников и ведет к росту эффективности работы отдела в целом. Таким образом, на каждом этапе процесса продаж работает менеджер с определенным функционалом и специализацией. Это напоминает конвейер, когда сотрудник в совершенстве владеет какой-то операцией и делает ее быстро и качественно.
Наиболее часто встречаются такие функции менеджеров по продажам:
К плюсам такого деления менеджеров относят:
Основной недостаток такой структуры – текучка кадров, особенно по работе с холодными клиентами.
Рассмотрим такое понятие как зона управляемости. Если фирма маленькая (1–2 менеджера), то на таком этапе развития бизнеса РОП не нужен. Но вот у вас уже трудится 3–4 менеджера – для повышения эффективности их работы стоит найти РОПа и не брать выполнение его функций на себя. Также нужно ограничить верхний предел подчиненных у одного руководителя, их число не должно превышать 6–7 человек. Только в этом случае он сможет контролировать работу команды, помогать закрывать сделки и вести отчетность.
При увеличении количества менеджеров больше семи их следует разделить на два отдела по 3–4 человека и поставить на каждую группу РОПа или супервайзера. При такой структуре отдела продаж можно вводить элементы соревнования, так как уже присутствует конкуренция. А это стимулирует продажи и улучшает плановые показатели.
РОП должен постоянно анализировать и корректировать деятельность команды. Если менеджер не справляется с поставленными задачами в качестве клоузера, возможно, из него получится отличный фермер. Когда сотрудник занимается тем видом работы, который ему больше подходит, выигрывает не только он, но и команда в целом.
Некоторые компании «выращивают» менеджеров, которые постепенно проходят через все этапы работы начиная от более простых к самым квалифицированным. Иногда проводят стажировку и смотрят, какой вид продаж в данный момент наиболее отвечает навыкам конкретного сотрудника.
Не стоит забывать и про правильную мотивацию. Для каждого менеджера в зависимости от выполняемых функций разрабатывается своя система мотивации. Она должна включать твердый оклад, мягкий оклад и бонусы, а вот соотношение между этими частями зарплаты у хантера, клоузера и фермера отличается, и значительно.
Деление оргструктуры по принципу Генри Форда оправдано – чтобы достигнуть результата должно быть достаточно сотрудников, и их обязанности нужно четко разделить.
Итак, для успешного развития бизнеса обратите внимание на структуру отдела продаж. Правильный выбор типа оргструктуры – это уже гарантированный рост эффективности работы персонала и увеличение оборота компании. Проанализируйте бизнес-процессы и подберите оптимальный вариант деления отдела продаж. При необходимости используйте комбинацию разных схем структуры ОП и не бойтесь экспериментировать. Только на практике можно проверить насколько вашему бизнесу подходит именно этот тип построения взаимосвязей в компании.